Аревик Дарбинян
Образовательная деятельность по математике в подготовительной к школе группе «Путешествие на планету «Математика»
▼ Скачать
Дарбинян Аревик Аркадиевна
План-конспект
образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие на планету "Математика"
Образовательные задачи :
- формировать представление детей о площади фигур; сравнивать фигуры по площади непосредственно и с помощью условной мерки
Публикация «Образовательная деятельность по математике в подготовительной к школе группе „Путешествие на планету „Математика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- продолжать формировать элементарные представления о массе предметов (каждый предмет имеет массу); опытным путем показать независимость массы предметов от их величины;
- выделять свойства предметов, находить объекты, обладающие заданными свойствами.
- закреплять знания детей о геометрических фигурах и способах их преобразования
Развивающие задачи:
- формировать развитие самостоятельной и активной мыслительной деятельности детей
- развивать исследовательские действия детей, умение делать предположениия, простейшие умозаключения
- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы
Воспитательные задачи:
- развивать самостоятельность, умение работать в паре;
- способствовать формированию интереса, доброжелательности, инициативы, ответственности, навыков сотрудничества и культуры общения со сверстниками
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, что вы представляете себе, когда слышите слово «космос»? Давайте посмотрим видеоролик о космосе. Что интересного в нем вы увидели? Кто изучает, исследует космос? Давайте и мы сегодня будем исследователями и отправимся на новую планету - планету Математики.
Воспитатель: Перед вами карта звездного неба, на которой нарисованы точки. Это не просто точки. Это целые созвездия из фигур. Чтобы их увидеть, надо соединить каждую группу из четырех точек отрезками и назвать получившуюся фигуру.
Дети соединяют точки и рассматривают полученные фигуры.
Воспитатель: Ребята, какие фигуры у вас получились? квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб.
Воспитатель: количество точек, которые мы соединяли в фигуры, было одинаковое? А фигуры у вас получились одинаковые? Какой вывод мы с вами можем сделать? (из четырех точек можно получить разные четырехугольники)
Воспитатель: Планета Математики расположена в созвездии ромб. Она третья по счету, если считать слева направо. Найдите эту планету и обозначьте цветным фломастером.
Воспитатель: Планету мы с вами обозначили, на чем же мы полетим? (На ракете) Мы ее построим сами. Перед вами лежат чертежи ракеты и наборы геометрических фигур. Рассмотрите внимательно чертеж и приступайте к работе.
Дети выполняют задание
Воспитатель: Давайте рассмотрим чертеж ракеты. Из каких деталей она состоит? (из одного большого треугольника, из квадрата, прямоугольника, двух маленьких треугольников). Но у вас же не было этих деталей, как вы вышли из этой ситуации?
Воспитатель: Я хотела написать название ракеты, но краска у меня случайно пролилась, и я поставила вот такие кляксы красную и синюю. Как вы думаете, какая из клякс занимает больше места на листе. (Синяя) А как вы это определили?
Воспитатель: А можете ли вы это доказать? (Надо наложить красную кляксу на синюю. Края синей кляксы видны, поэтому она занимает больше места)
Воспитатель: Место, которое фигура занимает на листе, называется площадью.
Воспитатель: Ребята, в отсеки космического корабля мы должны загрузить предметы одинаковые по площади. Каким образом мы с вами можем найти предметы одинаковые по площади.
(Дети высказывают различные предположения. Они предлагают решить эту задачу способом наложения, но выясняется, что сделать это не удается. Кто – либо из детей сам догадывается сосчитать квадратики. Если никто не догадывается, надо подвести детей к этой идее:
- Из каких фигур состоят предметы? (Из квадратов)
- Можно ли их использовать как мерки? Докажите. (Можно, потому что эти квадраты одинаковые).
Воспитатель: Квадраты, которые составляют фигуры необычные. Это новая условная мерка для измерения площади фигур. При помощи этих условных мерок вы можете определить площадь предметов, найти два одинаковых по площади предмета и загрузить их в соответствующий отсек.
Воспитатель: Ребята, почему у вас в одном отсеке оказались разные по форме фигуры. (Фигуры разные, но их площадь их одинаковая Фигуры сходны по количеству квадратов, но по-разному расположены. Площадь фигуры не зависит от расположения ее частей).
Воспитатель: Ребята, так как вы сегодня к не просто космонавты, а космонавты-исследователи, я предлагаю вам пройти в лабораторию. Перед вами на столах лежит комок ваты и камешек. Какой предмет меньше по величине? (Камешек).
Воспитатель: Как вы думаете какой предмет тяжелее: большой комок ваты или камешек (Предположения детей) Давайте с вами узнаем, зависит ли масса предмета от его размера. Положите в одно ведерко комок ваты. Что произошло? (Ведерко стало тяжелее и перевесило другое). В другое ведерко положите камешек. Что теперь вы замечаете? (Камешек перевесил вату, значит он тяжелее). Сравните массу и величину предметов? Какой вывод можно сделать? (Большие предметы иногда весят меньше, чем маленькие предметы)
Воспитатель: А теперь насыпьте в одно ведерко немного песка. Что произошло? (Ведерко стало тяжелее и перевесило другое)
Воспитатель: Как уравновесит ведерки? (Надо насыпать в другое ведерко песок)
Воспитатель: Насыпьте песок во второе ведерко, пока ведерки не уравновесятся.
Воспитатель: можно ли сказать, что в ведерках одинаковое количество песка? Объясните, почему?
Воспитатель: Налейте в одно из ведерок воды. Масса какого ведерка увеличилась? (Увеличилась масса ведерка с водой)
Воспитатель: А изменилось ли количество песка в ведерках? (Не изменилось) Почему же увеличилась масса ведерка (В него добавили воду, а вода тоже имеет массу)
Воспитатель: Как можно уравновесить ведерки? (Добавить сухого песка или убрать из ведерка немного мокрого песка).
Выполните задание.
Воспитатель: Сравните массу и количество песка в ведерках. Воспитатель: Как вы знаете в космическом пространстве можно встретить множество различных метеоритов. Знаете ли вы, что такое метеорит? (Высказывания детей) Воспитатель обобщает высказывания детей.
Воспитатель: Помимо планет и спутников вокруг солнца вращается много всевозможных космических обломков. Метеорит – это и есть космический обломок. Размеры их разные – от мелких песчинок до огромных булыжников. Чтобы не нанести вреда ракете инженеры-конструкторы разработали метеоритные ловушки, в которые они попадают и остаются. В желтую ловушку попадают все желтые метеориты, в красную – все большие, в синюю – все круглые. Давайте посмотрим, как действуют метеоритные ловушки. (Дети выполняют задание)
Какие метеориты попали внутрь только одной ловушки? Какие метеориты попали и в желтую, и в синюю ловушку? Какой метеорит попал сразу в три ловушки? Почему вы так считаете? Какие метеориты не попали в ловушку.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами на планете Математики. Жители этой планеты оставили нам конверты с посланием. Нужно расположить конверты в порядке возрастания номеров и выяснить, что же содержится в этом послании. Но номера на конвертах не простые, их нужно расшифровать.
(Дети расшифровывают ребусы, расставляют конверты, вынимают из конвертов слова и читают послание: «Математика – путь к знаниям»)