Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками по ОБЖ «Огонь — друг или враг»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Возрастная группа: дети 5 -6 лет.
Тема: Основы безопасности жизнедеятельности детей. «Огонь – друг или враг».
Основные цели:
1. Формировать представления детей об истории появления огня и его роли в жизни первобытного человека.
2. Расширять представление о роли огня в жизни современного человека.
Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками по ОБЖ „Огонь — друг или враг“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
3. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
4. Развивать умение анализировать ситуации, делать простейшие выводы.
Дидактические материалы: конверт с изображением котенка Гав, картинки для д/и «Разведи костер», разноцветные платочки для этюда, карточки зеленого и красного цветов по 2 на каждого ребенка для д/и «Огонь – друг или враг», значки «Юный пожарный»».
Оборудование: мультимедийная система для показа презентации, столы, стулья.
Краткая аннотация к работе: Занятие для детей старшего дошкольного возраста в технологии деятельностного метода «Ситуация», открытие нового знания. Данное занятие будет интересно для педагогов старшего дошкольного возраста, а так же педагогов, работающих по комплексной образовательной программе «Мир открытий».
Таблица «Логическая основа образовательной ситуации».
Основная образовательная цель Формировать представления детей об истории появления огня и его роли в жизни первобытного человека.
Новое знание = детское «открытие» Как первобытный человек смог приручить огонь.
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать Актуализировать понятия: огонь – враг, огонь – друг.
Причина затруднения Потому что ещё не знаем, откуда появился огонь.
Цель деятельности по преодолению затруднения Создать мотивационную ситуацию для выяснения, откуда появился огонь.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача:
• мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель: Кто-то в нашу дверь стучится
А войти сюда боится
Я пойду и погляжу
Все потом вам расскажу
Дети собираются около воспитателя.
Приносит и показывает письмо: «От кого бы оно могло быть?» Вместе с детьми рассматривают конверт. (На конверте изображение котенка Гав (герой мультфильма).
Читает: «Здравствуйте, ребята! У меня случилась беда, я обжег лапку огнем. Я не знал, что огонь опасен. А теперь хочу узнать, откуда появился огонь».
Воспитатель: Хотите помочь котёнку Гав узнать откуда появился огонь? Сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
• актуализировать представления о функциях огня в жизни человека.
• формировать умение анализировать, делать простейшие выводы, высказываться из личного опыта.
Воспитатель: Послушайте загадку.
«Красный цветок, красный цветок!
Вьётся, трепещет его лепесток.
Если не хочешь обжечь ты ладонь,
Этот цветок раскалённый не тронь!»
- О чем идет речь? (ответ детей)
В это время на экране слайд с изображением огня.
Воспитатель: Ребята, видели вы когда-нибудь огонь костра, огонёк свечи, пламя горящих в печи дров?
- Расскажите, как выглядит огонь?
- А как вы думаете, как помогает огонь человеку в современном мире?
Воспитатель и дети делают простейшие выводы: огонь даёт человеку свет, тепло, возможность приготовить пищу, согреться.
Воспитатель: Но очень часто огонь вырывается из-под власти человека и творит много бед. Какие беды может принести огонь?
На экране появляются слайды.
Дети рассматривают слайды, высказываются из личного опыта, делают свои выводы об огне как источнике опасности для жизни и здоровья человека.
Воспитатель: Давайте вместе подумаем, что может стать причиной пожара в доме?
Дети называют причины пожара, воспитатель корректирует: неисправные электроприборы, электрические провода, шалости со спичками, зажигалками, свечками, горящей бумагой.
Пожар в лесу: оставленный костер или плохо был потушен, сигарета, спички, природные явления (молнии)
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
• создать мотивационную ситуацию для выяснения, откуда появился огонь.
• формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель: А вы знаете, как появился огонь в жизни человека?
- Огонь всегда был у человека? (Трудно ответить. Нет.) - Сможем мы рассказать котенку Гав? (Нет, мы не всё знаем об огне).
- А хотите узнать, как человек научился добывать огонь?
Дети: да.
Воспитатель: тогда предлагаю вам отправиться в кинотеатр и посмотреть фильм об истории возникновения огня.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
• формировать представление детей об истории появления огня и его роли в жизни первобытного человека.
• формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
На экране показ слайдов из серии «Огонь в жизни первобытного человека», которые сопровождаются рассказом воспитателя. - В древнейшие времена первобытные люди боялись огня и не умели его «приручить». Однако люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево, и оно загоралось. Так они познакомились с огнём.
Постепенно первобытные люди научились использовать огонь.
