Наталья Сватковская
Образовательная деятельность с детьми старшего возраста «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего возраста.
Тема: «Путешествие капельки».
Форма:
Интеграция образовательных областей : «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Цель: Формировать основы эмоциональной культуры дошкольников.
Задачи:
Публикация «Образовательная деятельность с детьми старшего возраста „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
1. Познакомить детей с такими эмоциями, как стыд, ложь, гордость и их графическим изображением. Формировать умение у детей распознавать по внешним признакам различные эмоциональные состояния и анализировать их причины («Социализация»).
2. Закреплять на тексте сказки уже знакомые эмоции. Продолжать работать над словарём эмоций («Коммуникация»).
3. Упражняться с детьми в эмоциональном осознании, по содержанию стихотворения совмещать эмоцию с лицом («Чтение художественной литературы»).
4. Способствовать формированию потребности в двигательной активности детей («Физическая культура»).
Методы и приё мы:
Практический: направляющие вопросы, анализ, работа с пиктограммами, психогимнастика,.
Наглядный: рассматривание модели капельки,
Словесный: чтение стихотворений, вопросы к детям, ситуативная беседа.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: музыкальное сопровождение, модель капли, эмоции – слайды на совмещение.
Раздаточный: набор пиктограмм.
Средства ТСО: - музыкальный центр, ноутбук.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Звучит спокойная музыка. Дети входят в зал и рассаживаются на ковре вокруг выложенного в форме круга каната.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада всех вас видеть. Сейчас я предлагаю вам поиграть в новую игру. Давайте возьмёмся за руки. Нас много, а все вместе мы – одна группа. Давайте почувствуем, как мы связанны друг с другом, сидя в кругу на полу.
Дети: Дети берутся за руки, садятся в круг.
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте встанем не нарушая эту связь. Представьте себе, что вы превратились в лёгкий ветерок. Прошепчите ваше имя так, как это сделал бы ветер.
Дети: Дети встают, шепчут: «Машенька, Андрюшенька, Катюша …
Воспитатель: Молодцы! А теперь садитесь в круг и закройте глазки. Прикоснитесь ручкой к какой-либо части тела своего соседа справа: ладошке, руке, голове, спине, плечу. Кто почувствует прикосновение, должен не открывая глаз, передать его своему соседу справа. Молодцы!
Сейчас я прикоснусь к вам мягким и нежным предметом, кто почувствует прикосновение, может открывать глазки. (педагог после того, как круг замкнётся прикасается по очереди к каждому ребёнку мягким мехом).
Дети: Дети садятся на подушки в кругу, касаются рукой какой-либо части своего соседа, кто почувствует прикосновение, открывает глаза.
Воспитатель: Сейчас я поиграю на металлофоне, а вы, ребята, подумайте и скажите, на что похожи эти звуки (педагог играет на металлофоне).
Дети: Дети: эти звуки похожи на звуки падающих капелек.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А помните, вчера вечером шёл дождь. С неба летели капельки – большие и маленькие?
Ребята, сегодня к нам в гости пришла капелька. Вот и она! Встречайте! (на столе педагога из-за ширмы появляется модель капельки).
Дети: Дети улыбаются, хлопают в ладоши.
Воспитатель: Вот видите, дети, какая она маленькая, нежная, хрупкая, а сколько чувств прошло чрез её душу во время путешествия на небо. Итак, послушайте, что она мне рассказала – Проснулась капелька однажды утром и увидела, что она находится на листочке самого высокого дерева. В небе сияло солнышко, такое красивое, яркое, тёплое, сияет себе в недостижимой небесной выси, странствует по просторам. А мы ребята, любим, когда на небе светит яркое и тёплое солнышко?
Дети: Да!
Психогимнастика «Солнышко»
Педагог: А давайте поиграем в игру «солнышко». Хотите?
Дети: Да! Хотим!
Воспитатель: Каждый день всходит солнце, чтобы обгореть всю землю. Все рады солнышку! Но пока оно спит. Ночь подходит к концу. Сторож-месяц пошёл отдыхать и по пути постучал к солнышку, чтобы оно просыпалось. А солнышко сладко спит. Услышало оно, что в дверь постучали. Открыло свои глаза, а на улице темно. Не хочется вставать.
Дети: Дети лёжа имитируют сон.
Воспитатель: Солнышко зевнуло и снова закрыло свои глазки.
Дети: Дети открываю глаза и снова закрывают.
Воспитатель: Но время не ждёт. Надо будить Землю. Солнышко потянулось и встало с кровати.
Дети: Дети имитируют движения, потягиваются, открывают глаза, встают.
Воспитатель: Умыло глазки, ротик, щёчки. Взяло расческу и расчесало свои золотые волосы – лучики. Лучики распрямились, ярко засияли. Солнышко расправило своё платьице и вышло на небо.
Дети: Умыло глазки, ротик, щёчки. Взяло расческу и расчесало свои золотые волосы – лучики. Лучики распрямились, ярко засияли.
Воспитатель: Вдохнуло свежий воздух и улыбнулось всем.
Дети: Дети вдыхают свежий воздух и улыбаются.
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь садимся на свои места и давайте послушаем, что же нам расскажет капелька.
