Елизавета Басалай
Обобщение педагогического опыта «Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Елизавета Геннадьевна Басалай
воспитатель дошкольного образования
второй квалификационной категории
1. Информационный блок
1.1. Название опыта
«Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности»
1.2. Актуальность опыта
Темочки:
Актуальность воспитания у детей дошкольного возраста начал безопасного поведения в быту и социуме отражается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в развитии у дошкольников осознанного и ответственного отношения к личной собственной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях.
В течение всего пути развития человечества проблемам безопасности личности уделялось большое внимание в связи с тем, что человека постоянно окружали и окружают разные угрозы, которые со временем не только не уменьшались, но их становилось еще больше. Трудами многих известных ученых созданы научные предпосылки с целью разработки средств и методов, форм охраны детей от опасностей. Безопасность жизнедеятельности детей представляет серьезную проблему нашего времени, по мнению ученых
В словаре С. И. Ожегова термин безопасность толкуется как состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности, то есть понятие безопасность связывается напрямую только с потенциальными жертвами опасности. Вопросы безопасного поведения разрабатывались в исследованиях многих ученых, таких как В. А. Алексеенко, В. С. Белов, В. А. Левицкий, О. Н. Русак, И. М. Сеченов, Э. Я. Соколов, И. К. Топоров.
Также и в трудах известных отечественных психологов В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. В. Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности личности.
Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста осуществляется в разных направления, таких как работа c детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом детского сада. Также немаловажно не только оберегать ребенка oт разных опасных ситуаций, нo и готовить его к встрече с возможными трудностями. Необходимо развивать у детей представление о наиболее опасных ситуациях, o необходимости соблюдения элементарных правил безопасного поведения. Нужно детям прививать основные навыки безопасного поведения в быту совместно c законными представителями детей, то есть c родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
1.3. Цель опыта
Формирование сознательного отношения ребенка к личной безопасности и безопасности других людей через различные виды деятельности.
1.4. Задачи опыта
1. Подбор и разработка практического материала по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
2. Создание предметно – развивающей среды в группе по формированию основ безопасного поведения.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Активизация и обогащение знаний по основам безопасного поведения.
2. Описание технологии опыта
2.1. Описание сути опыта
Свою работу по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности, я начала с создания развивающей среды в группе по данной теме. Мною были созданы уголки пожарной безопасности и ПДД. Были сделаны «дорожные знаки» (карточки, «правила дорожного движения (карточки). Были подобраны иллюстрации по темам, (оформлены в виде папок, распечатана познавательная литература. Создана картотека стихов, рассказов, сказок, загадок, словесных игр, кроссвордов, лабиринтов, пословиц. Все задания были оформлены в виде лэпбуков. Родители приняли участие в изготовлении совместно с детьми различных машин, домиков, знаков дорожного движения (маленьких для макета и напольных знаков для игр, были также изготовлены маленькие светофоры для уголка ПДД. Созданы атрибуты для сюжетно-ролевых игр (костюм работника МЧС, работника милиции).
Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения, о поведении с незнакомыми людьми, об опасностях, которые могут подстерегать ребенка дома? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной, которая является ведущей деятельностью в детском саду. Из каждой игры дети должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. И такой игрой является дидактическая игра по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения
У нас в группе есть игра «Азбука безопасности. Один в доме». Эта игра поможет детям не растеряться и правильно действовать в различных опасных ситуациях, которые могут случиться дома: затопление, пожар, поражение током, взрыв и обрушение. В ходе игры с детьми обсуждаются ситуации, разбираются причины бедствий и формируются правильно как правильно себя вести в той или иной ситуации. И самое главное, выясняем с детьми как можно избежать таких ситуаций: не баловаться со спичками, петардами, не засорять раковину отходами, быть осторожными с газом и т. д. Игра проводится в форме лото.
В игре «Учим дорожные знаки» дети знакомятся с дорожными знаками, светофором. Ребенок должен рассказать, как называется знак, в каких ситуациях применяется.
