Юлия Вестернина
Образовательная область «Музыка», в рамках ФГТ
2-3 слайд (Основные нормативные документы)
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведёт к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
Публикация «Образовательная область „Музыка“, в рамках ФГТ» размещена в разделах
4 слайд (Центральные принципы ФГТ)
Центральные принципы ФГТ:
- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, когда содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
- соответствие содержания программы критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, а также с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
5 слайд (Образовательная область «М» в рамках ФГТ)
В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей. Среди них в разделе художественно-эстетического развития - образовательная область «Музыка». Указана значимость области «Музыка» для развития, воспитания и обучения детей.
Образовательная область «Музыка» позволяет:
- ребё нку: осуществлять эмоционально-чувственное познание мира, реализовывать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогащать индивидуальный культурный опыт, налаживать социальные контакты и коммуникации, практиковаться в способах самовыражения, первых опытах творчества;
-взрослому (педагогу и родителю) : эффективно развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, приобщать его к культуре и музыкальному искусству, развивать детское творчество, насыщать среду пребывания ребёнка в ДОУ музыкой, используя её психофизиологические и социокультурные эффекты.
При разработке образовательной области «Музыка» авторы учитывали, что музыка для ребё нка дошкольного возраста является:
- способом самовыражения;
- способом познания и понимания окружающего мира;
- универсальным способом жизнедеятельности.
Основные задачи педагогической работы в образовательной области «Музыка» ориентированы на создание условий для:
- развития разнообразных качеств и способностей ребёнка;
- освоения им музыкально-художественной деятельности.
6-7 слайд (Интеграция образовательных областей)
В современных документах мы слышим новое слово «интеграция» это официальный термин. Нам, музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы. Так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Итак, как же интегрирует образовательная область «Музыка» с другими областями.
- как их содержательная часть, разновидность наглядного метода (музыкальные произведения, связанные с решением задач в той или иной области, например песня «Настоящий друг, муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского, в разделе «Социализация»);
- как средство оптимизации образовательного процесса (например, усиление песней эмоциональности восприятия литературного образа Золушки);
- как средство обогащения образовательного процесса (например, физкультура под музыку, рисование под музыку);
- как средство организации образовательного процесса. В этом плане возможности интеграции других образовательных областей с образовательной областью «Музыка» несомненны.
Например:
- «Физическая культура» - «Музыка». Развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности.
- «Безопасность» - «Музыка». Развитие умений безопасного пользования техническими средствами, носителями музыки.
- «Социализация» - «Музыка». Понимание эмоций и чувств для полноценного восприятия музыки.
- «Коммуникация» - «Музыка». Возможность общения по поводу прослушанной музыки, в процессе распределения ролей в музыкальных играх и обсуждения особенностей выразительного исполнения песен и танцев.
- «Познание» - «Музыка». Освоение музыкально-сенсорных предэталонов звука, обогащение элементарных музыковедческих представлений.
- «Чтение художественной литературы» - «Музыка». Использование литературных произведений как иллюстраций к музыкальным образам.
- «Художественное творчество» - «Музыка». Использование умений, характерных для художественного творчества, с целью наглядного выражения результатов восприятия музыки.
8 слайд (Специфика реализации образовательной области «М»)
В дошкольном образовательном учреждении специфика реализации образовательной области «Музыка», в отличие от других образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве специалистов – педагога (воспитателя группы) и музыкального руководителя. Традиционно организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель при участии воспитателя-помощника. Музыкальный руководитель занимается музыкально-педагогическим просвещением коллег, оказывает им соответствующую поддержку в развитии музыкальной культуры. В то же время музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах музыкального воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке музыкальности ребёнка и описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений. Так как воспитатель хорошо знает своих воспитанников, ежедневно общается с ними в течение нескольких лет, владеет индивидуально-дифференцированным подходом.
Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредственно во время образовательной деятельности, а воспитатель продолжает эту работу при проведении режимных моментов.
9 слайд (Меняются требования к педагогу)
Хочу обратить Ваше внимание на то, что в 2009г была обновлена должностная инструкция музыкального руководителя. И там сказано, что педагог должен владеть информационно-коммуникативными технологиями.
При прохождении тестирования «На соответствие занимаемой должности» будут поставлены вопросы и по этой теме. Это одна из причин для педагога освоить инновационные-компьютерные технологии.
Но в тоже время, в этом есть большие плюсы для работы любого педагога.
Музыкальный руководитель может применять различные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии, так и на развлечениях и праздниках. На занятиях мультимедиа можно использовать во всех разделах: например при слушании музыки – портреты композиторов, внешний вид музыкальных инструментов, картины природы, и т. д.
-в разделе «Музыкально-ритмические движения» – я показываю как исполняют танец профессиональные танцоры (вальс, польку) как танцуют дети их ровесники,.
Очень интересно, ярко проходят праздники с использованием мультимедиа
10 слайд – «День космонавтики»
11 слайд – «Памяти павших, будьте достойны!»
12 слайд – «75-летие Кировского района».
На этом празднике дети и их родители увидели памятники архитектуры, самые значимые и красивые места нашего района. Познакомились с историей названия улиц 6 микрорайона
13 слайд (новые ФГТ вносят изменения в структуру планирования)
Приведение всех форм документаций в электронный вид позволяет оперативно работать с информацией, экономить рабочее время, следовательно, повышается качество и эффективность деятельности.
В связи с требованиями ФГТ мною внесены изменения в написание плана
а именно:
- учебный блок заменяется на блок образовательной деятельности,
- добавляются графы:
- интеграция образовательных областей,
- рекомендации воспитателям,
- создание развивающей среды в группе,
- взаимодействие с родителями.
На данный переходный период это не обязательные изменения. Но наш детский сад стремится всё новое осознать, и мы пробуем это на практике.
Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими педагогами, полноценно использовать личностные ресурсы, проявлять готовность осуществлять самообразование.
Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного процесса.
14 слайд (Список используемых источников)
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
2. А. Гогоберидзе «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» : образовательная область «Музыка». «Дошкольное воспитание» 8/2011г.