Ольга Дубровина
Обобщение педагогического опыта «Творческий подход в решении задач экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта.
Тема: «Творческий подход в решении задач экологического
воспитания»
Все хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Актуальность.
Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимо каждому человеку.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Творческий подход в решении задач экологического воспитания“» размещена в разделах
И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Мы радуемся зелёной траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой.
Мечта нашего педагогического коллектива – растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.
Формирование такого осознанно – правильного отношения к природе –
длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологической
грамотности нужно как можно раньше. Необходимо помнить о том, что
зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе
объясняется отсутствием у них знаний. Дети, которые ощущают природу,
дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут
уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать
жить этим творениям, любить их, общаться с ними.
Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию – это формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы;
2. формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе;
3. развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанное отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира;
4. развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой;
5. пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
В работе пользуемся следующими принципами:
• системность
• наглядность
• доступность
• учет индивидуальных и возрастных особенностей детей
• сезонность
Наши педагоги проводят занятия экологического цикла, беседы, наблюдения, экскурсии. Наши воспитанники приняли участие во всероссийском уроке «Эколята-дошколята» и олимпиаде «Эколята- защитники леса».
Большое место в жизни детского сада занимают музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги и театральные постановки с экологическим уклоном: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать», «Шалун и Елочка в гостях у ребят», «Сбережем планету от мусора», «День Земли»,
«Осень, Осень в гости просим» и др.
В настоящее время у нас тесная связь с сельским Домом культуры. Можно отметить положительное влияние взаимодействия между сельским ДК и д/садом в решении экологических задач. Дети участвуют во всех мероприятиях, проводимых в селе, которые способствуют формированию чувства единения с родным селом, чувства патриотизма, желания сохранить и приумножить богатства своей малой родины в интересах своей семьи, односельчан и страны в целом. Очень интересно проходят совместные праздники: «Проводы зимы», «Снежная Королева в гостях у детворы», «Здравсвтуй, Лето!», «В гости к Лесовичку», «День села», «Осень в гости к нам пришла» и др.
Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания наши педагоги в своей педагогической деятельности применяют следующие технологии:
• игровые;
• технологи исследовательской деятельности;
• технологии проектирования.
В рамках реализации Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта наш д/сад участвовал в разработке и реализации долгосрочного проекта «Эколята-дошколята».
• «Кейс – технологии»,
• Метод моделирования;
• Мнемотехника;
• ИКТ.
Работа по экологическому воспитанию детей, прежде всего ориентирована на непосредственное общение детей с природой, поэтому в нашем д/саду создана соответствующая предметно-пространственная среда.
• Оформлена мини-лаборатория «Познавай-ка», где находится весь необходимый материал для экспериментирования.
• Уголки природы
• В каждой группе функционируют центры для организации опытно-экспериментальной работы.
• Создан «Огород на окне»
• Библиотека как для детей, так и для взрослых (энциклопедии, художественная литература, альбомы, картины, иллюстрации)
Работа с детьми по экологическому воспитанию проводится не только в помещении детского сада, но и на участке. На территории дошкольного учреждения находятся цветники. Воспитатели стремятся сделать свои участки не только красивыми, но и полезными для всестороннего развития детей. С этой целью создана экологическая тропа, фитогрядка.
В 2021 году мы участвовали в областном смотре-конкурсе территорий образовательных учреждений и получили грамоту.
Особенное место отводится организации различных конкурсов в ДОУ: конкурс снежных построек, конкурс построек из песка, рисунков на асфальте, а также муниципальных конкурсов: «Река моя –источник красоты», «»Прикоснись к природе сердцем», «Осеннее настроение», «Осенние фантазии», «Новинки из мусорной корзинки».
Наши педагоги также являются активными участниками муниципальных и областных конкурсов и акций: конкурс «Птички – методички», «Кормушка для пичужки», «Валентинки для птиц», «Река-источник красоты» и др.
Хочется сказать о работе, которую проводим с родителями. Ведь не секрет, что семье принадлежит ведущая роль в развитии, становлении и социализации дошкольников. В начале учебного года проводим анкетирование, с целью выявления экологической компетентности родителей, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Привлекаем родителей к пополнению уголка природы (семена для посадки цветов, природный и бросовый материал для изготовления поделок).
На базе ДОУ проводятся выставки совместных рисунков, фотографий, поделок из природного материала «Осенние превращения», выставка осенних букетов, «Елка-символ Нового года».
Наши родители являются активными участниками различных экологических акции: «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек и экокормушек для птиц, «Сделаем планету чище» (помощь в очистке территории ДОУ от мусора, «Посади цветок» (семена цветов для благоустройства цветников).
Помимо конкурсов и акций родители помогают весной и летом в благоустройстве территории детского сада: стригут кусты, сгребают листву, выращивают рассаду цветов для цветников.
В настоящее время остро стоит проблема утилизации и вторичного использования материалов, бывших ранее в употреблении. Для того чтобы решить эти проблемы в будущем, необходимо сформировать у детей новый тип мышления, бережное отношение к окружающим их предметам с тем, чтобы они как можно дольше служили людям и не загрязняли окружающую среду в качестве отходов. Как итог такой работы в нашем дошкольном учреждении был проведён совместно с родителями конкурс «Новинки из мусорной корзинки»
Таким образом, в процессе экологического образования мы формируем у детей начала экологической культуры: осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и систематизировать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и, конечно же, знаком успеха в экологическом воспитании дошкольников является систематический и творческий подход к решению поставленных перед педагогами задач.