Савуя Абдуллина
Образовательная программа танцевального кружка «Солнечные лучики»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность.
Публикация «Образовательная программа танцевального кружка „Солнечные лучики“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Солнце, солнышко
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
В древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
На современном этапе развития искусства выдвинулась проблема приобщения детей к народному танцу, так как народный танец мало популярен среди молодёжи.
Народный танец помогает детям раскрепостить внутренние силы, даёт выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность. Народный танец развивает у детей положительные эмоции радости бытия, обогащает танцевальный опыт ребёнка разнообразием ритмов и пластики. Знакомясь через танец с культурой своего народа, дети проникаются уважением к его традициям.
В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по танцевальной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования. Настоящая программа описывает курс подготовки по танцевальной деятельности детей возраста 7 – 11 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по танцевальной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Данная программа рассчитана на 1 год непрерывных систематических занятий для детей от 7 до 11 лет.
Начать заниматься в кружке могут все желающие в возрасте от 6 до 11 лет без хореографической подготовки и даже более старшие подростки, которые проявляют интерес к танцу или имеют определённые хореографические способности.
Таким образом, данная программа предполагает развитие и воспитание не только одарённых детей, но и всех желающих, так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие личности в коллективе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организовывая учебную деятельность и массовую работу учащихся на кружке, ставится главная цель:
- развитие ребёнка и детского коллектива через создание особой среды формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей;
- формирование национального самосознания и высоких духовных качеств ребёнка;
- формирование творческих способностей детей средствами танцевального искусства.
Так как программа имеет образовательную, профессионально – ориентированную направленность, то ставятся следующие задачи:
- развитие художественного вкуса, танцевально – музыкальных способностей учащихся, интерес к танцевально-игровой деятельности;
- формирование интереса детей к фольклору, чувства уважения традиций народа;
- формирование и развитие детского коллектива;
- создание условия для развития творческой активности детей, участвующих в танцевальной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам;
- совершенствование артистических навыков детей, их исполнительских умений.
- приобщение детей к танцевальной культуре, обогащение их танцевального опыта : знания детей о танце, его истории, костюмах, атрибутах, танцевальной технологии.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Эффективной формой работы с детьми является игра, которая имеет несколько значений:
1. знакомство с фольклором (старинные игры);
2. усвоение элементов народно-сценического танца (танец сопровождает игру);
3. приобщение к коллективной деятельности;
4. развитие музыкальных способностей;
5. снятие напряжения после тренировочных упражнений.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
- теоретические занятия (беседы, чтение литературы, просмотр видеофильмов);
- практические занятия.
А также различные методы:
1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов)
2. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
4. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7. ЛИТЕРАТУРА
8. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСНИКОВ.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Занятия в кружке формируют, развивают и воспитывают различные способности и качества ребё нка:
- музыкально - танцевальные,
- физические,
- коммуникативные,
- эмоционально – волевые,
- организаторские,
- творческие,
- познавательные.
2. В процессе обучения у учащихся формируются музыкальность, ритмичность.
3. Развиваются танцевальные способности :
- знание позиций ног и положения рук, элементов народного танца.
4. Развиваются физические способности:
- сила ног,
- пластичность рук,
- гибкость тела,
- эластичность мышц и подвижность суставов.
5. В учебном процессе и в организации массовой работы у детей развиваются
- внимание,
- память,
- воображение,
6. Воспитываются такие черты характера, как:
- самокритичность,
- самоконтроль,
- трудолюбие,
- целеустремлённость,
- умение преодолевать трудности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наиболее благоприятным для развития многообразных способностей и качеств является период интенсивного развития в возрасте 7 – 11 лет. Именно в этот период развиваются гибкость, подвижность суставов, скоростно-силовые качества, память, внимание, воображение, чувство ритма и другие качества, необходимые для занятий в кружке. Учитывая индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста (быстрая утомляемость, занятия детей в группах определены временными рамками. Длительность одного учебного занятия:
- для детей 6 – 7 лет - 30 мин.
- для детей 8 – 9 лет - 40 мин.
- для уч-ся 9 – 11 лет – 40 мин.
Для организации деятельности кружковцев, учитывая индивидуальные особенности каждого возрастного периода, наполняемость групп составляет 10-15 человек.
Такое количество детей является оптимальным для индивидуального развития каждого ребёнка.
Распределение учебных часов в неделю: 2 час в неделю.
Занятия проводятся два раза в неделю.
Год обучения: 2010 - 2011
Количество часов в год:
Количество детей в группе: 15
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Цели и задачи кружка «Солнечные лучики». Ознакомление с правилами техники безопасности при выполнении практических работ.
2. Азбука танцевальных движений.
3. Упражнения на развитие тела.
Народные традиции, обряды (общее ознакомление)
4. Элементы народного танца.
Фольклор.
Народные игры с музыкальными элементами.
5. Мероприятия воспитательного характера.
Народные хороводы.
6. Концертные выступления: День пожилых людей, День учителя, День матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9Мая.
7. Творческая самостоятельная работа учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Задачи:
1. Раскрыть способности детей.
2. Научить выполнять упражнения для развития тела.
3. Развивать чувство ритма.
4. Воспитывать любовь к прекрасному, к музыке, к народным традициям.
5. Сформировать детский коллектив.
Примерное распределение учебных часов
Содержание работы
Теория
Индивидуальная практика
Занятия
Итого
1
Вводное занятие 2 ч 1 ч 3 ч
2 Азбука танцевальных движений 2 ч 17 ч 19 ч
3 Упражнения на развитие тела 2 ч 15 ч 2 ч 19 ч
4 Элементы народного танца 2 ч 11 ч 2 ч 15 ч
5 Мероприятия воспитательного характера 6 ч 2 ч 8 ч
6 Концертные выступления 7 ч
7 Творческая самостоятельная работа учащихся 1 ч
Всего: 72 часа
Темы занятий :
1. Народные традиции, обряды (общее ознакомление).
2. Фольклор.
3. Народные игры с музыкальными элементами.
4. Народные хороводы
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранова О. Г., Зимина Т. А. и др. Русский праздник. – Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб. : Искусство – СПб, 2001.
2. Зацепина К. и др. Народно – сценический танец – М. : Искусство, 1976.
3. З. Я. Роот. Танцы в начальной школе-М : Айрис Пресс,2006.
4. Музыкальный руководитель №1, 2, 3 2004г.
5. Лучшие музыкальные игры для детей. Агапова, Давыдова Москва -2006г.
Требования к уровню подготовки воспитанников.
К концу обучения в кружке учащиеся должны иметь следующие знания, умения и навыки.
Должны уметь:
- заинтересовано заниматься танцевальной деятельностью;
- самостоятельно организовывать исполнения танца (выбор движений).
- использовать в танцевальной деятельности различные виды танца;
- исполнять основные движения русского и башкирского народного танца :
(«гармошка», «верёвочка», «ёлочка», притопы, дробь).
Должны знать:
-некоторые виды танца (эстрадный, классический т. д.);
- некоторые приёмы исполнения движений;
- знание позиций ног и положений рук в танце;
- знание манеры исполнения танца;
Должны иметь представления:
- о танцевальной культуре;
- танцевальных профессиях.
Развитие физических способностей:
- силы ног,
- пластичности рук,
- гибкости тела,
- эластичности мышц и подвижности суставов.