Приложение МААМ

Образовательная ситуация с дошкольниками «Невидимка воздух, или Как обнаружить воздух»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Невидимка воздух, или Как обнаружить воздух»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : Познавательное развитие

Возрастная группа: средняя

Тема: «Невидимка – воздух или как обнаружить воздух»

Основные цели: Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, преодолевать возникшее затруднение. Расширить представления о воздухе и подвести детей к самостоятельным способами обнаружению воздуха и его свойств (не видим, не имеет запаха, вкуса и т. д.). Учить детей самостоятельно строить гипотезы и делать выводы на основе практических экспериментов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Создать условия для развития мышления, сообразительности, внимания, формирования мыслительных операций. Воспитывать интерес к окружающему миру, умение работать в парах.

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Невидимка воздух, или Как обнаружить воздух“» размещена в разделах

Дидактические материалы: правила поведения в лаборатории (иллюстрация-схема); карточки-символы (свойства воды, свойства воздуха); карты для записи опытов детям; Журнал записей экспериментов.

Оборудование: Воздушный шар (в коробке); халаты, бейджики на каждого; песочные часы (1 мин.); целлофановые пакеты; белые листы формата А5; зубочистки; ткань для игры (парашют); воздушные шары на каждого; подносы на каждый стол; карандаши; мольберт с магнитами; шарики на стойках (веселый и грустный); картинка-стойка – «ЛАБОРАТОРИЯ».

Краткая аннотация к работе: образовательная деятельность по познавательному развитию детей разработана в соответствии со структурой занятия «открытия» нового знания в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Образовательная ситуация с дошкольниками организована как совместная работа педагога с детьми в научно-исследовательской лаборатории, где в практической деятельности дети самостоятельно открывают свойства воздуха. Для повышения активности и интереса детей используются игровые технологии. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий», рабочей программы группы и возрасту детей.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.

Загадка:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

- Что вы знаете о воздухе?

- Ребята, посмотрите, какая-то загадочная коробка? Посмотрим что в ней?

(В коробке воздушный шар на нитке).

Педагог от имени шарика:

- Здравствуйте ребята! Почему вы меня называли воздушным? Что значит воздух?

- Я еще очень мал, меня сегодня впервые надули, и я ничего не знаю про воздух, я никогда не видел воздух.

- Ребята, сможете поделиться с Шариком своими знаниями?

Обобщаем: Воздух есть не только в нашей комнате, но он есть и на улице, где гуляют дети. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха.

- Мы с вами дышим всегда, везде, даже во сне, не замечая этого. Скажите, кому еще нужен воздух?

- Правда! Без воздуха на нашей Земле жизнь была бы не возможна. Ученые доказали: без воды можно продержаться несколько дней. А без воздуха, сколько мы сможем прожить? Как узнать?

- Коллеги ученые, можем проверить? (песочные часы на 1-2 мин).

- Кто из вас, сколько времени выдержит без воздуха?

- Хотите стать настоящими учеными-исследователями воздуха? Сможете? Проходите в лабораторию. Дети надевают халаты, бейджики.

Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории (выставляется картинка-стойка – «ЛАБОРАТОРИЯ»).

- Прошу исследователей воздуха пройти на свои места. В лаборатории необходимо соблюдать правила (обратить внимание детей на схему - картинку)

2. Актуализация знаний и умений.

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о свойствах воды, изученных на предыдущих занятиях и символах-карточках, которые служат для обозначения свойств предметов и явлений.

- Совсем недавно мы узнали с вами о свойствах и состояниях воды.

Посмотрите и найдите те карточки, с помощью которых, вы сможете рассказать о свойствах воды. ( Выполняют задание на магнитной доске: например, выйдут мальчики, а девочки проверят, верно ли выполнено задание).

- Что получилось, расскажите, Воздушному Шарику будет очень интересно! (описание свойств воды).

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

- А как вы думаете, где ещё находится воздух?

- Ребята, вы когда-нибудь видели воздух? Кто-нибудь из вас его сейчас его видит?

- Почему мы его не видим?

- Как можно проверить, есть ли он в нашей группе? Докажите и покажите Воздушному Шарику, что воздух есть.

- Его можно потрогать? Потрогайте, возьмите его в руки! Получилось? (затруднение).

- Смогли его увидеть, обнаружить? Почему не смогли?

- Потому что не знаем, как обнаружить воздух!

Подвожу детей к тому, что перед ними стоит такая задача: постараться самостоятельно в лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, узнать его свойства.

- Как узнать?

(путем обсуждения приходят к выводу о необходимости проведения опытов, которые помогут обнаружить воздух)

4. «Открытие» нового знания (способа действия).

Дидактические задачи: формировать интерес детей к решению проблемной ситуации, формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».

Опыт 1. Как почувствовать и увидеть воздух.

- Попробуем поймать и увидеть воздух в лаборатории. (Дети берут пакеты, дети вместе с педагогом раскрывают пакеты, делают ими несколько захватов и резко закрывают руками).

- Что произошло с пакетами?

- Что в них находится?

- Его вы видите? Отведите вторую руку за пакет? Видите руку?

- Возьмите лист бумаги. Какой он?

(лист белый, непрозрачный – через него мы не видим окружающие предметы, а сквозь воздух - видим).

Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.

- А как можно проверить - в пакете воздух? Попробуем взять зубочистку и осторожно проколем пакет. Поднесем его к лицу и медленно нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (воздух, тоненькой струйкой выходит из пакета).

Вывод: Воздух невидим, у него нет цвета! Но его можно почувствовать!

