Мария Жабина
Образовательный проект «Как стать здоровым»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Охрана жизни и укрепление здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача встаёт в осенне-зимний период, в связи с адаптационным периодом у вновь прибывших детей, нехваткой витаминов, перепадами температуры резко возрастает заболеваемость детей.
Поэтому передо мной остро встал вопрос «Что могу сделать я, чтобы укрепить здоровье детей?».
Постановка проблемы
Публикация «Образовательный проект „Как стать здоровым“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Беседуя с родителями, я выяснила, что все они имеют определённые представления о здоровом образе жизни, но на практике не всегда уделяют должного внимания сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья ребёнка.
Из бесед с детьми я узнала, что им знакомы некоторые правила поведения во время болезни (ходить к врачу, пить лекарства, но как правильно вести себя, чтобы не заболеть, дети затруднились ответить, однако были заинтересованы и непременно захотели узнать.
Чтобы сформировать у детей элементарные привычки здорового образа жизни, а также стимулировать родителей к пониманию и принятию важности формирования у ребёнка ответственного отношения к своему здоровью, мы решили реализовать в своей группе образовательный проект на тему : «Как стать здоровым?».
Тип проекта : практико-ориентированный
Вид проекта : среднесрочный
Срок реализации: октябрь-ноябрь
Участники проекта : педагог, дети, родители
Цель проекта : сохранить и укрепить здоровье детей, приобщить к здоровому образу жизни.
Задачи проекта :
способствовать укреплению здоровья детей через реализацию системы оздоровительных мероприятий;
создавать условия для оздоровления и физического развития детей, в том числе совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду;
повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья ребёнка, тем самым, привлекая их к сотрудничеству с ДОУ.
Планируемые результаты:
сохранение и укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости;
рост активности и заинтересованности родителей в вопросах здоровьесбережения детей, степени их вовлечённости в образовательный процесс;
оснащение физкультурного уголка спортивным оборудованием, в том числе и нестандартным.
Работа над проектом предполагала 6 этапов: подготовительный, проектировочный, практический, аналитический, контрольно-коррекционный, заключительный.
На первом этапе для каждой группы участников были определены свои задачи:
Для педагогов: выявить степень сформированности представлений о здоровом образе у детей; выяснить, какая работа ведётся дома по укреплению здоровья и поддержанию естественной потребности детей в двигательной активности; разработать план действий по достижению цели; мотивировать родителей на участие в проектной деятельности.
Для детей: включиться в решение проблемных ситуаций, при помощи взрослых участников проекта узнать, что нужно делать, чтобы стать здоровыми.
Для родителей: выстроить систему работы по сохранению и укреплению здоровья детей в семье, стать примером для детей в соблюдении здорового образа жизни.
Постановка проблемной ситуации пред детьми
Трудность возникла, как сформулировать проблему, чтобы малышам было понятно и вызвало интерес. Тогда я решила организовать игровую ситуацию «Помоги зайке сберечь здоровье». В гости к детям пришел зайка и пожаловался ребятам на то, что он часто болеет. На данную тему была проведена беседа, которая показала, что не все дети знают, как сохранить и укрепить здоровье. На вопрос, почему зайка часто болеет? ответы детей были разнообразны, но, к сожалению, не все дети ответили правильно.
Таким образом, мы решили узнать больше о том, почему же зайка часто болеет, и научить его сохранять и укреплять своё здоровье.
Опрос родителей проводился методом анкетирования. Вопросы анкеты были составлены таким образом, чтобы изучить мнение родителей по всем составляющим понятия «здоровый образ жизни».
По проведенному опросу я сделала следующий вывод: многие родители не совсем понимают, что такое здоровый образ жизни; у них отсутствует представление о комплексном характере данного понятия. Родители воспитанников искренне убеждены в том, что они могут поддержать здоровье ребёнка с помощью использования синтетических лекарственных препаратов, либо с помощью народных методов лечения во время течения болезни. Практически никто из родителей не использует в быту эффективные способы закаливания своего малыша.
Этап № 2. Проектировочный
Содержание деятельности:
Построение плана деятельности с учётом интеграции образовательных областей, определение эффективных методов и приёмов, распределение заданий в работе с учётом выбранной позиции.
В ходе групповой консультации родители познакомились с темой проекта. Главной целью консультации было призвать родителей к формированию привычки к здоровому образу жизни, к формированию умения предупредить ОРЗ, нежели его потом лечить. Также родители были привлечены к оказанию посильной помощи в пополнении физкультурного уголка необходимыми пособиями и оборудованием. Большая часть родителей проявила неподдельный интерес, и безоговорочно согласилась сотрудничать по данному направлению, приняли активное участие в составлении плана мероприятий, предлагая свои идеи.