Одной из форм работы является сюжетно-ролевая игра. Особенностью сюжетно – ролевых игр является то, что все дети заранее получают роли в рамках задуманного сюжета игры, а так же материал для подготовки к действиям в данной роли. В ходе игры детям наглядно объяснялось, куда звонить в случае возникновения пожара, как правильно вызвать пожарных, что делать во время пожара и как вести себя, чтобы не случилась беда. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в ролевых играх, предложенных воспитателем или придуманных самими детьми. Дети играют в пожарных, распределяю между собой роли диспетчера, пожарных, водителя, врача и т. д.
Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой для этого является сюжетно-ролевая игра.
В сюжетно-ролевых играх, где дети изучают знаки дорожного движения, правила поведения на дороге, я беру на себя роль инструктора автошколы. Дети становятся учениками автошколы. Потом дети, которые лучше всех знают и знаки, и правила дорожного движения, становятся членами комиссии, они инспектора ГАИ. Ученики автошколы должны знать не только знаки дорожного движения, но и уметь ориентироваться в ситуациях на дороге. Детям, успешно ответившим на все вопросы, выдаются водительские удостоверения, а остальные дети становятся пешеходами. И дальше участники игры распределяют между собой роли диспетчера, продавца в магазине, мамы, папы. Наступает утро, мамы ведут своих детей в детский сад. Сначала работает светофор, а когда он становится неисправным, на дорогу выходит инспектор ГАИ. Одна из задач в работе педагогов в дошкольном учреждении - познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Сюжетно-ролевая игра помогает решить эту задачу.
Интересной формой работы по освоению основ безопасности жизнедеятельности является продуктивная деятельность. [1]Выставка рисунков, раскраски по закреплению правил пожарной безопасности, правил дорожного движения, лепка машин, светофоров.
Большое значение отвожу чтению художественных произведений, а именно сказок. Сказка — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. [2] Слушая и обсуждая народные сказки, играя в них, дети легко усваивают какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Люблю читать детям и обсуждать с ними сказки Татьяны Шорыгиной. Сказка «На лесной тропинке» знакомит детей с ядовитыми и съедобными лесными ягодами. Сказка «Лиса в заячьей шкуре» знакомит детей с тем, что не всегда внешний образ персонажа можно соотнести с его намерениями. Сказка «Воробьишка Тишка» знакомит с правилами безопасности на дороге, учит правильно переходить улицу. Сказка «Хороший совет» рассказывает о мерах безопасности при использовании иголок, булавок, спиц. Сказка «Неосторожная Резвушка» научит не брать таблетки в рот: «Запомните детки, таблетки – не конфетки». Рассказ «Бумажный самолетик» - расскажет об осторожном обращении с огнем. Через сказки передаются разносторонние знания, в том числе о правильном (безопасном) поведении в быту, повадках зверей и их образе жизни, съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, различных явлениях в живой и неживой природе, способах и правилах поведения в опасных ситуациях (гроза, град, наводнение, пожар и др.). Использую примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А. С. Пушкина). Золушка, одетая в лохмотья, испачканная сажей и золой, была доброй. Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем. На примере героев этих сказок я знакомлю детей с правилами безопасности.
У детей образная память. Детская психика «подстраховывается» : что малыш увидел, то и будет стоять у него перед глазами. Поэтому в своей работе рассматриванию картинок уделяю должное внимание. Рассматривая иллюстрации, прошу оценить поступок сверстника, изображенного на картинке, прошу рассказать, как бы они поступили в данной ситуации.
Проводя прогулки к проезжей части, ставлю перед собой цель: закрепить с детьми правила перехода через проезжую часть, виды транспорта, знаки дорожного движения, правила поведения пешеходов.
Одной из форм работы по ОБЖ являются экскурсии, экспериментирование и опыты. Данный метод дает ребенку возможность находить подтверждение собственным умозаключениям. [3]
Когда у нас в группе проходила неделя пожарной безопасности, мы проводили опыт, доказывающий, что огонь без воздуха погаснет, поэтому, когда случаются пожары, нельзя открывать окна и двери, чтобы не допустить доступа кислорода с улицы. Проводили опыт на выявление материалов, пригодных для тушения пожаров.
