Устюгова Юлия Станиславовна
Образовательная деятельность педагогов и специалистов ДОУ, работающих с детьми с ОВЗ. Эффективность обучения и воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья неоднородна. Это определяется тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В нашем детском саду функционируют две логопедические группы для детей с тяжелым нарушением речи, которые работают по АООП ДО, которая разработана в помощь детям с ТНР в освоении ООП ДО.
Дети с ТНР характеризуются различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Тяжелое недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Содержание коррекционной работы в ДОУ направлено на создание системы комплексной помощи детям с нарушениями речи, большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-логопеда и воспитателя группы, конечно же в тесной взаимосвязи с родителями. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому культуре.
Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение подгрупповых и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, руководителя физической культурой, родителей. Для этого на протяжении учебного года логопед ведет тетради по взаимодействию с воспитателями, со специалистами, и родителями (это индивидуальные тетради детей, где прописываются задания, учитывая индивидуальный подход к каждому ребенку.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи - и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического и физического развития, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с нарушениями речи в специально организованной пространственно-речевой среде, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Для этого нашем ДОУ в групповом помещении существует центр логопеда и «Уголок логопеда» для занятий воспитателя с детьми, где представлены методические материалы для развития речи, мелкой моторики, артикуляционной моторики, развития дыхания, развития связной речи, лексико-грамматического строя речи, развития психических процессов.
В центре логопеда организованна зона для индивидуальной работы с детьми.
Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные и подгрупповые занятия.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения до 7-8 человек, периодичность занятий – 4 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.
Занятия с детьми проводятся в дневное время.
Основная цель подгрупповых занятий – дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, которая меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий 10-15 минут 2-3 раза в неделю. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение нарушений звукопроизношения. На этих занятиях логопед устанавливает эмоциональный контакт с ребёнком, активизирует контроль над качеством звучащей речи.
Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий. Индивидуальная работа так же проводится воспитателем в режимные моменты, во время свободной деятельности детей, а также в составе групповых занятий в течение всей недели как воспитателями, так и специалистами.
Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами интегрированный календарно-тематический план (опираясь на календарь недель).
Без взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательно-воспитательного процесса, построения индивидуального образовательного маршрута и преодоления речевой недостаточности у детей. При составлении индивидуального маршрута развития детей с ТНР мы отталкиваемся от результатов педагогической диагностики и логопедического обследования детей с ОНР. Индивидуальный маршрут ребенка определяется на заседании ПМП (к) ДОУ всеми специалистами, которые работают с ребенком.
Образовательный процесс осуществляется по следующим направлениям:
- непосредственно образовательная деятельность
- образовательная деятельность в режимных моментах;
- совместная и самостоятельная деятельность детей;
- образовательная деятельность в семье.
В процессе преодоления речевых нарушений у дошкольников определены функции участников коррекционно-образовательного процесса.
Учитель – логопед:
1. Изучает уровень речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определяет основные направления и содержания работы с каждым ребенком.
2. Работает над правильным речевым дыханием, чувством ритма и выразительностью речи, над просодической стороной речи, слоговой структурой речи.
3. Коррекция звукопроизношения, лексико-грамматических категорий.
4. Совершенствует фонематическое восприятие и навыков звукового анализа и синтеза.
5. Развивает связную речь, все психические функции
6. Развитие моторных функций (артикуляция, мелкая и общая моторика)
Воспитатель:
1. Осуществляет коррекционно-развивающую деятельность.
2. Пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
3. Систематический контроль за поставленным звуком и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
4. Отрабатывает грамматические конструкции у детей в ситуации естественного общения.
5. Формирование связной речи (заучивание стихов, текстов, знакомство с худ. литературой и творчеством детских писателей, работа над пересказом и составление всех видов рассказов).
6. Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя-логопеда.
7. Развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
Инструктор по физической культуре:
1. Коррекция нарушений осанки, положения стоп, комбинированных дефектов.
2. Использование игр и упражнений на развитие общей, мелкой моторики; на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха; Подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков.
3. Практическая помощь в развитии у ребенка координации движений и мелкой моторики.
Музыкальный руководитель:
1. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
2. Формирование фонематического восприятия.
3. Формирование связной речи (игры-драматизации, заучивание стихов, потешек, текстов песен, знакомство с творчеством детских композиторов.
Родители, семья:
1. Закрепляют речевые навыки по заданию учителя-логопеда.
2. Создание речевой среды в семье в соответствии с возрастом
ребенка.
3. Систематический контроль за поставленным звуком и грамматической правильностью речи в процессе общения с ребенком в семье.
4. Развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
При построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие речевых и двигательных сфер
В целом коррекционно-образовательный процесс может быть представлен в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определенной последовательности.
Организационный - исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи.
Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
Составление индивидуальных коррекционно-речевых маршрутов в помощь ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.
Составление перспективных планов групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения или уровень речевого развития.
Составление планов взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи.
Основной - решение и реализация коррекционно-развивающих задач, Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.
Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
Заключительный - Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей).
Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи.
При выпуске детей из логогруппы мы проводим диагностику, по ее результатам определяем эффективность проведенной работы с детьми с нарушениями речи и составляем отчет по эффективности. Результаты нашей работы за последние 3 года вы видите на экране.
Работа с детьми с ТНР - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где особый ребенок может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
При организации образовательной деятельности специалисты используют различные формы работы с детьми с ОВЗ, создавая при этом единое коррекционно-образовательное пространство.