Завершением данного этапа стала разработка плана мероприятий для основного этапа реализации проекта.
План мероприятий по реализации проекта «Как стать здоровым?»
Мероприятия Сроки Ответственные
1. Экскурсия в спортивный зал детского сада: знакомство со спортивным инвентарем.
2. Наблюдение за играми старших детей на прогулке.
3. Чтение К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе», стихи о здоровье.
4. НОД «В жизни главное - здоровье!»
Цель: Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Закрепить понятие о необходимости соблюдать гигиену. Упражнять в основных видах движений (в беге, прыжках, метании, ходьбе, лазании).
5. Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: развивать двигательную активность детей.
6. «Озорной мяч»
Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.
7. «Воробышки и автомобиль»
Цель: закреплять умение бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
8. Рисование карандашами, фломастерами овощей и фруктов по трафарету.
9. Творческая работа (лепка) на тему: «Витамины», «Овощи», «Микробы на руках».
10. А. Барто «Девочка чумазая», Г. Зайцев «Дружи с водой».
11. НОД «Добрый доктор Айболит в гостях у детей»
Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни. Напомнить детям, что болеть – плохо и что нужно делать, чтобы не болеть. Расширять представление детей о полезных витаминах
12. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи».
Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.
13. П. И. «Кошки - мышки»
Цель: формировать умение бегать в определённом направлении, не толкая друг друга, ходить на носках.
14. С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».
15. Подвижная игра «Кошечка»
Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц
туловища, рук и ног.
16. П. И. «Маленькие ножки бегут по дорожке»
Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал.
17. НОД. «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое.»
Цель: вызывать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать детей к постоянному их выполнению.
Загадки и пословицы о здоровом образе жизни.
18. Потешки про водичку (Приложение №3).
19. НОД «Дружим с водой»
Цель: познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье, повышение интереса к оздоровлению детского организма. Вода – залог чистоты и здоровья.
20. Оформление продукта проектной деятельности «Будь здоров, малыш!».
21. Презентация продукта проектной деятельности «Будь здоров, малыш!».
Реализация проекта :
1. Работа с родителями:
- Анкетирование родителей. Уточнение данных о соматическом и психофизическом здоровье.
- Консультация на темы: «Для чего нужны коврики-массажёры», «О соблюдении режима дня», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Подвижная игра в жизни ребенка», «Занимайся гимнастикой по утрам».
- Изготовление массажных ковриков для стоп.
- Изготовление нестандартного оборудования для физкультурного уголка.
2. Работа с детьми:
Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты) :
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры на свежем воздухе;
- динамические паузы/физкультминутки;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика (с предметами) с проговариванием стихотворных форм.
- хождение босиком «Босоножье»;
- хождение босиком по массажным дорожкам;
- самомассаж стоп и рук;
- профилактика плоскостопия (хождение по ребристым дорожкам и др.);
- игры, направленные на формирование правильной осанки (А. С. Галанов);
- сюжетные игры «Семья», «Больница», «Доктор Айболит», «Собираемся на прогулку», «Игрушки у врача», «Парикмахерская» и другие;
- гимнастика для глаз;
- беседы с детьми «Зачем необходима зарядка?»;
- инсценирование русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки», потешек, стихотворений, загадывание загадок по теме «ЗОЖ»;
- рассматривание материала по теме «Здоровый образ жизни», «Если хочешь быть здоров»;
- подвижные игры «Мыши и кот», «Найди свой цвет», «Наседка и цыплята», «Попади в круг», «Найди свое место» и другие;
- артикуляционная гимнастика.
Этап № 3 Практический
Содержание деятельности: реализация плана мероприятий для достижения цели.
На данном этапе был поставлен детям вопрос «Как мы можем помочь зайке укрепить здоровье и предупредить болезнь?», «Кто может нам об этом рассказать?».
Вначале дети самостоятельно попытались вспомнить, что наказывают им родители и воспитатели (не есть снег, не бегать по лужам, мыть руки, чистить зубы, также они вспомнили, что каждое утро мы ходим на зарядку, обговаривая её важность).
Затем дети решили больше информации о том, как научить зайку не болеть, узнать у своих родителей, бабушек, дедушек, пригласили для беседы медсестру детского сада.
Ребята с большим удовольствием делились полученными знаниями, а затем совместно с воспитателем решили на личном примере научить зайку здоровому образу жизни
В течение месяца с детьми проводились тематические беседы о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший аппетит и крепкий сон и т. д.
