Светлана Кобозева -Салмина
Образовательная практика «Волонтерское движение в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Волонтерское движение при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Я считаю, что приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества, воспитываем у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.
Публикация «Образовательная практика „Волонтерское движение в детском саду“» размещена в разделах
Для реализации успешного продолжения внедрения данной технологии «Дети волонтеры», в МДОУ детский сад комбинированного вида №1 был созданный Модуль «Детское добровольчество» и направлен на создание социальной ситуации развития дошкольников, через основные задачи программы в организации волонтерского движения в ДОУ. Как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника, через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
Взаимоотношение детей вызывают тревогу. Дети проявляют агрессию, требования друг к другу, общения детей приводит к соперничеству, а не коллективизации. На основе этих проблем, было предложено несколько вариантов решения данной проблемы:
Ситуации общения
Игры
Творческая деятельность
Создание единой команды, обучающейся, оказывающей поддержку и внимание окружающим.
Цель: Создание педагогических условий для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей, формирование у подрастающего поколения принятия добровольчества и благотворительности как социальной и моральной нормы жизни обычного человека.
Задачи
-информировать обучающихся о добровольческом движении и благотворительности, целях, задачах, участниках, результатах и социальных эффектах этих общественных феноменов;
-организовать волонтерское движение в ДОУ;
-создать оптимальные условия для формирования у детей активной гражданской позиции, нравственных качеств, готовности к участию в общественно-полезной деятельности;
-развить самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;
-привлечь детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников,
-создать условия для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
-осуществить пропаганду здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).
Основана на детско – взрослом опыте, обеспечивающем преемственную связь поколений.
В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Первичная социализация очень важна для ребенка и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
В том числе основная идея самого проекта заключается в обучении детей и воспитании у них позитивной социализации, через художественную литературу, активную деятельность, где они выступают организаторами позитивных изменений и ближайшем социальном окружении.
• Принцип системности. Соблюдение данного принципа позволит представить детям совокупность разнообразных направлений и форм добровольческого движения и благотворительности в единстве их морально-этических установок.
• Принцип доступности. Содержание тематических встреч подразумевает доступные формы донесения информации до возрастной группы.
• Принцип мотивации. Направлен на выработку в ходе тематических встреч у детей мотивации, на создание творческого продукта по предложенной теме.
• Принцип связи обучения с жизнью. Данный принцип способствует формированию у детей умения применять полученные знания на практике.
• Принцип учета интересов, возрастных и психологических особенностей детей;
• Принцип толерантности;
• Интеграция проекта в разных видах деятельности;
• Развитие и самореализация;
• Принцип партнерства и сотрудничества;
• Правовое равенство;
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Тематические занятия о добровольчестве и благотворительности на практике.
Игры:
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- спортивные игры;
Развлечения, праздники;
Чтение художественной литературы;
Квесты;
Акции;
Беседы;
Одним из способов реализации данной программы послужит обучение детей волонтерскому движению, на основе встреч с наставниками, использованию, игровых форм работы с детьми, чтению художественной литературы по направлениям и проведению итоговых запланированных акций.
Ожидаемые результаты:
- помощь в освоении основной компетенции, без которой человек не может жить – коммуникативную.
- научиться вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, принимать решение, брать на себя ответственность.
- готовность решать социальные задачи.
- осознавать свою важную миссию - почувствовать себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня.
- понять, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным
- научиться проявлять инициативу, для формирования потребности в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству
- педагогам и родителям, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысить свою педагогическую компетентность
Способы:
-результативность творческих работ
- акции
- встречи, беседы
- игры – квесты
-праздники
-чтение художественной литературы
Инструменты:
- итоговые занятия по практике и акции
-наблюдение
- фотоотчет
В процессе реализации практики мы столкнулись с проблемой, работы с партнерами, дети не могли сами выходить и контактировать на прямую с людьми нуждающимися в помощи. Дети создавали продукт своего эмоционального состояния и распространяли свой опыт в рамках ДОУ.
Серьезной проблемой это назвать нельзя, тк основной задачей было обучение детей волонтерскому движению, воспитать в них ответственность, чувство долга, желание помогать на примере ознакомления с художественной литературой описывающей нравственные качества настоящих лидеров.
По итогам реализации данной практики которая проходила в рамках дошкольного учреждения и была направлена на детей старшей и подготовительной группы с учетом средств обучения волонтерскому движению дошкольников, выпускниками данного учреждения, а в данное время школьникам - основателями волонтерского движения в деском саду, была замечена положительная динамика роста нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.