Юлия Преснякова
Образ города в художественном творчестве детей. Аппликация в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗ ГОРОДА
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ
Искусство отражает действительность в художественных образах. Художественный образ является одним из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности, это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое, определяет И. А. Карпова [2, 39].
Темочки:
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Дом, дома на улице города. Аппликация
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания дошкольников. Образы творчества детей можно рассматривать как художественные, только в том случае, если в них находят отражение жизненные обобщения. Художественный образ накапливает достижения ребенка в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах. В психологии художественный образ рассматривается как форма идеального, которая возникает в сознании художника, затем им воплощается в материале и снова переходит на уровень субъективной реальности – в сознание зрителя.
В программах детских образовательных организациях указывается, что необходимо знакомить детей с окружающей действительностью, с родным городом или селом. У каждого города, села есть своя специфика, свои традиции, то, что отличает город или село от других. В детских учреждениях педагоги проводят экскурсии по достопримечательностям города (села,дети познают много интересного. Так же проводятся творческие проекты с детьми на тему «Мой город»(дети рисуют, создают аппликации) К рисункам дошкольники могут составляют рассказы, передавая в них свои чувства и настроение.
В дошкольный период детства одним из наиболее естественных для ребенка дошкольного возраста видов деятельности является художественная деятельность. Осмысленность восприятия детей повышается, появляется целенаправленность, способность к анализу, наблюдается дифференциация перцептивных и эмоциональных процессов, в восприятии выделяются произвольные действия (поиск, наблюдение, рассматривание, у старших дошкольников тесная связь мышления и восприятия находит выражение в преобладании наглядно-образного мышления [1;130]. В художественном развитии детей этого возрастного периода основной становится способность к восприятию произведения искусства и самостоятельному созданию детьми нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, который может отличаться оригинальностью, подвижностью [4].
Аппликация как наиболее простая техника для работы с детьми-дошкольниками – самый распространенный вариант создания художественных работ в детском саду. Аппликация обладает рядом особенностей, которые позволяют выделять ее среди прочих художественных техник : обобщенная, практически без деталей, форма; локальные и контрастные цвета без оттенков [2, 115].
Аппликация помогает усваивать знания о цвете и форме предметов, их строении, величине, о принципах композиционных решений. Аппликация бывает предметной (отдельные изображения : лист, ветка, дерево и т. д.); сюжетной (совокупность действий, событий на какую-либо тему; декоративной (орнаменты, узоры для украшения предметов).
В качестве основных задач обучения старших дошкольников аппликации выступают следующие :
- дети должны уметь различать геометрические формы и знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
- иметь представление об основных цветах, дополнительных, а также оттенках, практикуясь в составлении гармоничных сочетаний;
- разбираться в величинах и количествах: понимать и сравнивать большие и маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
- развивать чувство композиции: располагать в определенном ритме (в ряд, чередовать) одинаковые формы; располагать элементы композиции в зависимости от формы листа (на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге);
- придумывать и реализовывать сюжетной аппликации;
- составлять изображение предмета из элементов разной формы.
Дети дошкольного возраста, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определенных композиционных знаний, умений, навыков и воспитание личности.
Своеобразие аппликации дает дошкольникам возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В работе с аппликации можно перемещать вырезанные формы, сравнивать одну форму с другой, так же накладывать одну форму на другую и т. д. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.
Список литературы:
1. Воронина Н. А. Развитие художественной деятельности детей дошкольного возраста в различных образовательных условиях // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - №1. - Т. 1. - С. 132-135.
2. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. М. : Мозаика-Синтез, 2013. 144 с.
3. Карпова И. А. Специфика формирования художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. С. 73-75. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.moluch.ru/conf/ped/archive/101/5159/
4. Лыкова И. А. Художественный образ как обобщение (интеграция продуктивной и познавательной деятельности дошкольников) // Педагогика искусства. – 2008. – №3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2008/lykova_24_08_2008.htm.