Светлана Торопова
Обобщения опыта «Патриотическое воспитание в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Наши дети – это наша старость! Правильное воспитание – это наша счастливая старость. Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (А. С. Макаренко)
Целью Федеральной программы ДО является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Публикация «Обобщения опыта „Патриотическое воспитание в ДОУ“» размещена в разделах
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. (ФОП ДО)
Зададим себе вопрос: первые чувства гражданственности и патриотизма доступны ли они детям дошкольного возраста? Конечно – да! Детям дошкольного возраста доступно чувство любви к родному дому, к родной улице, городу, природе, к своей семье, Родине. В этом начало патриотизма.
Воспитание нынешнего поколения – это наша дальнейшая судьба, судьба нашей Родины.
Цель моего опыта работы – это воспитание патриотов своего Отечества.
Воспитание любви к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своей улице, к своему дому, детскому саду, к уважению друг друга, взрослых и сверстников.
Взаимодействие детского сада и семьи – это обязательное и важное условие в воспитании детей. Из опыта работы предлагаю ознакомиться со следующими мероприятиями в этом направлении.
Работа с родителями:
Оформление семейных фото выставок: «Профессии моих родителей», «Семейный вечер», «Игры нашего времени»;
Изготовление подарков для членов семьи и близких в соответствии с праздниками и другими тематиками;
Семейные посиделки: «День семьи», «День любви, семьи и верности»
Организация и привлечение родителей к конкурсам, конкурсным программам: «Золотые руи мамы и бабушки», «Наш папа мастер», «Путешествие по просторам России», создание альбомов «Маленькие почемучки», «Летние путешествия»
Семинары – практикумы и мастер-классы: «Шпаргалки для родителей», «Заповеди для родителей», «Юные пекари» и другие.
Праздники, досуги, участие родителей в проектах, экскурсиях, театрализованная деятельность, акции. Взаимодействие с семьями укрепляет и делает воспитательный процесс более мощным, насыщенным, полным любви и эмоционального благополучия. Родители вовлекаются в процесс воспитания и становятся полноправными участниками педагогического процесса – так и должно быть. Процесс взаимодействия с родителями – это не работа одно месяца или одного года, это кропотливый, долгий труд, требующий терпения, уважения, следование цели.
Ознакомление с родным городом, краем их истории, традициях, достопримечательностях, воспитание любви к родной природе – это тоже важное направление в работе по патриотическому воспитанию.
Как развить в детях интерес и любовь к родному краю, родной природе? Это тоже дело не одного дня. В группе создан патриотический уголок «Я –патриот», экологический центр «Земля –наш общий дом». Собран большой материал который в определённой последовательности даё тся детям: кейсы: «Волга – кормилица» «Город Заволжск», «государственные символы», «Герб, флаг Заволжска и заволжского района», «Достопримечательности Ивановского края», «Наши земляки», «Их любят, их помнят», разнообразные картотеки игр по формированию духовно-нравственных ценностей.
Экскурсии в заволжский краеведческий музей, городскую библиотеку расширяют кругозор детей: «Город во время Великой Отечественной Войны», «Русская изба», «Усадьба Курочкина-Бурнаева», «Дымковская игрушка», «Текстильный край».
Проведение многочисленных акций является частью работы над воспитанием патриотических чувств : «Чистый город», «Покормите птиц», «Открытие птичьей столовой в городском парке», «Свеча памяти», «Георгиевская ленточка», «Письмо солдату», «Открытка солдату», «Путешествия и исследования на экологической тропе», которая есть на территории нашего детского сада.
Для ознакомления детей с необъятными просторами нашей России, в работе использую виртуальные экскурсии, беседы, совместная деятельность «Природные зоны России», «Такие разные люди» и другие.
Традиционно готовлю мероприятия посвящё нные праздникам: «День флага», «День народного единства», «День России», «Масленица», «Крещенские или Рождественские вечера», «Именины берёзы» и другие.
Проектная деятельность вносит огромный вклад в развитие патриотических чувств и любви к Родине. «Наша Волга – кормилица», «Берегите Землю», «Сокровищница сказок А. С. Пушкина», «Наша память живёт, наша память – священна», «По дорогам сказок», «Мир сказок В. Сутеева».
Как руководитель творческой группы «Родные просторы» работа ведё тся и с педагогами: мастер-классы, семинары – практикумы, организация конкурсов, выставок, консультации:» Воспитать маленьких патриотов», «Патриотическое воспитание через любовь к художественной литературе», «День народного Единства», «Птицы нашего –края», «Трудовой десант», «Символы России» и другие.
Огромная работа, которая ведётся в системе, постоянно - позволяет реализовать задачи по воспитанию юных патриотов. Построенная мною работа по патриотическому воспитанию расширила знания дошкольников, родителей и педагогов о родном крае, родном городе, родной стране, воспитала в них чувство уважения к малой Родине и Родине с её многообразием культур, народов, традиций, истории. Сформировалось бережное отношение к природе и всему живому; повысился интерес к русским традициям и промыслам; появились знания о правах человека, чувство ответственности за свои поступки, поступки сверстников и гордости за достижения страны. Родители стали более серьёзно относиться к проблеме патриотического воспитания и теперь со знанием дела помогают в реализации патриотического воспитания будущего поколения.