Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Невидимка воздух, или Как обнаружить воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное развитие
Возрастная группа: средняя
Тема: «Невидимка – воздух или как обнаружить воздух»
Основные цели: Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, преодолевать возникшее затруднение. Расширить представления о воздухе и подвести детей к самостоятельным способами обнаружению воздуха и его свойств (не видим, не имеет запаха, вкуса и т. д.). Учить детей самостоятельно строить гипотезы и делать выводы на основе практических экспериментов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Создать условия для развития мышления, сообразительности, внимания, формирования мыслительных операций. Воспитывать интерес к окружающему миру, умение работать в парах.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Невидимка воздух, или Как обнаружить воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Дидактические материалы: правила поведения в лаборатории (иллюстрация-схема); карточки-символы (свойства воды, свойства воздуха); карты для записи опытов детям; Журнал записей экспериментов.
Оборудование: Воздушный шар (в коробке); халаты, бейджики на каждого; песочные часы (1 мин.); целлофановые пакеты; белые листы формата А5; зубочистки; ткань для игры (парашют); воздушные шары на каждого; подносы на каждый стол; карандаши; мольберт с магнитами; шарики на стойках (веселый и грустный); картинка-стойка – «ЛАБОРАТОРИЯ».
Краткая аннотация к работе: образовательная деятельность по познавательному развитию детей разработана в соответствии со структурой занятия «открытия» нового знания в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Образовательная ситуация с дошкольниками организована как совместная работа педагога с детьми в научно-исследовательской лаборатории, где в практической деятельности дети самостоятельно открывают свойства воздуха. Для повышения активности и интереса детей используются игровые технологии. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий», рабочей программы группы и возрасту детей.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
Загадка:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
- Что вы знаете о воздухе?
- Ребята, посмотрите, какая-то загадочная коробка? Посмотрим что в ней?
(В коробке воздушный шар на нитке).
Педагог от имени шарика:
- Здравствуйте ребята! Почему вы меня называли воздушным? Что значит воздух?
- Я еще очень мал, меня сегодня впервые надули, и я ничего не знаю про воздух, я никогда не видел воздух.
- Ребята, сможете поделиться с Шариком своими знаниями?
Обобщаем: Воздух есть не только в нашей комнате, но он есть и на улице, где гуляют дети. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха.
- Мы с вами дышим всегда, везде, даже во сне, не замечая этого. Скажите, кому еще нужен воздух?
- Правда! Без воздуха на нашей Земле жизнь была бы не возможна. Ученые доказали: без воды можно продержаться несколько дней. А без воздуха, сколько мы сможем прожить? Как узнать?
- Коллеги ученые, можем проверить? (песочные часы на 1-2 мин).
- Кто из вас, сколько времени выдержит без воздуха?
- Хотите стать настоящими учеными-исследователями воздуха? Сможете? Проходите в лабораторию. Дети надевают халаты, бейджики.
Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории (выставляется картинка-стойка – «ЛАБОРАТОРИЯ»).
- Прошу исследователей воздуха пройти на свои места. В лаборатории необходимо соблюдать правила (обратить внимание детей на схему - картинку)
2. Актуализация знаний и умений.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о свойствах воды, изученных на предыдущих занятиях и символах-карточках, которые служат для обозначения свойств предметов и явлений.
- Совсем недавно мы узнали с вами о свойствах и состояниях воды.
Посмотрите и найдите те карточки, с помощью которых, вы сможете рассказать о свойствах воды. ( Выполняют задание на магнитной доске: например, выйдут мальчики, а девочки проверят, верно ли выполнено задание).
- Что получилось, расскажите, Воздушному Шарику будет очень интересно! (описание свойств воды).
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
- А как вы думаете, где ещё находится воздух?
- Ребята, вы когда-нибудь видели воздух? Кто-нибудь из вас его сейчас его видит?
- Почему мы его не видим?
- Как можно проверить, есть ли он в нашей группе? Докажите и покажите Воздушному Шарику, что воздух есть.
- Его можно потрогать? Потрогайте, возьмите его в руки! Получилось? (затруднение).
- Смогли его увидеть, обнаружить? Почему не смогли?
- Потому что не знаем, как обнаружить воздух!
Подвожу детей к тому, что перед ними стоит такая задача: постараться самостоятельно в лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, узнать его свойства.
- Как узнать?
(путем обсуждения приходят к выводу о необходимости проведения опытов, которые помогут обнаружить воздух)
4. «Открытие» нового знания (способа действия).
