Наталия Берестовая
Образовательное событие по теме «Птицы» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательное событие по теме «Птицы»
Возрастная категория: 3 - 4 года
Цель:
Расширить и обобщить знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
• формировать у детей представление о зимующих птицах,
• упражнять в умении узнавать зимующих птиц;
• дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
• развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц;
Публикация «Образовательное событие по теме „Птицы“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
• создавать условия для формирования элементарных представлений об особенностях жизни птиц зимой;
• развивать связную речь, умение понятно выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос;
• развивать наблюдательность, внимание при рассматривании птиц;
• воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;
• воспитывать бережное отношение к природе
Предварительная работа с детьми:
• Чтение произведения А. Барто "Синица", В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Горького "Воробьишка",
• С. Маршак "Где обедал воробей?», М. Зощенко "Умная птица"
• загадывание загадок
• Беседы о птицах
• Просмотр презентации «Птицы – наши друзья!»;
• Рассматривание иллюстраций с изображением птиц;
• Коллективная работа «Кормушка для птиц»;
• Выставка альбомов «Птицы»;
• Письмо родителям.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
1. Вовлечение семей в образовательное событие. «Птицы».
2. Папка-передвижка «Птицы».
3. Буклет «Берегите птиц»
Технологическая карта образовательного события
Тема: «Птицы»
Возрастная группа: младшая
Наполнение центров активности:
• Центр науки: детские энциклопедии, наборы познавательных карточек «Птицы».
• Центр искусств: альбомы, краски, карандаши, фломастеры, трафареты, пластилин, стеки, цветная бумага, клей, кисточки, ватные диски и палочки, раскраски «Птицы», «Снегирь», «Воробей», «Синица», аудиотека голоса птиц.
• Центр литературы и речевого развития: детские книги, русские народные сказки, схемы «Составь рассказ по картинке», картотека скороговорок и чистоговорок, пальчиковых игр, набор сюжетных картинок «Птицы».
• Центр математики и настольных игр: условные мерки (счетные палочки, карточки с заданиями «Лабиринт», «Сосчитай и подбери подходящую цифру», «Подбери по форме», магнитная доска, комплекты геометрических фигур, материал для счета.
• Центр конструирования и мелкой моторики: разные виды конструкторов, схемы построек, мелкие игрушки для обыгрывания, пазлы, мозаика, шнуровки.
• Центр игры и драматизации: атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игровые модули, предметы-заместители, ширма, маски.
Организация «Утреннего круга»
Цель: создать положительный настрой и вселить в ребенка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
С учетом этого основными задачами «Утреннего круга» является:
1. Создание эмоционального настроя на весь день;
2. Установление комфортного социально – психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками; (учить объяснять словами свое эмоциональное состояние);
3. Социально – коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной речи) .
Структура «Утреннего круга»
Проводится в форме развивающего общения (диалога).
1. Приветствие или «Минутка вхождения в день»
2. «Новость дня» : обмен информацией.
3. Дыхательная и пальчиковая гимнастика.
4. Игра по теме периода.
5. Планирование дел.
Организация «Вечернего круга»
Задачи: формировать доброжелательные отношения между детьми, создание атмосферы поддержки, сотрудничества. Общего положительного эмоционального фона. Формирование мотивации к дружеским взаимоотношениям.
«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии – обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение к друг другу и к детскому саду в целом.
Алгоритм деятельности Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность детей
Результат
Первая половина дня
Утренний круг
1. Организация круга
2. Приветствие
Развитие у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты друг другу и присутствующим.
Создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми
Звучит звонок. Речевка: один, два, три в круг скорее ты беги
(у педагога в руках птичка)
- Вот собрался наш кружок,
- Улыбнись скорей дружок!
- Прилетела птичка-птичка невеличка!
- К Косте прилетела, на Костю посмотрела,
- Дальше полетела, к Жене прилетела и т. д. (дети передают друг другу птичку по кругу).
- Со всеми птичка поздоровалась? И мы ей скажем: «Доброе утро, птичка!»
(Дети могут назвать птичку – синичка, можно уточнить, как они поняли, что это синичка? По окрасу перышек. Если дети не называют птичку, то задаю наводящий вопрос: ребята, а кто знает, как называется эта птичка? Свободно размещаются на подушечках.
Соблюдают правила речевого диалога.
Созданы условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Эмоционально – положительный настрой на весь день.
2. Обмен новостями Придание личностной значимости предстоящей деятельности.
Раздаются голоса птиц. Педагог с детьми находят птичек – снегиря, голубя, воробья. -Ребята, а синичка прилетела с друзьями, давайте их назовем и немного расскажем, кто, что знает об этих птичках.
Беседа по данной теме. (дети могут описать и назвать птиц. Если затрудняются, педагог задает наводящие вопросы.
