Папки-передвижки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Невидимка воздух, или Как обнаружить воздух»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Невидимка воздух, или Как обнаружить воздух»

Образовательная область : Познавательное развитие

Возрастная группа: средняя

Тема: «Невидимка – воздух или как обнаружить воздух»

Основные цели: Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, преодолевать возникшее затруднение. Расширить представления о воздухе и подвести детей к самостоятельным способами обнаружению воздуха и его свойств (не видим, не имеет запаха, вкуса и т. д.). Учить детей самостоятельно строить гипотезы и делать выводы на основе практических экспериментов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Создать условия для развития мышления, сообразительности, внимания, формирования мыслительных операций. Воспитывать интерес к окружающему миру, умение работать в парах.

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Невидимка воздух, или Как обнаружить воздух“» размещена в разделах

Дидактические материалы: правила поведения в лаборатории (иллюстрация-схема); карточки-символы (свойства воды, свойства воздуха); карты для записи опытов детям; Журнал записей экспериментов.

Оборудование: Воздушный шар (в коробке); халаты, бейджики на каждого; песочные часы (1 мин.); целлофановые пакеты; белые листы формата А5; зубочистки; ткань для игры (парашют); воздушные шары на каждого; подносы на каждый стол; карандаши; мольберт с магнитами; шарики на стойках (веселый и грустный); картинка-стойка – «ЛАБОРАТОРИЯ».

Краткая аннотация к работе: образовательная деятельность по познавательному развитию детей разработана в соответствии со структурой занятия «открытия» нового знания в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Образовательная ситуация с дошкольниками организована как совместная работа педагога с детьми в научно-исследовательской лаборатории, где в практической деятельности дети самостоятельно открывают свойства воздуха. Для повышения активности и интереса детей используются игровые технологии. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий», рабочей программы группы и возрасту детей.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.

Загадка:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

- Что вы знаете о воздухе?

- Ребята, посмотрите, какая-то загадочная коробка? Посмотрим что в ней?

(В коробке воздушный шар на нитке).

Педагог от имени шарика:

- Здравствуйте ребята! Почему вы меня называли воздушным? Что значит воздух?

- Я еще очень мал, меня сегодня впервые надули, и я ничего не знаю про воздух, я никогда не видел воздух.

- Ребята, сможете поделиться с Шариком своими знаниями?

Обобщаем: Воздух есть не только в нашей комнате, но он есть и на улице, где гуляют дети. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха.

- Мы с вами дышим всегда, везде, даже во сне, не замечая этого. Скажите, кому еще нужен воздух?

- Правда! Без воздуха на нашей Земле жизнь была бы не возможна. Ученые доказали: без воды можно продержаться несколько дней. А без воздуха, сколько мы сможем прожить? Как узнать?

- Коллеги ученые, можем проверить? (песочные часы на 1-2 мин).

- Кто из вас, сколько времени выдержит без воздуха?

- Хотите стать настоящими учеными-исследователями воздуха? Сможете? Проходите в лабораторию. Дети надевают халаты, бейджики.

Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории (выставляется картинка-стойка – «ЛАБОРАТОРИЯ»).

- Прошу исследователей воздуха пройти на свои места. В лаборатории необходимо соблюдать правила (обратить внимание детей на схему - картинку)

2. Актуализация знаний и умений.

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о свойствах воды, изученных на предыдущих занятиях и символах-карточках, которые служат для обозначения свойств предметов и явлений.

- Совсем недавно мы узнали с вами о свойствах и состояниях воды.

Посмотрите и найдите те карточки, с помощью которых, вы сможете рассказать о свойствах воды. ( Выполняют задание на магнитной доске: например, выйдут мальчики, а девочки проверят, верно ли выполнено задание).

- Что получилось, расскажите, Воздушному Шарику будет очень интересно! (описание свойств воды).

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

- А как вы думаете, где ещё находится воздух?

- Ребята, вы когда-нибудь видели воздух? Кто-нибудь из вас его сейчас его видит?

- Почему мы его не видим?

- Как можно проверить, есть ли он в нашей группе? Докажите и покажите Воздушному Шарику, что воздух есть.

- Его можно потрогать? Потрогайте, возьмите его в руки! Получилось? (затруднение).

- Смогли его увидеть, обнаружить? Почему не смогли?

- Потому что не знаем, как обнаружить воздух!

Подвожу детей к тому, что перед ними стоит такая задача: постараться самостоятельно в лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, узнать его свойства.

- Как узнать?

(путем обсуждения приходят к выводу о необходимости проведения опытов, которые помогут обнаружить воздух)

4. «Открытие» нового знания (способа действия).

Дидактические задачи: формировать интерес детей к решению проблемной ситуации, формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».

Опыт 1. Как почувствовать и увидеть воздух.

- Попробуем поймать и увидеть воздух в лаборатории. (Дети берут пакеты, дети вместе с педагогом раскрывают пакеты, делают ими несколько захватов и резко закрывают руками).

- Что произошло с пакетами?

- Что в них находится?

- Его вы видите? Отведите вторую руку за пакет? Видите руку?

- Возьмите лист бумаги. Какой он?

(лист белый, непрозрачный – через него мы не видим окружающие предметы, а сквозь воздух - видим).

Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.

- А как можно проверить - в пакете воздух? Попробуем взять зубочистку и осторожно проколем пакет. Поднесем его к лицу и медленно нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (воздух, тоненькой струйкой выходит из пакета).

Вывод: Воздух невидим, у него нет цвета! Но его можно почувствовать!

