Марина Еремина
Обогащение детей знаниями о моральных нормах поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащение детей знаниями о моральных нормах поведения
Воспитатель МБДОУ детский сад №109 «Воробуше» г. Брянска Еремина М. И.
Дошкольный возраст- это период первоначального становления личности.
Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, ее способностью активно реагировать на воздействие поступающие из окружающей среды.
Публикация «Обогащение детей знаниями о моральных нормах поведения» размещена в разделах
Очень многое, что дети воспринимают, становиться предметом его чувств, пристального внимания и подражания. Однако в силу ограниченности жизненного опыта, большой эмоциональности, недостаточного умения дать верную оценку воспринимаемому, ребенку часто бывает не под силу отличить хорошее от дурного, определить верный путь поведения. Поэтому так важно, что бы они организовали нравственно-направленную деятельность ребенка, систематически упражнять его в нравственных поступках. Воспитание моральных чувств, положительных форм поведения и привычек является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребенка, его моральные качества.
Воспитывая наиболее простые привычки (например, культурного поведения) надо добиваться, что бы ребенок делал, поступая охотно и осознанно.
Так закладываются чувства доброжелательности, предотвращается возможность возникновения равнодушного, безразличного отношения к сверстникам, взрослым. Что же нужно сделать, что бы нравственное воспитание осуществлялось наиболее успешно?
Прежде всего, следует создать правильный стиль взаимоотношений между взрослыми и детьми. Они должны быть основаны на уважении к личности растущего человека, любви к нему.
Очень остро чувствуют дети, когда к ним предъявляют разноречивые требования; многие дети рано обнаруживают в этих условиях умение приспосабливаться: ребенок выполняет требования одного родителя, более строгого и не подчиняется требованиям другого, более мягкого, но непосредственного.
Естественно, что такое поведение порождает, в конце концов, лицемерие, нерадивое отношение к поручениям. Родителям не следует скупиться на ласку при общении с ребенком, но ласковое заботливое отношение к детям должно сочетаться с разумной требовательностью к ним.
В работе по нравственному воспитанию можно использовать разные методы. Одним из методов является метод приучения. Основной его смысл заключается в том, что стараясь систематически побуждать детей в самых разных ситуациях поступать в соответствии с нормами и правилами принятия в обществе, например, здороваться, прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы и т. д.
Приучение осуществляется с помощью многочисленных упражнений, но при этом побуждение к поступку необходимо связывать с влиянием на его чувства, на его сознание. Метод приучения даем наибольший эффект если он сочетается с использованием примера взрослого или других детей.
В любой удобной ситуации можно использовать метод целенаправленного наблюдения, например, наблюдения за отдельными детьми, за игрой, за трудом, за поведением ребенка в разных жизненных ситуациях.
Необходимо организовывать деятельность ребенка. В первую очередь это совместный труд (например уборка комнаты, работа на огороде и т. д.)
Используя методы, которые формируют у детей нравственные представления суждения нужно беседовать с детьми на этические темы, читать художественную литературу, рассматривать иллюстрации.
При использовании художественного слова дети не только знакомятся с моральными качествами и отношениями, которыми обладают герои, но и обсуждают поведение героев произведения.
Все это помогает взрослым сформировать у детей навыки и привычки культурного поведения, уважительного отношения к взрослым, дружеские отношения, представления о добре, дружбе, справедливости, скромности.