Подумала капелька – «А ведь я так хотела – бы быть вновь рядом с солнцем. Мои подружки – другие капельки находятся там, в небе, а я здесь, и никто меня не видит. Как же так»
- А как вы думаете, какое же чувство охватило маленькую капельку, что она даже заплакала?
Дети: Ей стало завидно, зависть, грусть.
Воспитатель: А скажите, пожалуйста, что значит завидовать? Вы такое выражение слышали и сами иногда говорите.
Дети: Завидуешь тогда, когда у других есть что-то, например игрушка, а у тебя нет. Или когда мама братика жалеет, ласкает, а меня нет.
Воспитатель: Да ребята, вы понимаете правильно это чувство. У нас на столе есть пиктограммы – найдите среди них эмоцию зависти.
Дети: Дети выполняют задание.
Воспитатель: Но вдруг подул сильный ветер и наша капелька полетела по воздуху, и увидела она мир с высоты птичьего полёта. Она так радовалась, что её сердце захлестнула бесконечная гордость за себя, ведь она и представить себе не могла, что умеет летать. А кто сможет показать чувство гордости? Чтобы было проще, попробуйте вспомнить случай, когда вы гордились собой.
Дети: Выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь покажите мне, пожалуйста, пиктограмму, на которой изображено чувство гордости.
Дети: Дети выбираю нужную пиктограмму.
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы! Путешествуем дальше.
Вволю налетавшись по воздуху, капелька стала с любопытством оглядываться по сторонам. И чем внимательнее осматривалась вокруг наша путешественница, тем неуютнее казалось ей безграничное небо. И тут её охватил….
Ребята, какое чувство охватило капельку?
Дети: Она испугалась, ей стало страшно.
Воспитатель: Когда мамы нет дома, когда в комнате темно, когда высоко поднимаешься по лестнице.
Дети: изображают страх и находят пиктограмму.
Воспитатель: И вдруг капелька повстречалась с месяцем. Месяц сказал – «Здравствуй капелька, а как ты сюда попала? Неужели тебе совсем не страшно одной? Разве ты умеешь летать?»
А капелька ответила : «Я не боюсь одна, я совсем ничего не боюсь. А ещё я умею летать, как настоящая птица, куда захочу, туда и полечу!»
- Ребята, а вы согласны с рассказом капельки? Всё происходило так, как она описала месяцу? А что бы вы поправили в её рассказе?
Дети: Нет! Капелька сказала, что сама умеет летать, а на самом деле, её несёт ветер. Ещё она сказала, что совсем ничего не боится.
Воспитатель: А кто мне скажет, как называется то, что сделала капелька? А как называется эта эмоция?
Дети: ложь, обман (находят пиктограмму, изображают эмоцию на лице).
Воспитатель: Наша горе – путешественница вновь разглядела в вышине сверкающее солнышко, увидела, как подплыл к ней месяц, и поняла, что разговор у них зашёл про неё, капельку. И её стало так …. Верно ребята. Как вы думаете, как месяц и звезда отнеслись к обману капельки?
Дети: Стыд. Находят пиктограмму и изображают эмоцию на лице.
Воспитатель: И так капелька летела по воздуху, пока ветер не стих. А кода он стих, капелька оказалась в озере, где встретилась со своими подружками. Она рассказала им о своём приключении, но больше никогда никого не обманывала. А когда солнышко засияло ещё сильнее, она, вместе со своими подружками вновь оказалась в воздухе, рядом солнышком. Вот так ребята, такая маленькая капелька, с таким хрупким тельцем, а какие бури чувств в ней происходили. Давайте же вспомним, какие чувства испытала наша путешественница.
Дети: Сначала капелька испытала зависть, потом страх, потом она обманула месяц, но потом ей стало стыдно и в конце, её желание исполнилось и она очень обрадовалась.
Воспитатель: Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Перед вами на столах лежат наборы слайдов и лица мальчиков и девочек. Я буду читать вам стихотворения, а вы по его содержанию совмещайте эмоцию с лицом. Слушайте внимательно.
1. По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
О два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался в ввысь
И даже щурил глаз,
И что увидел я, то вам
Всё расскажу сейчас.
2. Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной;
- Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я в след рукой.
3. А вот другое облачко
Расстроилось всерьё з:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И каплями – дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно – грустно так,
А вовсе не смешно.
4. И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось на утёк.
5. А маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивлё нно облачко приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягенький?
Лети, летим со мной!
6. Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Дети: Дети накладывают слайд с изображением эмоции радости, грусти, страха, эмоции удивления.
Воспитатель: Молодцы ребята! Все отлично справились с работой. Ответьте, а какое облачко понравилось вам? А почему?
Дети: весёлое, которое смеется, улыбается. Потому, что на него приятно смотреть, оно вызывает улыбку.
Воспитатель: Правильно ребята, ведь с весёлым и радостным человеком приятно дружить, разговаривать, поэтому у такого человека всегда много друзей
Давайте поиграем в нашу любимую игру «Улыбка». Согласны?
Дети: Да!
Психогимнастика «Улыбка»
А детки к солнышку потянулись, лучик взяли, к сердцу прижали, людям отдали и улыбнулись.
Дети протягивают руки вверх,
Прижимают их к сердцу,
Протягивают друг к другу,
Улыбаются.
Педагог включает лёгкую музыку.
Дети изображают облака, летящие по небу и «улетают в группу».