Галина Сережникова
Конспект НОД «Огонь — друг, огонь — враг»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНТЕГАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Речевое развитие», «Социально – эстетическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
ЦЕЛЬ: показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём. Развивать чувство ответственности за свои поступки.
ОБОРУДОВАНИЕ: безопасный подсвечник со свечой, таз с водой, лист бумаги, султанчики (красного, оранжевого и жёлтого цвета) по количеству детей. Ватманский лист, гуашь, тарелки для разведения красок, шпатели, салфетки по количеству детей.
Публикация «Конспект НОД „Огонь — друг, огонь — враг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
Фонограмма: чередующиеся отрывки мелодий спокойного, торжественного характера (огонь – друг) и грозного, тревожного (огонь – враг).
ХОД.
Дети сидят полукругом на ковре. Воспитатель загадывает загадку:
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Восп. Как вы думаете, о чём эта загадка? (Об огне).
Воспитатель ставит в центре круга безопасный подсвечник и зажигает свечу.
Восп. На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далёких предков, которым дым костра казался загадочным живым существом. Они его «приручили» и «поселили» в своём жилище.
Огонь стал могучим помощником человека в борьбе за существование: на огне варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода. Огню поклонялись, как божеству, о нём рассказывали легенды. И в наше время писатели не забыли про огонь. Послушайте присказку из волшебной истории «О принце в голубой короне» (Сказ про газ, которую написал Евгений Пермяк.
ПРИСКАЗКА.
Когда на земле не существовало ни городов, ни сёл, не было даже землянок, и Человек жил не лучше зверя.
Всё окружающее было недружелюбно к Человеку.
Негостеприимные леса старались не пропустить в глубь своего зелёного царства. Вода преграждала Человеку дорогу, угрожая проглотить его. Дожди и град секли Человека, скудно прикрытого шкурой зверя.
Всё было против Человека – даже ночь. Окутывала мраком землю, она помогала зверям нападать на людей. Но самый неприятный враг был Огонь. Это жёлтое чудо, возникая ниоткуда, страшило Человека своим колдовским умением превращать леса в золу и пепел. Человек в ужасе убегал от Огня. Огонь для Человека был тайной.
Человек знал, что дождь проливается тотчас, как небо заволакивается тёмной пеленой туч. ОН видел, что реки – дочери дождя – пополнялись после ливней. А вот Огонь…
Огонь оставался загадкой. Но пришло время, и Человек распознал, как можно укротить давнего врага.
Человек подошё л к горящему дереву и сказал Огню:
- Я больше не боюсь… Ты будешь служить мне. Я приручу тебя!
- Остерегись! – предупредил Огонь. – Я никому не служил. Все боятся меня, Со мной шутки плохи. Я могу тебя сжечь, Человек, и превратить в пепел.
- Не хвались! – крикнул Огню Человек. – У меня есть друг, который живо утихомирит тебя.
- Кто? – спросил Огонь. – Кто это?
- Вода, - сказал Человек.
Всего одно упоминание этого страшного для Огня слова сразу убавило его пыл, и он присмирел.
- Вот так – то лучше, - сказал Человек. – Иди ко мне. Ты будешь гореть у меня с пользой.
Сказав так, Человек взял пылающую ветвь дерева и принёс её в свою пещеру. От этого в пещере стало светлее, теплее и радостнее.
Много, очень много раз дни сменяли ночи, а лето – зиму. И с каждым годом прирученный Огонь служил Человеку всё лучше и усерднее.
Огонь не только обогревал Человека, но и варил для него пищу, обжигал горшки.
А потом пришла пора, и Человек заставил Огонь выплавлять железо. У Человека появились надёжные инструменты. Хорошие топоры. Острые пилы. Ножи и копья. Молоты и плуги.
Человек не боялся теперь леса. ОН мог проникнуть в любую чащу, прорубая тропы. Земля, покоряясь Человеку, превратилась в пашню. А вода и Ветер стали молоть зёрна, выращенные Землёй.
А через много, очень много лет Человек подружил с Огнём и его злейшего врага – Воду. Но это уже другая история.
Воспитатель обращает внимание детей на пламя свечи, оно напоминает отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спасали людей. Детям предлагается поднести руку к свече и почувствовать тепло пламени, но. Если слишком близко поднести руку к огню, можно обжечься.
ОПЫТ: ПОКАЗАТЬ ДЕТЯМ, ЧТО ЕСТЬ НЕВИДИМОЕ ПЛАМЯ И ОНО ТЕКЖЕ ОПАСНО. Поднести лист бумаги к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.
ВЫВОД: нельзя близко подходить к огню – можно обжечься. Нельзя близко подносить предметы к огню – они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
Восп. Дети, давайте поиграем. Каждый из вас возьмёт султанчики, превратиться в маленькое пламя со своим характером и настроением, а я постараюсь угадать, что нам ждать от этого костра.
ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЭТЮД: дети под музыку, используя султанчики, имитируют пламя костра. Последний акцент педагог должен сделать на положительной оценке значимости огня для человека.
Восп. Огонь стал помощником людей, но он всегда таит в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становиться бешеным врагом, уничтожающим всё на своём пути. Вот что однажды случилось с древними людьми.
Послушайте, Нины, Марины, Мишутки!
Шутки с огнём – опасные шутки!
Возьмём, к примеру, пещерных людей.
У них было много пещерных детей.
Пещерные люди с охоты пришли
И вкусного мяса с собой принесли.
Сели погреться они у костра,
И срезу собралась вокруг детвора.
Уставшие взрослые спать прилегли,
А дети тихонько к огню подошли.
Вот факел в руках у детёныша старшего,
Не видят ребята в игрушке ужасного.
Пылающий факел несут они в лес,
Огонь затрещал и по веткам полез.
Пылают берёзки, пылают осинки!
Несчастные дети бегут по тропинке.
«Тушите, тушите, тушите быстрей! –
Кричат они взрослым. – Огонь у дверей!»
Но быстро огонь пожирает живое.
Взрослые вышли – от леса уголья.
Одно пепелище их взорам открылось,
Вот что из глупой игры получилось.
Е. Максименкова.
Восп. Кто из вас может назвать сказки и другие произведения, где пожар возник из – за неосторожности или баловства? («Кошкин дом», «Путаница») Огонь – помощник или огонь – враг? Как ответить на этот вопрос?
Нужно помнить всегда:
_ Огонь требует бережного обращения.
_ Баловство с огнём может привести к беде.
Мы выяснили с вами, что огонь приносит огромную пользу человеку, но при небрежном обращении может принести и вред. Давайте сегодня попробуем создать портреты огня. Огня – доброго и огня – злого.
Дети по желанию делятся на две группы. Работа выполняется на листе ватмана коллективно. Техника - печать ладонью. Цветовая гамма подбирается самостоятельно каждой подгруппой. По окончании работы дети представляют свой портрет. Ещё раз закрепляются правила обращения с огнё м:
- Нельзя близко подходить к огню: можно обжечься.
- Нельзя близко подносить предметы к огню: они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
- Баловство с огнём может привести к беде.
- Огонь требует бережного обращения.