- Поздравляю вас, коллеги, с открытием!

На доске выставляется карточка…

Физкультминутка «Парашют»

- Ребята, у меня для вас сюрприз. (Педагог достает из кармана кусок легкой ткани, вуаль).

- Какая она необычно легкая, воздушная! Что-то она мне напоминает?. Попробуем сейчас сами сделать парашют (дети встают по кругу, берутся за концы ткани)

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Опыт 2. Вкус воздуха.

- Коллеги, попробуем выяснить следующий вопрос: «Имеет ли воздух вкус

- Как проверить? Попробуем ртом поймать воздух? Чувствуете вкус, он сладкий, кислый, горький?

Вывод. Воздух – не имеет вкуса. На доске выставляется карточка…

Опыт 3. Запах воздуха

- Уважаемые коллеги, переходим к следующему опыту: Имеет воздух запах?

- Как мы это можем проверить?

- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет?

Дыхательная гимнастика.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо

Чем же пахнет не понять,

Нужно носиком вдыхать!

Вывод: Воздух – не имеет запаха. На доске выставляется карточка…

Опыт 4. Форма воздуха

- Возьмите воздушные шарики, попробуйте немного их надуть. Что внутри шарика? Какой он формы?

- Отпустите шарик, что произошло?

- Возьмите пакет, поймайте воздух. Какой формы воздух?

Вывод. Воздух не имеет формы.

- Есть у кого-то другие мнения? Поздравляю, коллеги, вас с открытием!

На доске выставляется карточка….

- Итак, уважаемые ученые, вы отлично поработали и совершили свои очередные открытия! Что вы узнали нового о воздухе? Какие свойства увидели сегодня?

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

Дидактические задачи: закрепить знания о свойствах воздуха, развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения.

- Спасибо, уважаемые коллеги! Вы знаете, что ученые результаты своих исследований всегда записывают. Для чего?

- Запишите сейчас все ваши открытия, исследования в карты, которые лежат у вас на столах. Зарисуйте способ, с помощью которого вы смогли обнаружить воздух в этом помещении.

Дети заполняют карты по итогам опытов. Один ребенок (с высоким уровнем развития) работает у доски с карточками (проверка правильности ответов, дети сверяют с образцом)

- У нас есть журнал для записей результатов опытов. Чтоб подтвердить, что мы сегодня исследовали, туда мы опять вложим все наши записи.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: зафиксировать детьми достижение цели, создать ситуацию успеха, формировать адекватную возрасту самооценку детей.

- Итак, уважаемые коллеги-ученые, кому мы сегодня помогли? Чем вы ему помогли?

- Почему вам это удалось узнать?

- Вам удалось помочь, потому что с помощью проведенных опытов вы узнали свойства воздуха.

Ребята, смотрите, в лаборатории появились еще два воздушных шара. Если вы узнали сегодня что-то новое для себя, то подойдите к веселому шарику, а если ничего нового вы не узнали - к грустному шарику.

- В следующий раз в лаборатории мы снова будем делать новые открытия, которые помогут нам узнать что-то новое и интересное!

Комментарии к сценарию:

Занятие относится к разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» образовательной области «Познавательное развитие», и соответствует задачам среднего дошкольного возраста. Материал занятия разработан с учетом педагогической деятельности по технологии «Ситуация».

Литература:

Программа экологического образования дошкольников. «Наш дом — природа», © ТОО фирма «LINKA-PRESS», 1996

Рыжова Н. А. Я и природа: Учеб. метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 56, ил. (Сер. «Наш дом — природа»).

Рыжова Н. А. Исследования природы в детском саду, ООО «Русское слово-учебник», 2017.

Публикации по теме:

«Воздух-невидимка» занятие в старшей группе по программе «Детство»«Воздух-невидимка» занятие в старшей группе по программе «Детство» Доброе время суток, мои коллеги!Хочу вас познакомить с нашим занятием "Воздух-невидимка". Цели: расширить знания детей о свойствах воздуха;.

Фотоотчёт об итоговой НОД по познавательному развитию «Воздух-невидимка» в средней группеФотоотчёт об итоговой НОД по познавательному развитию «Воздух-невидимка» в средней группе Цель:Развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи:Развивать.

Картотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возрастаКартотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги предлагаем вам картотеку опытов "Воздух невидимка", для работы с детьми дошкольного возрастаОпыт «Чувствуешь воздух?»Цель:.

Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Невидимка воздух» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по экспериментированию «Невидимка-воздух» для старшего дошкольного возраста Интеграция: Познание, коммуникация, художественное творчество, здоровье. Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.

Основной этап проекта в средней группе «Воздух — невидимка»Основной этап проекта в средней группе «Воздух — невидимка» Основной этап проекта в средней группе «Воздух – невидимка» (краткосрочный проект, 2 недели)Цель: формировать представления детей о воздухе.

Педагогический проект «Воздух — невидимка» Информационная карта проектаНаправленность проекта Формирование поисково-исследовательской деятельности Тема «Воздух – невидимка» Возраст.

План-конспект НОД в старшей группе «Воздух-невидимка» Интеграция образовательных областей: - Социализация; - Здоровье; - Коммуникация; Задачи: - познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

Проект для средней группы «Воздух-невидимка» Паспорт проекта 1. Название проекта: «Воздух-невидимка». 2. Руководитель: Лобанова Надежда Федоровна. 3. Участники проектна: воспитатели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Невидимка воздух, или Как обнаружить воздух»
Опубликовано: 11 мая 2021 в 20:26
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками «Невидимка воздух, или Как обнаружить воздух»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД