Ольга Родионова
Рабочая программа дополнительного образования «Раз — ступенька, два — ступенька» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа дополнительного образования
«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет на 2019 – 2020 уч. год.
Образовательная область : познавательное развития
Наименование программы Образовательная программа для кружка «Знайка».
«Раз – ступенька, два - ступенька»
Разработчик программы Воспитатель Родионова О. И.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Раз — ступенька, два — ступенька“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
Цель программы Формирование устойчивого интереса детей к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.
Нормативно-правовые основы Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (статья 75, статья 12, часть 4, пункт 5);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Авторская программа Л. Г. Петерсон «Раз ступенька, два ступенька»
Срок реализации 1 год
Основные направления программы Дополнительная образовательная программа «Раз ступенька, два ступенька» имеет социально-педагогическую направленность.
Планируемый результат
-состав чисел первого десятка и из двух меньших чисел-как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряд-цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, знаки +,-,=
-монеты
-дни недели,месяц год, определение времени по часам (по часовой стрелке)
-геометрические фигуры
-называть числа в прямом и обратном порядке-соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий-измерять длину предметов с помощью условной меры-составлять из нескольких треугольников, четырехугольников, фигуры большего размера, делить круг, квадрат на 2и4 равные части.
-ориентироваться на листе бумаги и т. п.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена по программе Л. Г. Петерсон Программа дошкольной подготовки детей 3-7 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» : Математика. –М. УМЦ «Школа 2000…»,2007- 40 с.
При участии:
М. А Кубышевой, Е. Е. Кочемасовой, Н. П. Холиной
Программа методически обеспечена курсом Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой, Н. П. Холиной «Раз - ступенька, два - ступенька» для детей 5-7 лет.
Программа математического развития дошкольников «Ступеньки» являются начальным звеном непрерывного курса математики для дошкольников образовательной программы «Школа 2000…»
Главной целью программы является формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества, развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.
Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования.
Актуальность и практическая значимость программы заключается в выработке умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Данная программа является адаптированной, так как составлена с учетом уровня подготовки обучающихся и предназначена для обучающихся 6-7- лет.
Общее количество часов – 62, по два занятия в неделю, продолжительность занятий - 30 минут.
В процессе занятий по данной программе обучающиеся должны приобрести следующие знания и умения.
-состав чисел первого десятка и из двух меньших чисел
-как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряд
-цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, знаки +,-,=
-монеты
-дни недели,месяц год, определение времени по часам (по часовой стрелке)
-геометрические фигуры
-называть числа в прямом и обратном порядке
-соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий
-измерять длину предметов с помощью условной меры
-составлять из нескольких треугольников, четырехугольников, фигуры большего размера, делить круг, квадрат на 2и4 равные части.
-ориентироваться на листе бумаги.
• Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно, не равно, больше на., меньше на.)
Формирование общих представлений о слоении как объединении групп предметов в одно целое.
Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.
Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах.
Натуральное число как результат счета и измерения.
Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.
• Числа и операции над ними.
Прямой и обратный счет в пределах 10.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность, обозначение чисел от1 до 10 цифрами и точками. Состав чисел первого десятка. Число 0 и его свойства.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на., меньше на.) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 с использованием наглядной опоры. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Представление о натуральном числе как результате изменения величин
(количественной характеристике свойств предметов)
Числовой отрезок. Присчитывание и отсчитывание чисел на числовом отрезке. (Сложение и вычитание чисел с помощью числового отрезка)
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
• Пространственно- временные представления
Примеры отношений: на- над –под, слева- справа- посередине, спереди- сзади, сверху- снизу, выше- ниже, шире- уже, длиннее- короче, толще- тоньше, раньше- позже, позавчера- вчера- сегодня- завтра- послезавтра, вдоль, через и др.
Установление последовательности событий.
Последовательность частей суток, дней в неделе, месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка, куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, многоугольнике, углах, равных фигурах. Замкнутых и незамкнутых линиях.
Представление о длине, массе, объеме.
Формирование в ходе игровых видов общения познавательных процессов и способностей к основным мыслительным операциям на основе предметных действий. Развивать внимание, память, речь.
Формы и методы организации занятий:
1. Практические
2. Словесные
3. Игровые
4. Учебно-игровые
На занятиях с детьми нужно изучить, что такое величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве и во времени, количество и счет.
В ходе занятий предполагается развитие интеллектуальных и творческих сил, умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, стремление узнавать что-то новое.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения по программе заключается в формировании навыков самооценки и в проведении итоговых занятий, где внимание детей акцентируется на основных идеях занятия, здесь же дети могут высказывать свое отношение к тому, что им понравилось, а что было трудно.
Содержание программы образования детей соответствует уровню дошкольного образования, имеет научную направленность. и строится на основе системы дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности. Создается образовательная среда, которая обеспечивает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.
- принцип деятельности. Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие".
- принцип минимакса. Это обеспечивает возможность разноуровнего обучения детей.
- принцип целостного представления о мире. При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
- принцип непрерывности. Обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Данные принципы отражают современные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития обучающихся, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержки их здоровью.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема занятия Дата по факту
1 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
2 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
3 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
4 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
5 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
6 Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
7 Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
8 Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
9 Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)
10 Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа.
11 Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа.
12 Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа.
13 Удаление части из целого (вычитание).
14 Пространственные отношения: между, посередине.
15 Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.
16 Число 1 и цифра 1.
17 Пространственные отношения: внутри, снаружи.
18 Число 2 и цифра 2. Пара.
19 Представление о точке и линии. Отрезке и луче.
20 Число 3. Цифра 3.
21 Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.
Об отрезке и многоугольнике.
22 Ломаная линия. Многоугольник.
23 Число 4. Цифра 4.
24 Представление об углах и видах углов.
25 Представление о числовом отрезке.
26 Число 5. Цифра 5.
27 Пространственные отношения: впереди, сзади.
28 Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.
29 Обозначение отношений: больше- меньше.
30 Временные отношения: раньше, позже.
31 Повторение.
32 Повторение.
33 Повторение.
34 Математические игры.
35 Числа 1-5.
36 Числа 1-5.
37 Число 6. Цифра 6
38 Число 6. Цифра 6
39 Пространственные отношения: длиннее, короче.
40 Измерение длины.
41 Измерение длины.
42 Измерение длины.
43 Число 7. Цифра 7.
44 Число 7. Цифра 7.
45 Число 7. Цифра 7.
46 Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы.
47 Измерение массы.
48 Измерение массы.
49 Число 8. Цифра 8.
50 Число 8. Цифра 8.
51 Число 8. Цифра 8.
52 Представление об объеме. Сравнение объема.
53 Измерение объёма.
54 Число 9. Цифра 9.
55 Число 9. Цифра 9.
56 Число 9. Цифра 9.
57 Преставление о площади. Сравнение площади.
58 Измерение площади.
59 Число 0. Цифра 0.
60 Число 0. Цифра 0.
61 Число 10.
62 Знакомство с пространственными фигурами- шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. Их распознание.
63 Знакомство с пространственными фигурами- шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. Их распознание.
64 Символы.
Литература:
авторы Л. Г. Петерсон, Н. С. Холина Учебное пособие. «Раз – ступенька, два – ступенька» Части 1 – 2.
Методические рекомендации : «Раз – ступенька, два – ступенька» Части 1 – 2. авторы Л. Г. Петерсон, Н. С. Холина
Тетрадь : «Раз – ступенька, два – ступенька» Часть 1- 2. авторы Л. Г. Петерсон, Н. С. Холина