Ольга Лобанова
Образовательная программа центра семейной поддержки в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность разработки данной программы обусловлена необходимостью комплексно решать ряд проблем в расширении услуг по предоставлению общедоступного дошкольного образования, развития групп кратковременного пребывания детей, не охваченных услугами дошкольного образования. Образовательная программа центра семейной поддержки «Первые шаги в детский сад» для детей дошкольного возраста обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Публикация «Образовательная программа центра семейной поддержки в ДОО» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Новые требования к системе дошкольного образования привели к тому, что в жизнь вошли принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования, появилось много образовательных программ с обновленным содержанием. Очередная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования, в частности – групп кратковременного пребывания детей в детском саду. С одной стороны, они должны обеспечить запросы родителей, дети которых еще не посещают дошкольное учреждение, с другой – призваны обеспечить детям раннего дошкольного возраста необходимую развивающую практику.
Образовательная программа дошкольного образования «Сказка» составленная с учетом ФГОС ДО - это документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса, содержания образования, формы организации деятельности детей раннего возраста посещающих центр семейной поддержки «Первые шаги в детский сад».
Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Декларацией и Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13);
Кадры:
1. Старший воспитатель;
2. Учитель – дефектолог;
3. Инструктор по ФИЗО;
4. Учитель-логопед;
5. Педагог-психолог.
Основная форма работы центра семейной поддержки – очная, дневная, представляющая собой совместную деятельность специалистов с детьми раннего возраста и их родителями (законными представителями).
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1. Цели и задачи ООП
Цель программы : обеспечение единства и преемственности семейного и дошкольного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей, воспитывающих детей дошкольного возраста в форме семейного образования, поддержке всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения города.
Задачи программы :
оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и повышение психологической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка;
диагностика особенностей развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер детей;
обеспечение успешной адаптации детей при поступлении в дошкольное учреждение;
информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с индивидуальными особенностями.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию ОП
– личностно-ориентированный подход к работе с детьми и родителями (законными представителями);
– сотрудничество субъектов социально-педагогического пространства;
– открытость системы воспитания.
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей раннего возраста
Возрастная характеристика детей 1,5-3 лет
Физическое развитие
Дети владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами, сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки.
Социально-личностное развитие
У 1,5 летних детей наблюдается устойчивое эмоциональное состояние. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости.
Познавательно-речевое развитие
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Возрастает количество понимаемых слов. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3-м годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи.
Художественно-эстетическое развитие
В этом возрасте наиболее доступными видами изобразительной деятельности является рисование и лепка. Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Но, естественно, сначала у него ничего не получается: рука не слушается. Основные изображения : линии, штрихи, округлые предметы. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - и отходящих от нее линий.
В музыкальной деятельности у ребенка возникает интерес и желание слушать музыку, выполнять простейшие музыкально - ритмические и танцевальные движения. Ребенок вместе со взрослым способен подпевать элементарные музыкальные фразы.
2. Планируемые результаты усвоения программы
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте :
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: позитивная социализация детей раннего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи:
1) Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
3) Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
4) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
5) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО
6) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
7) Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
8) Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Направления:
1) Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.
2) Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
3) Трудовое воспитание.
1.2.1. Игровая деятельность
Формы работы с детьми по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Содержание Совместная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность
1. Развитие игровой деятельности
* Подвижные игры
* Театрализованные игры
* Дидактические игры Занятия, наблюдения, чтение художественной литературы, обучающие игры, досуговые игры, народные игры.
Самостоятельные, дидактические игры, досуговые игры с участием взрослых В соответствии с нагрузкой Внеигровые формы:
самодеятельность дошкольников;
изобразительная деятельность;
конструирование;
бытовая деятельность;
наблюдение
2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Беседы, обучение, чтение художественной литературы,
дидактические игры, игровые занятия, игровая деятельность
(игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, пальчиковые игры) Индивидуальная работа (беседы, показ);
Культурно-гигиенические процедуры (объяснение, напоминание);
Игровая деятельность (объяснение, напоминание) Игровая деятельность, дидактические игры, самообслуживание
3. Формирование гендерной, семейной принадлежности
* образ Я
* семья
* детский сад
Игровые упражнения,
познавательные беседы, дидактические игры, чтение
рассказ
Самостоятельная деятельность
дидактическая игра, настольно-печатные игры
4. Самообслуживание Напоминание,
беседы, потешки
Разыгрывание игровых ситуаций Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самообслуживания Дидактическая игра.
