Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие по театру»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Тема: «Путешествие по театру»
Основные цели: создать условия для расширения и обогащения знаний детей о театре; актуализировать знания детей о театрах родного города и правила поведения в театре; сформировать представление детей находить в «театре» свой ряд и место, используя запись на билете; систематизировать знания детей о профессиях людей, работающих в театре; развивать связную речь детей; сформировать опыт работы в команде; воспитывать у детей любовь к театру, уважение к труду его работников.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Путешествие по театру“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Дидактические материалы: карточки-картинки с изображением театров города Краснодара; билеты на каждого ребёнка, мебель «касса»; мяч, «номерки»; карточки-картинки с изображением различных профессий, раскраски.
Оборудование: мольберт, экран телевизора (интерактивная доска, ноутбук, видеозаписи
Краткая аннотация к работе:
содержание образовательной деятельности соответствует основным целям реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий» и возрастным особенностям детей. Тип занятия – «открытие» нового знания. Во время образовательной деятельности дети сталкиваются с проблемой – неумением находить своё место в «зрительном зале» по билету. В ходе занятия дети не только активизируют знания о театре, но и получают новые знания.
Ход образовательной ситуации:
• Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети сидят на стульчиках полукругом перед воспитателем.
- Ребята, скажите, были ли вы когда-нибудь в театре? (ответы детей)
- А с кем вы ходили в театр? (ответы детей)
- А в каком театре вы были? (кукольном театре, театре юного зрителя)
- В нашем городе Краснодар несколько театров : кукольный театр, ТЮЗ – театр юного зрителя, драматический театр, музыкальный театр.
Воспитатель показывает фотографии изображения театров и прикрепляет на мольберт.
- Скажите, а для чего люди ходят в театр? (смотреть представления)
- Как называют людей, которые показывают представления? (артисты)
- А тех, кто смотрит? (зрители)
- Молодцы! А теперь давайте подойдём к экрану.
СЛАЙД 1 (видеописьмо)
- Посмотрите на экран. Нам пришло видеописьмо. Хотите узнать, что говорится в письме? (ответы детей)
- Письмо прислали наши помощники Ваня и Таня, послушайте.
Видеозапись: - «Здравствуйте, ребята. Мы надеемся, вы нас узнали. У нас случилась неприятность. Мы впервые пришли в театр на сказочное представление, но не знаем, куда нам идти сначала, как найти свои места в таком большом зале, где так много одинаковых кресел. Помогите нам, пожалуйста, во всём разобраться».
- Скажите, какая неприятность произошла у наших друзей? (ответы детей)
- Хотите им помочь? Сможете?
- Приглашаю вас в путешествие по театру. Подойдите ко мне. Повторяем за мной.
Шапки, куртки надеваем, (имитируем действия с предметами)
И ботинки обуваем.
Свои глазки закрываем, (дети закрывают глаза)
В мир театра попадаем! (звучит спокойная музыка)
- Откройте глаза и посмотрите на экран. Я думаю, вы сами догадаетесь, куда мы попали.
СЛАЙД 2 (изображение Краснодарского кукольного театра)
• Актуализация знаний
Дидактические задачи: актуализировать знания о Краснодарском кукольном театре, о профессии – кассир, гардеробщик; актуализировать знания о правилах поведения в театре.
- Скажите, куда мы попали? (ответы детей)
- Правильно, это Краснодарский кукольный театр. Сможем мы попасть внутрь здания? (ответы детей)
- Что необходимо иметь, чтобы попасть в театр? (билеты)
- У вас есть билеты? (нет)
- Где их можно взять? (купить в кассе)
- Как называется профессия человека, который работает в кассе? (кассир)
-, повтори это слово.
-, а теперь ты повтори.
- Давайте подойдём к кассе и приобретём билеты. Я буду кассиром.
- Смогли вы купить билеты? (нет)
- Почему? (нет денежных средств)
- Деньги хранятся у родителей в кошельке, на банковской карте. А мы попробуем «купить» билеты без денег. Хотите?
- Билет вы можете приобрести за правильный ответ. Встаньте круг.
Дидактическая игра с мячом «Назови правило поведения в театре»
Воспитатель каждому ребёнку кидает мяч, он должен вспомнить и назвать правила поведения в театре и кинуть мяч обратно воспитателю. (Правила могут быть такими - зрители в театре во время представления не должны разговаривать, пользоваться мобильным телефоном, меняться местами, есть чипсы, сухарики и другую еду, пить напитки, жевать жевательную резинку, приходить неопрятными, занимать чужое место)
За правильный ответ каждый ребёнок получает билет. При затруднении воспитатель может помочь ребё нку наводящими вопросами: «А можно ли в театре ходить во время представления?»
- Теперь у каждого из вас есть билет, и мы можем войти в здание театра. (дети шагают на месте)
СЛАЙД 3 (изображение вестибюля театра)
- Посмотрите на экран, скажите, где мы очутились?
- Это большая комната называется вестибюль. Вестибюль предназначен для приёма гостей.
- Давайте хором произнесём это слово. (произносят)
- Наши дальнейшие действия? (раздеться)
- Правильно. А куда сдадим верхнюю одежду? (в гардероб)
- Назовите профессию человека, который работает в гардеробе. (гардеробщик)
- Если женщина – гардеробщица, а мужчина – гардеробщик. Повторите.
- Я буду гардеробщицей. Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)
- Есть такое выражение: «Театр начинается с вешалки». Как вы понимаете эти слова?
- А теперь снимаем верхнюю одежду и сдаём мне.
Шапки, курточки снимаем, (имитируем действия)
В гардеробе оставляем, (протягиваем руки вперёд)
Номерки все получаем, (воспитатель выдаёт каждому номерок)
И подальше убираем! (убираем его в карман)
- Скажите, можно терять номерок? (ответы детей)
СЛАЙД 4 (изображение зрительного зала)
- Посмотрите на экран. Куда мы попали? (в зрительный зал)
Воспитатель предлагает детям подойти к стульчикам (стульчики стоят в два ряда напротив экрана телевизора, в начале каждого ряда стоят таблички с цифрами 1 и 2, каждый стульчик пронумерован от 1 до 5.
• Затруднение в игровой ситуации
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для нахождения места по билету в «театре»; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
- Чтобы занять свои места, необходимо показать на входе свой билет…
- Билеты проверяет билетёр. Повторите.
- Я буду вашим билетёром. Подходите, друг за другом и занимайте свои места.
И здесь у детей должно возникнуть затруднение. Кто-то из ребят сможет прочитать, что написано на билете, кто-то сам догадается, как нужно правильно выбрать себе место, но большинство детей этого сделать не сможет.
- Все ли смогли найти свои места в зрительном зале? (нет)
- Почему? (не знаем, как узнать своё место)
- Вспомните, если вы чего-то не знаете, но очень хотите узнать, что необходимо сделать? (ответы детей)
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи: сформировать представление о том, как найти своё место в «зрительном зале» по билету; закрепить способ действий «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает».
- Подойдите ко мне. Посмотрите на мольберт.
На мольберте один из вариантов билета в увеличенном виде. Педагог объясняет детям, что означают таблички с цифрами 1 и 2, нумерация на стульчиках и что означают записи на билете.
Дидактическая игра «Назови своё место»
- Подойдите ко мне, встаньте в круг. Посмотрите внимательно на свой билет и назовите номер ряда и место. ( дети по очереди называют: 1 ряд 4 место)
После игры дети рассаживаются на стульчики в соответствии с билетами (билеты остаются у детей).
5. Включение нового знания в систему знаний
Дидактические задачи: закрепить умения находить места по билетам; актуализировать знания о профессиях и предметах, связанных с театром.
- Молодцы, все нашли свои места. Билеты нужны для того, чтобы никто не занял чужое место. Посмотрите на экран.
СЛАЙД 5 (видеописьмо)
Видеозапись: «Спасибо вам, ребята. Вы нам помогли не растеряться в кукольном театре и правильно найти свои места».
- Ну что, ребята, как вы думаете, помогли мы Ване и Тане разобраться в их проблеме? (да)
- И заодно сами многое узнали о театре. А теперь антракт, предлагаю поиграть.
Дидактическая игра «Мир театра»
На двух столах лежат карточки-картинки с изображением различных профессий.
- Нам необходимо разбиться на две команды и подойти к своим столам.
- По моей команде вам нужно из множества картинок выбрать только те, которые относятся к теме театра. Готовы? Приступаем.
Дети отбирают нужные изображения : музыканты, костюмеры, танцоры, куклы, костюмы, сцена…
- Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. (проверка)
- А теперь найдите себе пару, обменяйтесь билетами и займите новые места в зрительном зале.
Дидактическая интерактивная игра «Назови сказку»
На экране появляются сказочные герои из разных сказок. Воспитатель называет номер ряда и номер стульчика, и ребёнок, который занимает это место, должен дать ответ.
- Таня и Ваня приготовили для вас сюрприз.
Звучит театральный звонок – 3 раза.
Детям демонстрируется небольшой театрализованный видеофрагмент по выбору воспитателя.
- Когда заканчивается представление актёров, зрители обязательно должны, что сделать? (похлопать)
- Это называется аплодисменты. Давайте и мы с вами подарим аплодисменты нашим актёрам.
Дети хлопают в ладоши, повторяют слово «аплодисменты».
- Подойдите ко мне. Чтобы одеться, мы идём в …. (гардероб)
- Не забудьте подать свой номерок.
Шапки, куртки надеваем, (имитируем действия с предметами)
И ботинки обуваем.
Свои глазки закрываем, (дети закрывают глаза)
В детский сад наш попадаем! (звучит спокойная музыка)
6. Осмысление
Дидактические задачи: сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательной деятельности.
Слайд последний (изображение детского сада)
Дети сидят на стульчиках полукругом перед воспитателем.
- Ребята, на этом наше путешествие подошло к концу.
- Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
- Где мы сегодня были? (ответы детей)
- Кому помогли? (ответы детей)
- Чем помогли? (ответы детей)
- Какие новые знания помогли вам, чтобы помочь Ване и Тане?
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Всегда готовый утверждать
Всё, что на свете, человечно.
Здесь всё прекрасно — жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки,
И с ними светлый мир добра.
- В память о нашем путешествии я дарю вам раскраски. Всем спасибо!
Литература:
1. Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников (3-7 лет, Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова.
2. Интернет-ресурсы (презентации, консультации) – официальный сайт НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики (науч. руководитель Л. Г. Петерсон).
3. Интернет-ресурсы (интересные статьи о театрах Рязани, литературные произведения, посвященные театру).