Во время ознакомления с художественной литературой обращалось внимание ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни. Разучивались народные песенки и прибаутки о здоровье человека.
В непрерывной образовательной деятельности детям предлагалось поиграть в подвижные, дидактические, сюжетные игры, затрагивающие вопросы здоровья человека.
Ежедневно проводилась работа по закаливанию ребят: умывание прохладной водой, полоскание рта и горла, хождение босиком по коврикам-массажёрам, проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Помимо закаливающих мероприятий с детьми ежедневно проводилась утренняя гимнастика, также дети знакомились с разновидностями гимнастики (дыхательной, артикуляционной, пальчиковой и др.).
Были оформлены выставки детских рисунков по теме «Яблоки на тарелочке», «Лучок», творческих работ в технике пластилинография «Витамины», «Морковка», «Микробы на руках».
Каждый день дети узнавали что-то новое для себя, участвовали в обсуждении и решении игровых проблемных ситуаций. Родители также приняли активное участие: формировали у детей культурно-гигиенические навыки в семье, активно отвечали на вопросы детей, касающиеся здорового образа жизни, оказали посильную помощь в приобретении и изготовлении оборудования для физкультурного уголка.
Этап № 4. Аналитический
Содержание деятельности: анализ эффективности проведённой работы.
На данном этапе мы проанализировали проделанную работу. Дети с удовольствием делятся информацией, которую узнали о полезной и вредной пище, о видах закаливания, познакомились с различными видами упражнений и гимнастики и осознали важность их выполнения, научились самомассажу. Дети чаще стали демонстрировать здоровьесберегающее поведение.
Усвоенные знания мы решили систематизировать и сравнили здоровье с лучистым солнышком, ведь когда человек здоров, он светится, тем самым, поднимая настроение не только себе, но и окружающим его людям.
И у каждого лучика нашего солнышка есть свое имя (Приложение № 4) :
1-й лучик: гигиена
2-й лучик: свежий воздух
3-й лучик: витаминная еда
4-й лучик: физические упражнения
5-й лучик: хорошее настроение
Этап № 5. Контрольно-коррекционный
Содержание деятельности: сравнить планируемые и достигнутые результаты, определить перспективы работы по данному направлению.
По ходу реализации проекта было увеличено время (коррекция, т. к. в процессе поиска ответов обнаружилась проблема: у детей сформировалось в некотором роде ошибочное представлении о том, что если соблюдать все правила ЗОЖ, то посещение врача не обязательно. Тогда перед нами встала задача объяснить, что для профилактики болезни важно посещать врача и выполнять его рекомендации, в том числе и делать прививки.
В результате проделанной работы дети сделали для себя соответствующие выводы, самым главным из которых стал вывод: врач – наш друг.
Кроме того, возникла необходимость сделать памятку для родителей, в которой была подчёркнута важность посещения врача в профилактических целях.
Этап №6. Заключительный
Содержание деятельности: обобщение результатов, презентация продуктов проектной деятельности.
На данном этапе мы провели итоговый опрос детей, который проводился по методу «Модель трех вопросов» :
Что вы узнали нового? Что вас удивило? Что понравилось
больше всего?
- Нужно заниматься
гимнастикой, чтобы
не болеть.
- Чаще мыть руки.
- узнали о том, что такое здоровье.
- Вредные привычки:
что это такое (грызть
ногти, ковырять в
носу, сосать
пальчик).
- Как можно
закаляться.
- О витаминах. Дима К. :
- Солнце, воздух и
вода – наши лучшие
друзья.
Эвелина М. :
- Что такое «тропа
здоровья».
Юра С. :
- как принимать
воздушные ванны.
Арсений Л. :
- Нужно
кушать каши. - Играть в подвижные
игры.
- Рисовать, лепить,
отгадывать загадки.
- Фотографироваться.
- Играть с водой.
Благодаря участию в проектной деятельности, у детей за довольно короткий срок:
1. Появился интерес и желание выполнять различные упражнения.
2. Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по коврикам-массажёрам, испытывая при этом удовольствие, играют с водой.
3. Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
4. Вырос социальный статус малоактивных детей.
5. Родители стали проявлять больше внимания к проблемам формирования у детей привычки к здоровому образу жизни.
6. Развивающая предметно-пространственная среда группы пополнилась необходимым материалом и оборудованием для организации двигательной активности малышей.
Перспективы работы в данном направлении:
С целью дальнейшего формирования у детей ценностного отношения к своему здоровью, формирования здоровьесберегающей компетентности, интереса к здоровому образу жизни, необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов, поиск новых эффективных методов оздоровления детей.