5. Формирование первичных представлений о труде взрослых Наблюдение, рассказывание, чтение. Рассматривание иллюстраций Дидактические игры,
Сюжетно-ролевые игры,
чтение. Сюжетно-ролевые игры,
обыгрывание, дидактические игры.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Задачи:
1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2) Формирование познавательных действий, становление сознания.
3) Развитие воображения и творческой активности.
4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, движении и покое и др.).
Формы работы с детьми по образовательной области «Познавательное развитие»
Содержание Совместная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность
1. Формирование элементарных математических представлений
* количество и счет
* величина
* форма
* ориентировка в пространстве
* ориентировка во времени Интегрированные деятельность
Упражнения
Игры (дидактические, подвижные)
Рассматривание
Наблюдение
Чтение
Досуг Игровые упражнения
Напоминание
Объяснение
Рассматривание
Наблюдение
Игры (дидактические, развивающие, подвижные)
2. Детское экспериментирование Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования
Игровые упражнения
Игры (дидактические, подвижные)
Показ
Простейшие опыты
Игровые упражнения
Напоминание
Объяснение
Обследование
Наблюдение
Развивающие игры
Игры (дидактические, развивающие, подвижные)
Игры-экспериментирования Игры с использованием дидактических материалов
Наблюдение
3. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
* предметное и социальное окружение
* ознакомление с природой Игровые обучающие ситуации
Наблюдение
Игра-экспериментирование
Конструирование
Развивающие игры
Ситуативный разговор
Рассказ
Беседы
Игровые обучающие ситуации
Рассматривание
Наблюдение
Экспериментирование
Конструирование
Развивающие игры
Экскурсии
Рассказ
Беседа Игровые обучающие ситуации
Игры с правилами
Рассматривание
Наблюдение
Игра-экспериментирование
Исследовательская деятельность
Конструирование
Развивающие игры
Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
1) Овладение речью как средством общения и культуры.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие связной, грамматически правильной монологической речи.
4) Развитие речевого творчества.
5) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
6) Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки обучения грамоте.
7) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Принципы развития речи.
1) Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
2) Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
3) Принцип развития языкового чутья.
4) Принцип формирования элементарного сознания явлений языка.
5) Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
6) Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
7) Принцип обогащения активной языковой практик.
Методы развития речи
1) Наглядные:
опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность : рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).
2) Словесные:
чтение и рассказывание художественных произведений;
заучивание наизусть;
общая беседа;
3) Практические:
дидактические игры;
дидактические упражнения, хороводные игры.
Средства развития речи:
1) Общение взрослых и детей.
2) Культурная языковая среда.
3) Обучение родной речи в организованной деятельности.
4) Художественная литература.
5) Изобразительное искусство, музыка, театр.
6) Образовательная деятельность по другим разделам программы.
Формы работы с детьми по образовательной области
«Речевое развитие»
Содержание Совместная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
- Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками).
- Обучающие игры с использованием предметов и игрушек.
- Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)
- Работа в книжном уголке
- Чтение, рассматривание иллюстраций
- Речевое стимулирование
(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение)
- Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.
- Хороводные игры, пальчиковые игры. - Речевое стимулирование
(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, уточнение напоминание)
- формирование элементарного реплицирования.
- Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.
- Хороводные игры, пальчиковые игры.
- Образцы коммуникативных кодов взрослого.
- Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек)
- Совместная предметная и продуктивная деятельность детей
(коллективный монолог).
2. Развитие всех компонентов устной речи
-Артикуляционная гимнастика
- Дидактические игры, настольно-печатные игры
- Продуктивная деятельность
- Разучивание стихотворений, пересказ
- Работа в книжном уголке
- Разучивание скороговорок, чистоговорок.
Называние, повторение, слушание
- Речевые дидактические игры.
- Наблюдения
- Работа в книжном уголке; чтение. Беседа
- Разучивание стихов Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей.
Словотворчество
3. Практическое овладение нормами речи (речевой этикет) -Чтение художественной литературы
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
1) Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства словесного, музыкального, изобразительного.
2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3) Формирование элементарных представлений о видах искусства.
4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи художественно-эстетического развития в раннем дошкольном возрасте:
1) Эстетическое восприятие мира природы:
Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.
Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.
Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.
Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.
2) Эстетическое восприятие социального мира:
Дать детям представление о том, что все люди трудятся.
Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда.
Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.
Формировать интерес к окружающим предметам.
Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета.
Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям.
3) Художественное восприятие произведений искусства:
Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.
Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.
Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.
Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.
Дать элементарные представления об архитектуре.
Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.
Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.
4) Художественно-изобразительная деятельность :
Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного.
Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение.
Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.
Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.
Развивать воображение, творческие способности.
Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).
Знакомить с разнообразием изобразительных материалов.
Примерный перечень для чтения и рассказывания детям раннего возраста
Русский фольклор
Фольклор народов мира
Произведения поэтов и писателей России
Произведения поэтов и писателей разных стран
Формы работы с детьми по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»
Содержание Совместная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность
1. Развитие
продуктивной деятельности
рисование
лепка
аппликация
конструирование
2. Развитие
детского творчества
3. Приобщение к изобразительному искусству Наблюдения по ситуации
Занимательные показы
Наблюдения по ситуации
Индивидуальная работа с детьми
Рисование
Лепка
Сюжетно-игровая ситуация
Выставка детских работ
Конкурсы
Интегрированная детская деятельность
Игра
Игровое упражнение
Проблемная ситуация
Индивидуальная работа с детьми
Самостоятельная художественная деятельность
Игра
Проблемная ситуация
Игры со строительным материалом
Постройки для сюжетных игр
4. Формирование интереса и потребности в чтении Подбор иллюстраций
Чтение литературы.
Подвижные игры
Заучивание
Рассказ
Обучение
Физкультминутки, Беседа
Рассказ
чтение
Дидактические игры
Настольно-печатные игры
Игры-драматизации,
Игры
Дидактические игры
Театр
Рассматривание иллюстраций
Игры
Продуктивная деятельность
Настольно-печатные игры Беседы
Театр
Образовательная область «Физическое развитие».
Цель:
1) гармоничное физическое развитие;
2) формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;
3) формирование основ здорового образа жизни.
Задачи:
1) Оздоровительные:
охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм;
всестороннее физическое совершенствование функций организма;
повышение работоспособности и закаливание.
2) Образовательные :
формирование двигательных умений и навыков;
развитие физических качеств;
овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
3) Воспитательные:
формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).
Направления физического развития:
1) Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:
связанной с выполнением упражнений;
направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость;
способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
2) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
3) Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Принципы физического развития:
1) Дидактические:
систематичность и последовательность;
развивающее обучение;
доступность;
воспитывающее обучение;
учет индивидуальных и возрастных особенностей;
сознательность и активность ребенка;
наглядность.
2) Специальные:
непрерывность;
последовательность наращивания тренирующих воздействий;
цикличность.
3) Гигиенические:
сбалансированность нагрузок;
рациональность чередования деятельности и отдыха;
возрастная адекватность;
оздоровительная направленность всего образовательного процесса;
осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания.
Методы физического развития:
Наглядные:
наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);
наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь).
1) Словесные:
объяснения, пояснения, указания;
подача команд, распоряжений, сигналов;
вопросы к детям;
образный сюжетный рассказ, беседа;
словесная инструкция.
2) Практические:
Повторение упражнений без изменения и с изменениями;
Проведение упражнений в игровой форме;
Проведение упражнений в соревновательной форме.
Формы организации работы с детьми по образовательной области «Физическое развитие»
Содержание НОД Образовательная деятельность, реализуемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность
1. Основные движения:
-ходьба; бег; катание, бросание, метание, ловля; ползание, лазание; упражнения в равновесии;
строевые упражнения; ритмические упражнения.
2. Общеразвивающие упражнения
3. Подвижные игры
4. Спортивные упражнения
5. Формирование начальных представлений о ЗОЖ
НОД по физическому воспитанию:
- сюжетно-игровые
- тематические
-классические
-тренирующее
-тематические комплексы
-сюжетные
-классические
-с предметами
-подражательный
-комплекс
физ. минутки
Динамические паузы
Обучающие игры по инициативе взрослого
(сюжетно-дидактические,
развлечения Индивидуальная работа воспитателя
Игровые упражнения
Подражательные движения
Физкультурные упражнения
Коррекционные упражнения
Индивидуальная работа
Подражательные движения
Дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, иллюстративный материал
Игра
Игровое упражнение
Подражательные движения
Сюжетно-ролевые игры