- Поздравляю вас, коллеги, с открытием!

На доске выставляется карточка…

Физкультминутка «Парашют»

- Ребята, у меня для вас сюрприз. (Педагог достает из кармана кусок легкой ткани, вуаль).

- Какая она необычно легкая, воздушная! Что-то она мне напоминает?. Попробуем сейчас сами сделать парашют (дети встают по кругу, берутся за концы ткани)

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Опыт 2. Вкус воздуха.

- Коллеги, попробуем выяснить следующий вопрос: «Имеет ли воздух вкус

- Как проверить? Попробуем ртом поймать воздух? Чувствуете вкус, он сладкий, кислый, горький?

Вывод. Воздух – не имеет вкуса. На доске выставляется карточка…

Опыт 3. Запах воздуха

- Уважаемые коллеги, переходим к следующему опыту: Имеет воздух запах?

- Как мы это можем проверить?

- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет?

Дыхательная гимнастика.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо

Чем же пахнет не понять,

Нужно носиком вдыхать!

Вывод: Воздух – не имеет запаха. На доске выставляется карточка…

Опыт 4. Форма воздуха

- Возьмите воздушные шарики, попробуйте немного их надуть. Что внутри шарика? Какой он формы?

- Отпустите шарик, что произошло?

- Возьмите пакет, поймайте воздух. Какой формы воздух?

Вывод. Воздух не имеет формы.

- Есть у кого-то другие мнения? Поздравляю, коллеги, вас с открытием!

На доске выставляется карточка….

- Итак, уважаемые ученые, вы отлично поработали и совершили свои очередные открытия! Что вы узнали нового о воздухе? Какие свойства увидели сегодня?

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

Дидактические задачи: закрепить знания о свойствах воздуха, развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения.

- Спасибо, уважаемые коллеги! Вы знаете, что ученые результаты своих исследований всегда записывают. Для чего?

- Запишите сейчас все ваши открытия, исследования в карты, которые лежат у вас на столах. Зарисуйте способ, с помощью которого вы смогли обнаружить воздух в этом помещении.

Дети заполняют карты по итогам опытов. Один ребенок (с высоким уровнем развития) работает у доски с карточками (проверка правильности ответов, дети сверяют с образцом)

- У нас есть журнал для записей результатов опытов. Чтоб подтвердить, что мы сегодня исследовали, туда мы опять вложим все наши записи.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: зафиксировать детьми достижение цели, создать ситуацию успеха, формировать адекватную возрасту самооценку детей.

- Итак, уважаемые коллеги-ученые, кому мы сегодня помогли? Чем вы ему помогли?

- Почему вам это удалось узнать?

- Вам удалось помочь, потому что с помощью проведенных опытов вы узнали свойства воздуха.

Ребята, смотрите, в лаборатории появились еще два воздушных шара. Если вы узнали сегодня что-то новое для себя, то подойдите к веселому шарику, а если ничего нового вы не узнали - к грустному шарику.

- В следующий раз в лаборатории мы снова будем делать новые открытия, которые помогут нам узнать что-то новое и интересное!

Комментарии к сценарию:

Занятие относится к разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» образовательной области «Познавательное развитие», и соответствует задачам среднего дошкольного возраста. Материал занятия разработан с учетом педагогической деятельности по технологии «Ситуация».

Литература:

Программа экологического образования дошкольников. «Наш дом — природа», © ТОО фирма «LINKA-PRESS», 1996

Рыжова Н. А. Я и природа: Учеб. метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 56, ил. (Сер. «Наш дом — природа»).

Рыжова Н. А. Исследования природы в детском саду, ООО «Русское слово-учебник», 2017.

Публикации по теме:

«Воздух-невидимка» занятие в старшей группе по программе «Детство»«Воздух-невидимка» занятие в старшей группе по программе «Детство» Доброе время суток, мои коллеги!Хочу вас познакомить с нашим занятием "Воздух-невидимка". Цели: расширить знания детей о свойствах воздуха;.

Фотоотчёт об итоговой НОД по познавательному развитию «Воздух-невидимка» в средней группеФотоотчёт об итоговой НОД по познавательному развитию «Воздух-невидимка» в средней группе Цель:Развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи:Развивать.

Картотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возрастаКартотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги предлагаем вам картотеку опытов "Воздух невидимка", для работы с детьми дошкольного возрастаОпыт «Чувствуешь воздух?»Цель:.

Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Невидимка воздух» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по экспериментированию «Невидимка-воздух» для старшего дошкольного возраста Интеграция: Познание, коммуникация, художественное творчество, здоровье. Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.

Основной этап проекта в средней группе «Воздух — невидимка»Основной этап проекта в средней группе «Воздух — невидимка» Основной этап проекта в средней группе «Воздух – невидимка» (краткосрочный проект, 2 недели)Цель: формировать представления детей о воздухе.

Педагогический проект «Воздух — невидимка» Информационная карта проектаНаправленность проекта Формирование поисково-исследовательской деятельности Тема «Воздух – невидимка» Возраст.

План-конспект НОД в старшей группе «Воздух-невидимка» Интеграция образовательных областей: - Социализация; - Здоровье; - Коммуникация; Задачи: - познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

Проект для средней группы «Воздух-невидимка» Паспорт проекта 1. Название проекта: «Воздух-невидимка». 2. Руководитель: Лобанова Надежда Федоровна. 3. Участники проектна: воспитатели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Невидимка воздух, или Как обнаружить воздух»
Опубликовано: 11 мая 2021 в 20:26
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД