Розанова Серафима Александровна
Образовательная кинезиология как средство интеллектуального развития ребенка младшего возраста
▼ Скачать +Заказ
Интеллектуальное развитие — важнейшее направление воспитания ребенка. Именно в детстве у маленького человека формируется интерес к познанию, а также качества, определяющие легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений. Одним из факторов интеллектуального развития является двигательная активность, в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека.
Публикация «Образовательная кинезиология как средство интеллектуального развития ребенка младшего возраста» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одной из форм работы, направленных на развитие интеллектуальных способностей ребенка, могут стать комплексы кинезиологических упражнений в рамках образовательной кинезиологии – это комплекс движений, позволяющих активировать межполушарное взаимодействие. Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движениях. На основе «Прикладной кинезиологии», была сформулирована «Образовательная кинезиология» и составлены упражнения «Гимнастики мозга». Эти упражнения способствуют развитию межполушарного взаимодействия. Правое полушарие отвечает за гуманитарные науки, образное мышление, творческий подход, координацию движений и пространственное восприятие. Левое полушарие за математический и аналитический склад ума, речь, за восприятие слуховой информации. Баланс – это работа сразу двух полушарий тесно связанных между собой системой нервных волокон, которое называют мозолистым телом. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Образовательная кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии, с помощью которой можно выявить скрытые способности ребёнка, расширить возможные границы деятельности головного мозга. Многие кинезиалогические упражнения («Гимнастика мозга») направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на профилактику отклонений их развития, сохранение здоровья ребёнка. Также образовательная кинезиология применяется для улучшения обучения, в ситуациях, требующих ясного мышления или в ситуациях, связанных с проблемными областями. Кинезиологические упражнения не только синхронизируют работу полушарий, но и развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма,, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный (накопительный) эффект.
Цель образовательной кинезиологии :
развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности ребёнка
Задачи:
- Оптимизировать деятельность головного мозга.
- Развивать интеллектуальные и творческие способности.
- Развивать способность к обучению и усвоению информации.
- Восстанавливать работоспособность и продуктивность
деятельности.
- Снимать стресс, нервное напряжение, усталость
Для достижения максимально возможных результатов необходимо соблюдение следующих условий:
- кинезиологическая гимнастика проводится в течение 5-15 мин. ;
- упражнения выполняются в спокойной, доброжелательной обстановке;
- кинезиологическая гимнастика проводится ежедневно, без пропусков занятий;
- от детей требуется точное выполнение движений с дальнейшим усложнением и ускорением темпа;
- при составлении комплекса упражнений важно учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности ребёнка;
- упражнения проводятся комплексно, длительность одного курса занятий не менее 2-4 недель.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Методы и приёмы
1. Массаж (самомассаж) - воздействует на биологически активные точки. Особенно эффективным является массаж (самомассаж) кистей, пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают примерно 148 точек, расположенных на ушной раковине, связанных с различными частями тела человека. Даже простой растирающий массаж (самомассаж) ушей улучшает кровообращение в организме, стимулирует кору головного мозга, улучшает слуховое внимание и восприятие ребёнка.
Пример: Крылья носа разотри — раз, два, три!
И под носом ты утри — раз, два, три!
Брови нужно расчесать — раз, два, три, четыре, пять!
Вытри пот себе со лба — раз, два, раз, два!
Ушки сильно разотри! Раз, два, три!
Волосы ты причеши! Раз, два, три!
Девочки и мальчики: приготовьте пальчики!
Вы так славно потрудились и красиво нарядились!
2. Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребёнка, с высоким порогом и длительным латентным периодам возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.
Пример: И. п. : сидя, ноги согнуты в коленях. Выпрямить ноги с напряжением:
Потягивание, как на пляже под солнцем (всё тело напрягается, затем
расслабляется). Упражнение можно выполнять под музыку или чтение
стихотворения.
Солнце грело горячо.
Загорал на пляже.
Спину подставлял, плечо,
Грел животик даже.
3. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают у ребёнка самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) могут привести к нарушению психического развития ребёнка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Пример: Сделав вдох, на выдохе произнесите «Ау!»
Заблудились мы в лесу
И кричим: «АУ! АУ! АУ! АУ!»
4. Упражнения на развитие мелкой моторики - стимулируют речевые зоны коры головного мозга, развивают слухомоторную координацию. Улучшают память, внимание, сосредоточенность.
Пример: Ах, вода; вода, вода! ( Дети потряхивают кисти рук:
Будем чистыми всегда! (стряхивают водичку с рук»)•
Брызги - вправо, (Дети сжимают пальцы в
Брызги - влево! кулачки, затем резко их
Мокрым стало наше тело! разжимают: «брызгаются»).
Полотеичиком пушистым (Дети потирают руки,
Вытираем ручки имитируют вытирание рук
Очень быстро! полотенцем).
5 Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.
- при выполнении глазодвигательных упражнений необходимо контролировать расслабление шейных мышц. Исходное положение - лёжа, сидя или стоя, голова зафиксирована
- все движения глазного яблока совершаются плавно и мягко;
- если ребёнок носит очки нужно снять их на время выполнения упражнения
- перед. занятием рекомендуется несколько раз крепко зажмуриться,. чтобы. улучшить кровоток и увлажнить глаза за счёт выделившейся слезы;
- после каждого упражнения нужно снимать статическое напряжение мышц глаз: плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 5 секунд (5 - 6 раз); осмотреть вверх вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (3-4 раза).
Пример: В начале освоения этого упражнения дети следят глазами за ярким предметом или картинкой, которую перемещает, взрослый, а затем выполняют упражнение под речевую инструкцию.
Дождик, дождик, пуще лей! (Смотрят вверх).
Капай, капель не жалей! (Смотрят вниз).
Только нас не замочи, (делают круговые движения глазами) : Зря в окошко не стучи!
6. Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» ребёнком своего тела, что способствует обогащению дифференциации сенсорной информации.
Пример:
И. п. : стоя, руки ’ опущены вниз вдоль туловища. Дети поднимают
невысоко левую ногу: Согнув её в колене, кистью правок руки
дотрагиваются до колена левой ноги, затем наоборот. Повторение
упражнения 8 раз.
Мы шагаем: Топ! Топ! Топ! Топ!
Повторяем: Оп! Оп! Оп! Он!
По коленкам: Шлёп! Шлёп! Шлёп! Шлёп!
7. Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению, снятию физического и интеллектуального напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребёнка. Они проводятся как в начале занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции опыта, приобретенного в ходе занятия. Релаксационные упражнения способствуют самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений, являясь единым процессом.
Пример: Педагог: «Дети, представьте себе, что вы весёлые, озорные зайчата.
Зайчата ходят, прыгают, машут маленькими хвостиками. Но вот
зайчата устали и начали зевать, ложиться на коврик и засыпать».
На лесной лужайке
Разбежались зайки.
Прыг - скок, прыг - скок,
Зайки - побегайки
Зайчик съел листочек сладкий,
Задремал на мягкой грядке;
И пришёл к нему превкусный
Сочно-сладкий сон капустный.
Комплексы кинезиологической гимнастики включают все эти методы. Воспитатель может пользоваться ими самостоятельно или совместно со специалистами, использовать отдельные упражнения в режимных моментах или на занятиях.
В дошкольном возрасте упражнения усложняются, активируют большее количество центров мозга. Задача педагога в раннем возрасте подготовить ребёнка к реализации своих потенциальных возможностей, в том числе и интеллектуального развития в дошкольном возрасте.