- Подумайте, как они его научились использовать?
Воспитатель выслушивает все ответы детей, затем для обобщения и конкретизации информации используется показ слайдов.
Они поняли, что огонь – это свет, тепло, защита от врагов. Древние люди научились использовать тот огонь, который возникал во время гроз. Они разводили костёр у входа в пещеру, чтобы дикие звери не проникли в неё.
- Они готовили пищу, грелись у огня.
- Посмотрите, как ещё использовали огонь древние люди.
- В каждом племени были люди, которые охраняли огонь. Они следили, чтобы огонь не потух.
- Почему люди охраняли огонь?
- С помощью чего первобытный человек мог поддержать огонь в костре?
- Я думаю, вы поняли, что с древнейших времён огонь стал другом человеку. Он согревал, освещал, отгонял диких зверей, люди могли готовить пищу.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Часть №1.
Дидактические задачи:
• Формировать умение использовать полученные новые знания в игре.
• Развивать внимание, память, мышление.
Игра «Что нужно для костра». Дети делятся на 2 команды. Перед детьми карточки с предметами, которые можно использовать при разведении костра. Но, необходимо учесть, что один костёр разводит первобытный человек, другой костёр – современный человек.
Воспитатель: Вам необходимо развести костёр. Но помните, что ваши
команды находятся в разном времени. Будьте внимательны. Используйте свои новые знания о жизни первобытного человека.
В конце игры команды проверяют друг друга. Если есть, исправляют ошибки.
Предлагаю вам превратиться в огонь.
Этюд «Пламя костра» под легкую музыку. В руках у детей платочки желтого, красного, синего цветов.
Огонь только родился, он еще очень маленький, слабый и неуверенный Дети сидят на корточках, голову опустили, руками обняли колени
Огонь набирает силу, он понемногу растет Медленно поднимаются, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой.
Языки огня колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец. Дети выполняют произвольные движения руками в такт музыки
Пламя огня поднимается то выше, то ниже, то начинает стелиться по земле. Встают на носочки, присаживаются, кружатся вокруг себя.
Часть №2.
Дидактические задачи:
• Организовать активный отдых детей, развивать воображение.
- Если вдруг случился пожар к кому мы обратимся за помощью?
- Может мне кто-то подскажет номер телефона пожарной части? Дети называют номер телефона пожарной части – 01.
Воспитатель рассказывает, что пожарные выезжают на пожар по сигналу тревоги.
Воспитатель: А вы хотите стать юными пожарными? (ответ детей).
Чтобы стать настоящими пожарными, вы должны пройти настоящие пожарные учения. Согласны?
Чтобы выехать на учения, необходимо отгадать кроссворд.
Чтобы не было огня
Не играйте вы в меня.
Я огня сестричка,
Маленькая… (спичка).
Дым увидев, не зевайте,
Нас скорее вызывайте (Пожарные).
Кто меня не бережётся,
Тот очень сильно обожжётся. (Огонь).
Хоть и маленькая я,
Но не долго до огня. (Искра).
С чем бежит курочка заливать Кошкин дом? (Ведро). Где с огнём беспечны люди,
Обязательно он будет. (Пожар).
Дети отгадывают ключевое слово «Пожар», раздаётся сигнал сирены, все становятся парами и «выезжают» на пожар.
Часть №3.
Дидактические задачи:
• Закрепить понятия: огонь-друг, огонь-враг.
• Формировать умение внимательно слушать и анализировать.
Словесная игра «Друг или враг». Дети «подъезжают» к столу, на котором разложены карточки зелёного и красного цвета по 2 на каждого ребёнка.
- Я буду называть различные ситуации, связанные с использованием огня человеком. Ваша задача определить огонь-друг, (карточка зелёного цвета, огонь-враг, (карточка красного цвета).
Ситуации : Огонь помогает готовить пищу (дети поднимают карточку зеленого цвета);
Сушим белье у огня (красная карточка);
Свечи на елке (красная карточка);
Незатушенный костер в лесу;
Огонь в камине;
Игры со спичками и др.
6. Осмысление.
Дидактические задачи:
• Восстановить в памяти детей то, что делали и создать ситуацию успеха.
Дети собираются возле воспитателя.
- Чем мы сегодня занимались, чтобы помочь котёнку по имени Гав?
- Какие трудности у нас возникали?
- Что мы узнали нового?
- За что мы себя можем похвалить.
Воспитатель подводит детей к тому, что они смогли помочь котёнку и сами узнали много нового и интересного об огне и могут объяснить друзья и родителям, откуда появился огонь.
Воспитатель награждает детей значками «Юные пожарные».