Папки-передвижки

Образовательная область «Музыка», в рамках ФГТ

Юлия Вестернина
Образовательная область «Музыка», в рамках ФГТ

2-3 слайд (Основные нормативные документы)

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведёт к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

Публикация «Образовательная область „Музыка“, в рамках ФГТ» размещена в разделах

4 слайд (Центральные принципы ФГТ)

Центральные принципы ФГТ:

- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка

- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, когда содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

- соответствие содержания программы критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, а также с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

5 слайд (Образовательная область «М» в рамках ФГТ)

В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей. Среди них в разделе художественно-эстетического развития - образовательная область «Музыка». Указана значимость области «Музыка» для развития, воспитания и обучения детей.

Образовательная область «Музыка» позволяет:

- ребё нку: осуществлять эмоционально-чувственное познание мира, реализовывать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогащать индивидуальный культурный опыт, налаживать социальные контакты и коммуникации, практиковаться в способах самовыражения, первых опытах творчества;

-взрослому (педагогу и родителю) : эффективно развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, приобщать его к культуре и музыкальному искусству, развивать детское творчество, насыщать среду пребывания ребёнка в ДОУ музыкой, используя её психофизиологические и социокультурные эффекты.

При разработке образовательной области «Музыка» авторы учитывали, что музыка для ребё нка дошкольного возраста является:

- способом самовыражения;

- способом познания и понимания окружающего мира;

- универсальным способом жизнедеятельности.

Основные задачи педагогической работы в образовательной области «Музыка» ориентированы на создание условий для:

- развития разнообразных качеств и способностей ребёнка;

- освоения им музыкально-художественной деятельности.

6-7 слайд (Интеграция образовательных областей)

В современных документах мы слышим новое слово «интеграция» это официальный термин. Нам, музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы. Так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Итак, как же интегрирует образовательная область «Музыка» с другими областями.

- как их содержательная часть, разновидность наглядного метода (музыкальные произведения, связанные с решением задач в той или иной области, например песня «Настоящий друг, муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского, в разделе «Социализация»);

- как средство оптимизации образовательного процесса (например, усиление песней эмоциональности восприятия литературного образа Золушки);

- как средство обогащения образовательного процесса (например, физкультура под музыку, рисование под музыку);

- как средство организации образовательного процесса. В этом плане возможности интеграции других образовательных областей с образовательной областью «Музыка» несомненны.

Например:

- «Физическая культура» - «Музыка». Развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности.

- «Безопасность» - «Музыка». Развитие умений безопасного пользования техническими средствами, носителями музыки.

- «Социализация» - «Музыка». Понимание эмоций и чувств для полноценного восприятия музыки.

- «Коммуникация» - «Музыка». Возможность общения по поводу прослушанной музыки, в процессе распределения ролей в музыкальных играх и обсуждения особенностей выразительного исполнения песен и танцев.

- «Познание» - «Музыка». Освоение музыкально-сенсорных предэталонов звука, обогащение элементарных музыковедческих представлений.

- «Чтение художественной литературы» - «Музыка». Использование литературных произведений как иллюстраций к музыкальным образам.

- «Художественное творчество» - «Музыка». Использование умений, характерных для художественного творчества, с целью наглядного выражения результатов восприятия музыки.

8 слайд (Специфика реализации образовательной области «М»)

В дошкольном образовательном учреждении специфика реализации образовательной области «Музыка», в отличие от других образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве специалистов – педагога (воспитателя группы) и музыкального руководителя. Традиционно организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель при участии воспитателя-помощника. Музыкальный руководитель занимается музыкально-педагогическим просвещением коллег, оказывает им соответствующую поддержку в развитии музыкальной культуры. В то же время музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах музыкального воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке музыкальности ребёнка и описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений. Так как воспитатель хорошо знает своих воспитанников, ежедневно общается с ними в течение нескольких лет, владеет индивидуально-дифференцированным подходом.

Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредственно во время образовательной деятельности, а воспитатель продолжает эту работу при проведении режимных моментов.

9 слайд (Меняются требования к педагогу)

Хочу обратить Ваше внимание на то, что в 2009г была обновлена должностная инструкция музыкального руководителя. И там сказано, что педагог должен владеть информационно-коммуникативными технологиями.

При прохождении тестирования «На соответствие занимаемой должности» будут поставлены вопросы и по этой теме. Это одна из причин для педагога освоить инновационные-компьютерные технологии.

Но в тоже время, в этом есть большие плюсы для работы любого педагога.

Музыкальный руководитель может применять различные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии, так и на развлечениях и праздниках. На занятиях мультимедиа можно использовать во всех разделах: например при слушании музыки – портреты композиторов, внешний вид музыкальных инструментов, картины природы, и т. д.

-в разделе «Музыкально-ритмические движения» – я показываю как исполняют танец профессиональные танцоры (вальс, польку) как танцуют дети их ровесники,.

Очень интересно, ярко проходят праздники с использованием мультимедиа

10 слайд – «День космонавтики»

11 слайд – «Памяти павших, будьте достойны!»

12 слайд – «75-летие Кировского района».

На этом празднике дети и их родители увидели памятники архитектуры, самые значимые и красивые места нашего района. Познакомились с историей названия улиц 6 микрорайона

13 слайд (новые ФГТ вносят изменения в структуру планирования)

Приведение всех форм документаций в электронный вид позволяет оперативно работать с информацией, экономить рабочее время, следовательно, повышается качество и эффективность деятельности.

В связи с требованиями ФГТ мною внесены изменения в написание плана

а именно:

- учебный блок заменяется на блок образовательной деятельности,

- добавляются графы:

- интеграция образовательных областей,

- рекомендации воспитателям,

- создание развивающей среды в группе,

- взаимодействие с родителями.

На данный переходный период это не обязательные изменения. Но наш детский сад стремится всё новое осознать, и мы пробуем это на практике.

Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими педагогами, полноценно использовать личностные ресурсы, проявлять готовность осуществлять самообразование.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного процесса.

14 слайд (Список используемых источников)

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

2. А. Гогоберидзе «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» : образовательная область «Музыка». «Дошкольное воспитание» 8/2011г.

Публикации по теме:

Предшкольное образование Уважаемые коллеги! Выкладываю нормативную документацию по предшкольному образованию. Материал обобщила Макатрова Л. О. методист Центра педагогики.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образовательная область «Музыка», в рамках ФГТ
Опубликовано: 9 апреля 2012 в 20:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД