Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Помогите зайке»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа: 2 младшая группа
Тема: «Помогите зайке»
Основные цели:
1. Учить детей в нетрадиционном способе рисования тычком полусухой жесткой кистью.
2. Создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания;
3. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
4. Продолжать развивать умения наносить рисунок по всей поверхности;
5. Передавать в рисунке особенности внешнего вида зайчика с очень пушистой шерсткой
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Помогите зайке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
6. Закрепить знания детей о диких зверях весной, формировать бережное отношение к природе.
7. Развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности.
Дидактические материалы: мягкая игрушка — зайка беленький, картинка зайчик зимой и весной
Оборудование: альбомный лист с нарисованным контуром зайца на каждого ребенка, жесткие кисти для клея «Щетина» №8, гуашевые краски серая и зеленая, салфетки, стаканчик с водой
Краткая аннотация к работе: Известно, что использование нетрадиционных техник рисования, вызывает у детей заряд положительных эмоций, позволяет в доступной, интересной форме научить дошкольников разнообразным способам рисования. Это в свою очередь способствует обогащению художественного опыта воспитанников, повышению выразительности детских рисунков, развитию воображения, интереса к изобразительной деятельности и развитию творчества. Уже начиная с младшего дошкольного возраста возможно использование различных нетрадиционных техник рисования, одной из которых является рисование методом «тычка» жёсткой полусухой кистью. Данная техника доступна и интересна детям, они легко её осваивают.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
-Ребята, а вы любите, когда к вам приходят гости? /высказывания детей/
-А у нас сегодня необычный гость! Отгадайте загадку про него:
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
-Заяц
-Да, очень красивый и забавный зайка. Только очень грустный. Все зайки в лесу уже поменяли свою шубку на серую, а вот у Максима шерстка никак не поменяется. И он просит вас помочь.
-Хотите помочь зайке?
-А сможете?
Актуализация
Дидактические задачи:
1) актуализировать знания детей о том как меняет шубку заяц после зимы;
2) развивать внимание, память, речь ;
-Верно, зайка Максим. Он прискакал к вам из весеннего леса. Посмотрите, какой он!
Дети рассматривают игрушку и описывают внешний вид. При описании особо выделяется густая, пушистая шерстка зайки.
-Ребята, а вы знаете, почему нашему зайке так важно весной поменять шубку с белой на серую? /ответы детей/
-Все верно. Правильно, зимой зайка белую шерстку носит, чтобы на снегу не видно было.
А вот весной меняет свою шерстку на серую.
Дети рассматривают картинку, на которой изображен зайка зимой и весной.
И объясняют, почему зайка должен менять шерстку зимой и весной.
-Молодцы, ребята, а теперь садитесь за столы.
На столах лежат альбомные листы, с изображением контура зайки, кисти «Щетина», гуашь серого цвета.
-Ребята, чтобы нам помочь зайке мы нарисуем ему новую шубку. Какая шерсть у зайки? Какого цвета?
-Шерсть у зайки серого цвета и очень пушистая.
-Посмотрите на краски. Мы сможем нарисовать серую шубку для зайки?
- Да
Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) Формирование опыта фиксации затруднения;
2) тренировать мыслительные операции сравнение и обобщение
Дети начинают рисовать. Как правило, дети рисуют традиционным способом – прямыми или отрывистыми линиями.
- Смогли вы нарисовать пушистую серую шерстку для нашего зайки?
- А почему не смогли?/не знаем как/
- Ну а если не знаете, как и не можете сами нарисовать, что нужно сделать? /надо у кого-либо спросить/
- Что нам нужно спросить?/как нарисовать пушистую шерсть?/
-Что мы делаем, когда не знаем?
«Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1)Создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания;
2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
4) учить детей рисовать сухой кистью способом тычка;
5) развивать творческие способности.
-Ребята, еще раз, обратите внимание, какой кистью мы пробуем рисовать зайку?
-Колючей.
-Да, колючей, жесткой и без использования воды. Кисть мы окунаем в гуашь, излишки краски убираем, вытерев кисточку об баночки, и наносим тычки на рисунок так: сначала по контуру, а затем заполняем тычками серединку всего зайки. При этом кисточку держим строго вертикально вверх и наносим на рисунок отдельные тычки.
В завершении педагог делает вывод: шерсть зайки получится очень пушистой только тогда, когда рисуют отдельными тычками, держа кисточку вертикально вверх.
После объяснения и частичного показа способа рисования дети самостоятельно рисуют. Будет уместно поменять детям альбомные листы с новым контуром рисунка.
После рисования дети тщательно вытирают кисти о влажную тряпочку.
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей
-Ребята, Максим предлагает немного поиграть и показать нам свою заячью зарядку, выходите на коврик. И вставайте в круг.
Физминутка Зайчики
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
5.2. Творческое задание
Дидактические задачи:
1) закрепить умение детей рисовать новым способом предметы разной формы;
2) развивать логическое мышление, фантазию, творческие способности.
-Ребята, когда зайки наиграются, они укладываются отдохнуть на мягкую травку.
-Вашим зайкам наверняка после игр тоже захочется отдохнуть. Так подарите им мягкую травку.. А как придать травке пушистость вы уже знаете.
Зеленая гуашь стоит у вас на столе.
Давайте помоем кисточки, и вытрем их об салфетку.
-Ребята, зайки прыгают по травке, давайте нарисуем ее внизу листа.
Осмысление
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.
-Что мы делали сегодня?
- Вам удалось нарисовать пушистые шубки и травку?
- Вы смогли потому-что, узнали способ рисования кистью тычком.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др
И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (образовательная область «Художественное творчество») : учебно - методическое пособие М. : ИД «Цветной мир»,- 144с.,
Занятие разработано в соответствии с требованиями образовательной программы «Мир открытий»