Галина Голубых
Образовательная программа для формирования экологической культуры у дошкольников «Путешествие в мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная образовательная программа «Путешествие в мир природы!» направлена на формирование экологической культуры дошкольников, развитие познавательных и личностных способностей, расширение знаний о природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи с окружающим миром, на формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательность, инициативность, самостоятельность, творческое самовыражение.
Публикация «Образовательная программа для формирования экологической культуры у дошкольников „Путешествие в мир природы“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В основу программы положена познавательно-исследовательская деятельность: беседы, наблюдения, действия с предметами, осуществляемые в занимательной игровой форме. Основное внимание уделяется формированию предпосылок учебной деятельности: умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, а так же развитию творческих способностей.
Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы. Оно включает игровую, изобразительную, актерскую деятельность, проектирование. Занятия проходят в форме путешествия. В течение года дети путешествуют с различными героями, от которых узнают о природе и окружающем мире.
Занятия по программе включают в себя систему игровых упражнений, дидактических заданий, практическую часть и тематические физкультминутки. На занятиях осуществляются коллективные, самостоятельные и индивидуальные формы работы.
В основу содержания программы легли : «Программа воспитания и обучения детей в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, парциальные программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» и Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», которые предполагают формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Данная программа рассчитана на детей 5-6 лет, состоит из 6 блоков, в ходе изучения которых дети узнают о разнообразии животного и растительного мира, средах обитания,получают сведения о здоровом образе жизни, знакомятся с нетрадиционными приемами рисования, учатся актерскому мастерству.
Актуальность
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той ил, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Разработанная программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу "От простого к сложному".
Новизна данной программы заключается в создании комфортных условий и соединении различных методик для развития восприятия и раскрытия целостной картины мира, а также развития творческого мышления, памяти и внимания как основы для последующего успешного обучения в школе, в том, что дети с 6 лет знакомятся с проектной деятельностью, в ходе которой воспитанники совместно с родителями и педагогом создадут мини-проекты "Времена года", "Берегите свою планету!"
Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями будем делать кормушки, организуем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развесим скворечники на территории детского сада.
Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Материал занятий способствует воспитанию у детей, прежде всего человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приемы организации занятий, которые помогают сформировать устойчивый интерес к окружающему миру.
Все занятия проводятся в игровой форме, что не утомляет ребенка и способствует лучшему восприятию нового материала.
Методы:
-приемы ТРИЗ – технологий (теория решения изобретательских идей).
-словесный (беседа, рассказ, объяснение, рассуждение)
-наглядный (поз иллюстрации, фото, поделок, работа по образцу)
-практический (изготовление поделок, игровые физкультминутки, ролевые игры, выполнение упражнений по дидактическим карточкам.
На занятиях по программе «Путешествие в мир природы!» используются следующие материалы:
-наглядные пособия (иллюстрации, фотографии, дидактические карточки, шаблоны и образцы для творческой деятельности)
-рабочий материал (карандаши, клей, ножницы, бумага, картон, пластилин, инструменты и материалы для проведения опытов и исследований с предметами).
Цель данной программы – познавательное развитие личности ребенка посредством знакомства с окружающим миром. Формирование основ базовой культуры личности.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
1. Забота о всестороннем развитии каждого ребенка.
2. Подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
3. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет стимулировать их быть общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Программа выдвигает важные задачи:
Образовательные :
1) Сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
2) Формирование первоначальных практических навыков рационального природоиспользования как средство развития основ экологической культуры.
- Организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
- Научить детей простейшим правилам поведения в природе.
Воспитательные:
1) Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
2) Воспитание эстетического отношения к окружающему миру и развитие творчества.
3) Формировать в детях доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.
Развивающие:
1) Развитие памяти, внимания, кругозора детей;
2) Развитие творческого и художественного мышления воображения и фантазии;
3) Обогащение словарного запаса детей.
4) Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
Режим занятий
Общее число занятий в год-36
Занятия проходят один раз в неделю.
Прогнозируемые результаты
- Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения;
- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка;
- Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды;
- Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Работа по данной программе предусматривается по двум направлениям:
С детьми:
• специально запланированные занятия;
• совместная деятельность взрослых с детьми;
• самостоятельная деятельность детей.
Со взрослыми (педагогами и родителями) :
семинары-практикумы;
КВН, викторины, конкурсы;
природоохранные акции;
праздники; выставки; собрания; экскурсии, тестирование;
Сотрудничество с родителями:
• Участие в природоохранных акциях (уборка территории детского сада);
• Совместная работа детей и родителей "Золотая осень" (поделки из овощей, фруктов);
• Выполнение домашнего задания "Где можно найти воду дома? (Опыт).
• Конкурс на лучшую поделку из бросового материала.
• Конкурс на лучшую экологическую сказку.
• Фотоконкурс " Дети и домашние животные"
• Проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу, в музеи.
Учебно-тематический план 1 год обучения
Содержание программы
Введение
Детям дается понятие "природа" и рассказывается о том, что изменяется в природе в разные времена года. Их знакомят с приспособлением растений и животных к сезонным изменениям.
Блок: Знаток
Детям рассказывается, что такое окружающий мир, какие царства живой природы существуют.
О том, что организм человека- это живая система, о древних людях.
По окончании изучения данного блока дети совместно с педагогом и родителями создают проект "Я - человек".
Блок: Лесовичок
- Экскурсия в осенний парк.
Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью. Учить различать деревья и кусты по окраске листьев. Формировать умение устанавливать причинно- следственную связь между наблюдательными предметами.
Дидактическая игра: «Загадай, мы отгадаем».
- Рассматривание картины Левитана " Золотая осень"
Формировать представления детей о пейзажной живописи. Учить их выделять средства выразительности, упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Из природного материала изготовление картины "Вот уж и осень пришла"
- В гостях у осени (игра-занятие)
Формировать обобщенные представления о сезонном изменении в живой и неживой природе. Расширять представления об охране природы, закрепить правила поведения в природе.
- Беседа о лесе. Дать понять детям, что лес- это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
Опыт: Здравствуй, ветер!
Познакомить детей с природным явлением, как ветер.
- Грибное царство
Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем ядовитые отличаются от съедобных). Обогатить словарный запас (подосиновик, подберезовик, грибница, вешенка).
- "Осень у реки"
Обучение составлению небольшого связного рассказа по сюжетной картине, используя имеющиеся знания и представления. Уточнение, активизация словаря по темам: "Перелётные птицы", "Приметы осени". Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания. Развитие общей моторики.
- Дом под крышей голубой.
Дать детям понять, что природа- это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы.
Составление рассказа на тему: " Я путешествую на облаке". Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
- Пёстрый дятел
Расширить и уточнить круг представлений о дятле у детей, раскрыть связь между внешним видом птицы (окраска, строение клюва, конечности) и ее питанием, движением и образом жизни.
Дидактическая игра: «Летает, не летает».
- Беседа о том, кто, как зимует?
Расширить представления о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых.
Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно- следственные связи.
- Загадки старичка- лесовика
Помочь детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и хвойные деревья; закреплять знания о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу; развивать воображение, логическое мышление.
- Звери белые, как снег!
Развивать устойчивый интерес к животным: белый медведь, песец, горностай, полярная сова, белый волк. Побуждать детей к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
- Лесные чудеса
Формировать у детей представления о диких животных зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.
- Беседа о зиме
Конкретизировать и углубить представления о зиме: состояние погоды, состояние растений, особенности диких и домашних животных.
Дидактическая игра: "Природа и человек". Что создано человеком и что дает человеку природа.
-"Житель Севера - снегирь"
Расширять знания детей о жизни снегирей. Познакомить детей с разнообразием поведения птиц в соответствии с временами года. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы
Блок: Капелька
- Беседа о волшебнице водице.
Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о многообразии стояний воды.