Дидактические задачи: формировать интерес детей к решению проблемной ситуации, формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».
Опыт 1. Как почувствовать и увидеть воздух.
- Попробуем поймать и увидеть воздух в лаборатории. (Дети берут пакеты, дети вместе с педагогом раскрывают пакеты, делают ими несколько захватов и резко закрывают руками).
- Что произошло с пакетами?
- Что в них находится?
- Его вы видите? Отведите вторую руку за пакет? Видите руку?
- Возьмите лист бумаги. Какой он?
(лист белый, непрозрачный – через него мы не видим окружающие предметы, а сквозь воздух - видим).
Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.
- А как можно проверить - в пакете воздух? Попробуем взять зубочистку и осторожно проколем пакет. Поднесем его к лицу и медленно нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (воздух, тоненькой струйкой выходит из пакета).
Вывод: Воздух невидим, у него нет цвета! Но его можно почувствовать!
- Поздравляю вас, коллеги, с открытием!
На доске выставляется карточка…
Физкультминутка «Парашют»
- Ребята, у меня для вас сюрприз. (Педагог достает из кармана кусок легкой ткани, вуаль).
- Какая она необычно легкая, воздушная! Что-то она мне напоминает?. Попробуем сейчас сами сделать парашют (дети встают по кругу, берутся за концы ткани)
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Опыт 2. Вкус воздуха.
- Коллеги, попробуем выяснить следующий вопрос: «Имеет ли воздух вкус?»
- Как проверить? Попробуем ртом поймать воздух? Чувствуете вкус, он сладкий, кислый, горький?
Вывод. Воздух – не имеет вкуса. На доске выставляется карточка…
Опыт 3. Запах воздуха
- Уважаемые коллеги, переходим к следующему опыту: Имеет воздух запах?
- Как мы это можем проверить?
- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет?
Дыхательная гимнастика.
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо
Чем же пахнет не понять,
Нужно носиком вдыхать!
Вывод: Воздух – не имеет запаха. На доске выставляется карточка…
Опыт 4. Форма воздуха
- Возьмите воздушные шарики, попробуйте немного их надуть. Что внутри шарика? Какой он формы?
- Отпустите шарик, что произошло?
- Возьмите пакет, поймайте воздух. Какой формы воздух?
Вывод. Воздух не имеет формы.
- Есть у кого-то другие мнения? Поздравляю, коллеги, вас с открытием!
На доске выставляется карточка….
- Итак, уважаемые ученые, вы отлично поработали и совершили свои очередные открытия! Что вы узнали нового о воздухе? Какие свойства увидели сегодня?
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
Дидактические задачи: закрепить знания о свойствах воздуха, развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения.
- Спасибо, уважаемые коллеги! Вы знаете, что ученые результаты своих исследований всегда записывают. Для чего?
- Запишите сейчас все ваши открытия, исследования в карты, которые лежат у вас на столах. Зарисуйте способ, с помощью которого вы смогли обнаружить воздух в этом помещении.
Дети заполняют карты по итогам опытов. Один ребенок (с высоким уровнем развития) работает у доски с карточками (проверка правильности ответов, дети сверяют с образцом)
- У нас есть журнал для записей результатов опытов. Чтоб подтвердить, что мы сегодня исследовали, туда мы опять вложим все наши записи.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: зафиксировать детьми достижение цели, создать ситуацию успеха, формировать адекватную возрасту самооценку детей.
- Итак, уважаемые коллеги-ученые, кому мы сегодня помогли? Чем вы ему помогли?
- Почему вам это удалось узнать?
- Вам удалось помочь, потому что с помощью проведенных опытов вы узнали свойства воздуха.
Ребята, смотрите, в лаборатории появились еще два воздушных шара. Если вы узнали сегодня что-то новое для себя, то подойдите к веселому шарику, а если ничего нового вы не узнали - к грустному шарику.
- В следующий раз в лаборатории мы снова будем делать новые открытия, которые помогут нам узнать что-то новое и интересное!
Комментарии к сценарию:
Занятие относится к разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» образовательной области «Познавательное развитие», и соответствует задачам среднего дошкольного возраста. Материал занятия разработан с учетом педагогической деятельности по технологии «Ситуация».
Литература:
Программа экологического образования дошкольников. «Наш дом — природа», © ТОО фирма «LINKA-PRESS», 1996
Рыжова Н. А. Я и природа: Учеб. метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 56, ил. (Сер. «Наш дом — природа»).
Рыжова Н. А. Исследования природы в детском саду, ООО «Русское слово-учебник», 2017.