Ирина Ощепкова
Обобщение педагогического опыта «Ручное вязание»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт
Ощепковой Ирины Анатольевны, педагога дополнительного образования
муниципального казенного учреждения
дополнительного образования
Детско-юношеский центр пгт Суна Кировской области
Ручное вязание одно из самых распространённых видов декоративного искусства. С каждым годом всё больше и больше людей занимаются вязанием на спицах и крючком. Ведь вязание — это не просто изготовление трикотажа, это приятный досуг, уют, тепло и красота. Ручное вязание известно очень давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых любимых занятий рукодельниц всего мира. Испокон века людей привлекает желание иметь оригинальную, эксклюзивную одежду, украсить своё жильё, одарить близких и себя тёплыми носками, варежками, шарфами, кофтами, блузами, изготовленными по индивидуальному эскизу с воплощением собственных творческих идей, своего таланта души…
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Ручное вязание“» размещена в разделах
Крючок и спицы способны поистине творить чудеса, превращая старые вещи в новые или, обновляя изделие, делать их более модными. Ручному вязанию, как и всякому ремеслу нужно учиться. Необходимо учиться способам владения орудиями труда: веретеном, прялкой, спицами, крючком, овладевать технологиями вязания, плетения и т. д. для того чтобы своими руками создавать желаемую вещь. Это может быть декоративная вещь, предмет обихода, одежда. Ручное вязание — это целая наука народного мастерства. Эту науку можно постичь в учреждениях дополнительного образования.
Творческое объединение «Вязание» успешно реализует социальный заказ по художественной направленности посредством изучения основ вязания крючком, на спицах.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации дети овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека (ребёнка) с культурными ценностями, осознанием их приоритетности.
Основная цель программы создание условий для расширения знаний и приобретение практических навыков в области художественного вязания. Развитие художественных способностей детей.
Для достижения цели программы, я решаю следующий комплекс задач:
Обучающие.
1. Обучить способам вязания крючком и спицами;
2. Обучить строить композиции, выбирать рисунок, делать эскизы для будущего панно, поздравительных открыток;
3. Научить обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности.
Развивающие.
1. Развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
2. Способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;.
3. Развивать стремление добиваться высоких результатов в работе.
Воспитывающие.
1. Воспитывать в детях аккуратность, опрятность, терпение, культуру поведения.
2. Воспитывать умение ценить красоту художественного изделия.
3. Формировать дружеские и доброжелательные отношения, взаимопомощь, товарищество.
Содержание программы рассчитано на три года обучения (144 часа) и направлено на детей 7–16лет.
Моя программа содержит увлекательный материал по изучению техники вязания. Первые шаги по ней настолько просты, что не требуют от детей больших усилий. Они с удовольствием открывают для себя разнообразные возможности работы с пряжей.
Новизна программы
Традиционный школьный курс «Технология» не позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком и на спицах. Данная общеобразовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования детей, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы со спицами и крючком. Способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности.
Я хочу поделиться опытом работы по развитию интереса к творческой деятельности детей средствами декоративно - прикладного творчества – через участие детей в работе детского театра моды.
Основное внимание уделяется вопросам технологии и техникам выполнения основных элементов аппликации, разработке и выполнению изделий разного уровня сложности. Это изготовление вязаных изделий, украшений и аксессуаров своими руками.
Главной целью моей работы с детьми является развитие интереса к творческой деятельности воспитанников, создание условий для личностной самореализации.
Интерес к созданию вязаных аксессуаров, украшений перерос в желание демонстрации своих работ в оригинальных образах, объединенных единой идеей.
Театр моды «Ажур» был создан в 2010 году. Участницы - девочки 9 – 16 лет.
Подготовка моделей для коллекции происходит в несколько этапов:
1. Подготовка эскиза модели.
2. Конструирование.
3. Технологический этап.
4. Заключительный этап – презентационный, где происходит анализ выполненной работы, и как финал – участие в конкурсе театров мод на традиционном фестивале Центра «Золотая игла».
За период с 2008 по 2019 год было создано 6 коллекций, все они - призеры районного фестиваля театров мод.
Также театр моды «Ажур» является активным участником многих традиционных мероприятий Сунского района.
Работа в творческом коллективе, участие в выставках, дефиле на фестивалях и праздниках, помогают адекватной самооценке воспитанника, развивают интерес и стремление постоянно улучшать качество выполняемой работы.
2008 год – коллекция «Да будет бал!»
2009 год – коллекция «Лето – это маленькая жизнь»
2010 год – коллекция «Театр веселых человечков»
2011 год – коллекция «Шик, блеск, красота»
2018 год – коллекция «Калейдоскоп»
2019 год – коллекция «Тёплая мозаика»