Подвижная игра: «Ходят капельки по кругу».
- Значение воды в жизни человека
Закрепить знания детей о неживой природе; определить с помощью опытов состояние воды, учить определять жидкость на вкус; воспитывать бережное отношение к воде.
- Путешествие с брызгалкой
Расширять знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность, закреплять знания об агрегатных состояниях воды. Воспитывать бережное отношение к воде.
- Снег и лёд. Познакомить детей я физическими свойствами снега и льда; научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
- Сказка о волшебнице водице
Сформировать у детей представление о круговороте воды в природе как важнейшем явлении в природе; увязать круговорот воды со свойством воды (переход из одного состояния в другое); обратить внимание детей на причины загрязнения воздуха и воды и указать на меры по охране окружающей среды; развивать наблюдательность и любознательность детей, учить их делать выводы из опытов и практических работ.
Блок: Домовичок
- Букет для мамы.
Выполнить панно на картоне манной крупой, познакомить детей с народным творчеством, углублять знания о растениях, о празднике 8 Марта.
- Беседа о хлебе
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба; Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Учить разгадывать загадки; Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России; Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.
- Новые способы ухода за комнатными растениями
Учить удалять пыль с растений. Учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи к живому существу.
- Путешествие в город - огород
Формировать обобщенные представления об овощах. Уточнить представления о многообразии овощей.
Дидактическая игра : «Вершки и корешки». Учить детей составлять целое из частей
- Посадка семян гороха и лука на перо.
Уточнить представление о том, что растение вырастает из семени. Научить отличать семена гороха от семян фасоли. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста гороха (земля, вода, свет, тепло).
- Секрет яблока
Познакомить детей с сортами яблок, их вкусовыми качествами, условиями выращивания.
Дать знания о том, как человек заботиться о яблонях, чтобы вырастить хороший урожай.
Блок: Айболит
- Привычки и здоровье
Выяснить представление о том, что является полезным или вредным для человека; познакомить детей с понятием "вредные привычки" и дать представление о неблагополучных для человека последствиях.
- "Пять органов чувств"
Обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.
Развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями "орган слуха, орган зрения", осязания, расширять кругозор.
- Наша пища.
Дать понятие о том, что правильное питание- это залог здоровья
Продолжать знакомить детей с тем, что с пищей организм получает полезные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины - все они необходимы для здоровья.
- Глаза, уши и носы быть здоровыми должны.
Закреплять знания детей об органах чувств и профилактики их заболеваний, тренировать детей в самостоятельном использовании гимнастики для глаз.
-"Витамины и их значение в жизни человека"
Познакомить детей с понятием "витамины", сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины, воспитать у детей культуру питания, чувство сопереживания, желание придти на помощь.
Блок: Мастер изображения
На занятиях данного блока идет приобщение детей к искусству, знакомятся с разными техникими нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения детскому воображению и фантазированию.
Так, например, я использую доступную технику - акварельную монотипию.
Следующая техника - "волшебные нити". Нити пришли в гости к волшебным краскам. Что же произошло? Красочки учат нити играм на бумаге.
"Печать растений" или "путешествие красок на осенних листочках" очень нравится детям. Посадим на осенний лист краску, перевернем, прижмем пальчиками, уберем листочек. Можно отправить в путешествие несколько красок на одном листочке, чтобы им не было скучно.
Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе :
1. Технология развивающего обучения ставит целью развитие творческих способностей с целью развития творческих способностей детей. Ее сущность заключается в том, что происходит ориентация учебного процесса на потенциальные возможности обучаемого и их реализацию.
2. Здоровье сберегающие технологии - это соблюдение логических целей при проведении занятий, которые будут направлены на последовательную смену форм работы, включая физкультминутки.
3. Технология проектирования включает в себя метод проектов. Метод проектов нужен, чтобы выработать самостоятельное критическое мышление и умение работать с информацией, научить размышлять, опираясь на знание фактов, принимать самостоятельное решение.