Одной из форм работы по ОБЖ являются развлечения. В нашей группе проходило развлечение «Знатоки здоровья». (Приложение 1) Мы убедили детей, что быть здоровым - это здорово. А для этого нужно закаляться, заниматься спортом.
В условиях детского сада беседа используется как важное средство коллективного общения детей. Содержанием беседы может быть обсуждение прослушанных сказок, рассказов, стихов, рассмотренных картин, мультфильмов, презентаций. Беседа является сложным методом обучения, ее ход зависит не только от подготовки самого воспитателя, но и от уровня развития детей, их знаний, от степени их активности и самостоятельности. Беседа требует от ребенка напряженного внимания, он должен все время следить за ходом беседы, не отвлекаться от темы, слушать своих товарищей, вспоминать, обобщать, быть готовым отвечать.
С детьми проводила занятия на тему: «Основы безопасности». (Приложение 2) Беседы на различные темы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Планета Земля в опасности», «Я знаю, что можно, а что нельзя», «Умеешь ли ты обращаться с животными», «В сказочном мире опасных предметов», «Как избежать травм», «Открытое окно, балкон как источник опасности», «Катание на велосипеде, самокате, роликах в селе», «Осторожно, электроприборы», «Огонь добрый, огонь злой», «Пожар в доме». В повседневной жизни, приходится детям напоминать о безопасном обращении с вилкой, ножницами. Приходится объяснять, почему нельзя садиться на спину ребенку, который решил изобразить лошадку, как это опасно для здоровья. [4] Постоянно напоминаю об осанке, если кто-то из детей неправильно сидит. В зимнее время года на прогулке или перед ней беседую с детьми о том, что нельзя брать в рот снег, сосульки, песок, напоминаю правила поведения на горке.
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.
Рассматривали альбом «Азбука безопасности. Один дома». В ходе самостоятельной художественной деятельности рисовали на тему «Опасные предметы», играли в сюжетно-ролевую игру «Один дома». В играх - драматизациях «Волк и 7 козлят в стране безопасности» закрепляли правила поведения дома и при общении с незнакомыми людьми. С родителями было проведено анкетирование на тему «Безопасность ребенка в семье» (Приложение 3), родители получили консультацию «Безопасность в вашем доме», были изготовлены для родителей буклеты «Безопасность ребенка дома». Итоговым продуктом явились викторина «Безопасность ребенка дома» (Приложение 4), в ходе которой дети уже показали знания по этой теме, и выставка работ на тему «Опасности дома».
2.2. Результативность и эффективность опыта
В результате данной деятельности у воспитанников повысился уровень знаний по ОБЖ в быту (источники опасности, возможные угрожающие ситуации, о мерах предосторожности при обращении с предметами быта. Дети получили знания и умения о способах элементарной помощи при ранах, приобрели необходимые умения при использовании техники, при обращении за помощью, при общении с незнакомыми людьми, которые приходят или звонят домой, получили знания по пожарной безопасности и ПДД.
3. Заключение
Я считаю, что мой педагогический успех обусловлен систематическим использованием различных форм организации работы по формированию основ безопасности : а также использованием демократического стиля взаимодействия, поощрения оригинальности и творческого подхода к решению проблемных вопросов, свободы выбора и индивидуализации обучения.
Список использованных источников:
1. Дошкольникам о правилах безопасности : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, дошк. образования/А. Л. Давидович [и др. ]. - минск: Экоперспектива, 2015.-92с. :ил. 2015.
2. Старые сказки на новый лад о пожаробезопасности зверят и ребят/ сост. : И. Б. Прохорова, Т. В, Романюк. – Мозырь: Содействие, 2010. – 28с.
3. Шкляревская, Н. В. тропинками здоровья и безопасности : перспективное планирование по формированию ЗОЖ и ОБЖ у старших дошкольников/ Н. В. Шкляревская. – Мозырь: Содействие, 2011. – 180с.
4. Мороз, Г. К. Правила эти – помните, дети! : для детей дошкольного возраста. Мозырь: Белый Ветер, 2012.- 8с.