- Как вы узнали, что это снегирь? Голубь? Воробей? – по окрасу перышек;
- Чем птички похожи? – умеют летать;
- Сколько лапок? – 2;
- Чем покрыты все птички? – перышками;
- Чем едят птички? – клювом;
- Что любят есть птички? И т. д.) Участвуют в диалоге, высказываются, основываясь на имеющихся представлениях, предлагают варианты своих действий. Внутренняя мотивация на деятельность
4. Игра – разминка Поддерживать эмоциональный настрой детей, атмосферу дружелюбия. Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальчики)
Будем пальчики считать,
Этот пальчик воробей, (показывают пальчики по очереди)
Этот пальчик коростель,
Этот пальчик совушка – сонная головушка,
Этот пальчик свиристель,
Этот пальчик злой орлан, (показывают крылья орла)
Птички, птички по домам (энергично машут руками).
Выполняют движения в соответствии с текстом.
Снятие мышечного напряжения
5. Планирование и работа в центрах активности:
- презентация центров активности
- выбор деятельности
- деятельность детей в центрах активности Планирование деятельности в центрах активности.
Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.
Предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день
- Ребята, а сейчас какое время года – зима (холодно на улице, тепло одеты, снег лежит.)
- Я предлагаю вам выбрать, чем вы хотите заняться, построить птичкам дом, чтоб им было тепло, накормить птичек, чтоб они были не голодные?
В строительном центре лежат кубики деревянные, пластмассовые, лего (дети выбирают тот материал, из которого они будут строить). Если часть детей захотят самостоятельно строить дом, то они остаются в центре и приступают к выполнению задания. Если же все дети захотят построить дом для птиц, то вместе с педагогом дети начинают строить, по окончанию переходят в другой центр.
В центре творчества и идей лежит разный материал (плоскостные изображения птиц, клей, зернышки, пластилин, карандаши и т. д., дети выбирают материал, из которого они будут делать корм для птиц.
Координирует действия детей в центрах активности, дает словесные инструкции. Участвуют в обсуждении. Двигаются по группе от одного центра активности к другому.
Дети выбирают центр активности, в котором будут заниматься.
Деятельность детей в центрах активности Формируются предпосылки
самостоятель-но действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту; развитие любознательности и активность.
Осознают и принимают поставленную задачу
Вторая половина дня
Вечерний круг
1. Организация круга.
Вечерний круг.
2. Хорошие новости Обеспечение возможности детям получать индивидуальное внимание и признание.
Формирование элементарных навыков самоконтроля.
Осуществление позитивной оценки реально достигнутых успехов ребенка в сочетании с предвосхищающим настроем на новые действия. Беседа о деятельности в течение дня. Обсуждение.
- Дети, выходя из спальни, замечают корзинку. Внутри корзины, семена, зернышки, крошки, рябина. На корзинке птичка – синичка.
Звучит звонок. Речевка: Один, два, три…в круг скорее ты беги. Организация круга на подушечках.
- Ребята, расскажите, что это? (указывает на корзинку). Если дети начинают рассказывать про то, кто приходил, что они делали. Педагог спрашивает, понравилось ли им строить домик для птиц, делать корм? Если дети затрудняются в высказываниях, педагог задает наводящие вопросы и передает птичку по кругу:
- Кто сегодня приходил в гости?
- Что ты сегодня узнал нового?
- Как ты помог птичке?
Оценка взрослым действий детей –косвенная, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
Предложить гостинцы для птиц, находящиеся в корзинке разложить в кормушку на участке
Свободно размещаются на подушечках.
Участвуют в обсуждении.
Отвечают и задают вопросы. Составляют связанные высказывания, делают выводы, выполняют упражнения по образцу, если необходимо.
Дети рассказывают о своей деятельности, передавая птичку по кругу, используя фразы «Сегодня я научился…», «Я узнал…»
Самопроверка
(возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок.
Дети раскладывают корм для птиц в кормушки. Созданы условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Формируются элементарные навыки самоконтроля
Формируется бережное отношение, ко всему живому, помощь
4. Мотивация последующей деятельности Создание условий увлеченности, направление усилий детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений. Молодцы, ребята, вы сегодня много узнали! Но мы узнали далеко не все, что хотели, и нам не обойтись без помощи родителей. Давайте попросим наших мам и пап помочь нам подготовить фотоальбом «Птицы». Высказывают предположения, планируют дальнейшую деятельность. Проявление желания участвовать в дальнейших совместных действиях.
5. Ритуал окончания дня Создание атмосферы поддержки, сотрудничества
«Прощание»
Педагог хлопает по ладошке каждого ребенка и говорит: раз, два, три, четыре, пять – завтра встретимся опять! Дети обнимают друг друга Формируется доброжелательные отношения между детьми.
Письмо родителям
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Мы с ребятами подумали и решили, что очень мало знаем о птицах.
Для того, чтобы пополнить наш багаж знаний, нам необходима ваша помощь!
Эта неделя нас одарит замечательными мероприятиями.
Мы займё мся следующим:
Узнаем о зимующих птицах,
Изготовим маски к подвижным играм с участием птиц,
Разучим стихи З. Александровой «Угадайте», «Новая столовая»,
Познакомимся со сказками о птицах,
Рассмотрим иллюстрации в книге З. Александровой «Елочка».
Пожалуйста, откликнитесь на нашу просьбу и помогите нам узнать всё самое интересное о птицах. Нам нужен: фотоальбом «Птицы». Ваше участие очень важно для нас!
Ваши дети