Асель Алибаева
Обобщение опыта «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы на тему
«Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила музыкальный руководитель:
Алибаева Асель Муратовна
2023г.
“Любите и уважайте великое искусство музыки.
Оно откроет вам целый мир великих чувств,
страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче,
чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете
в себе совершенно новые, неведомые прежде силы.
Вы увидите жизнь в новых тонах и красках”.
Публикация «Обобщение опыта „Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
(Д. Д. Шостакович)
«Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Алибаева Асель Муратовна, я музыкальный руководитель детского сада № 123 «Гармония». Сегодня хочу поделиться своим опытытом на тему «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Каждый ребенок с самого раннего возраста обладает волшебным инструментом - голосом. Это самый доступный инструмент, владение которым развивается постоянно. Петь любят все дети. Пение существует постоянно в окружающем мире ребенка, заполняя и скрашивая досуг.
Почему же так важно заинтересовать ребенка в пении? Песни для ребенка-это яркие положительные эмоции. Пение благотворно влияет на нервную систему ребенка, хорошо развивает внимание, речь, память, ну и, конечно же, развивает и укрепляет голосовой аппарат. Главное, чтобы все песни, которые исполнял малыш несли добро, развивали и воспитывали личность.
Обучение детей пению – одна из актуальных задач музыкального руководителя дошкольного учреждения. К тому же это одна из самых сложных задач, требующих от нас педагогов высокого профессионализма. Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение.
К сожалению, в последние годы развитию детского голоса уделяется мало внимания. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивания эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка. Поэтому проблема развития качественного звучания детского голоса во время пения в дошкольном возрасте очень актуальна.
Общие проблемы в пении детей старшего возраста – это неточное интонирование, крикливое пение, открытый звук и невнятная дикция, не достаточно активное проявление себя в творчестве, также воспитанники сдержаны в проявлении эмоций, неуверенно высказывают свои впечатления об услышанной музыке, у них скудный словарный запас, они скованны, стеснительны. Это послужило стимулом к поиску новых методов и приёмов и внедрение их в работу.
Вся дошкольная педагогика опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет быстро достигнуть хороших результатов.
Чтобы вызвать у детей активное желание петь, мы применяем разнообразные методические приёмы, вводим игровые и зрелищные моменты.
Цель:
Развивать певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых методов и приёмов.
Задачи: (Представлены на слайде)
- отобрать игровые упражнения для подготовки речевого аппарата и развития музыкального слуха;
- разработать и систематизировать музыкальные игры, игровые
упражнения, создать картотеку, разработать конспекты занятий, развлечений с использованием музыкальных игр, упражнений;
- обобщить опыт по формированию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых методов и приёмов.
Работа по формированию певческих навыков проводилась поэтапно:
1 этап – подготовительный (речевой)
Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения по дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой, игры звукоподражательного характера, ритмо - речевые, ритмоинтонационные, ритмодекламация.
Артикуляционная гимнастика
Работа над артикуляцией начиналась всегда с гимнастики. Она не занимала много времени, но эффективно активизировала речевой аппарат, помогала устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. Для этого использовались различные сказки, например «Сказка о веселом Язычке» (Приложение 1)
1. «Зоопарк»
2. «Сказка о лягушке – квакушке и ее веселом язычке»
3. «Прекрасная «Обжорка»
4. «Сказка о веселом Язычке»
Дыхательная гимнастика
Чтобы разогреть мышцы дыхательной системы, в начале занятия проводились игры на развитие речевого и певческого дыхания. Например, упражнение «Кач-кач», где дети превращались в деревья и ритмично покачивались, выполняя вдох и выдох и т. д. Формируя короткий вдох и длинный выдох, использовались тренажёры по времени года например «Осенние листочки» или «Радужный зонтик»
1. «Осенние листочки»
2. «Бабочки»
3. «Снежинки»
4. «Радужный зонтик»
5. «Музыкальная карусель»
Навык речевого и певческого дыхания развивался постоянно на каждом занятии и постепенно. По возможности игры на дыхание соединялись с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т. д.
Затем удлинялся выдох на звуках закрытых (шипящих или свистящих). Для этого использовались различные образы: как играет ветер с листвой, или как звучат пчела, жук, комар, спустился воздух из колес машины, сердится кошка и т. д.
Упражнения по дыхательной гимнастике Стрельниковой
Научить детей спокойному вдоху, без участия плеч помогали упражнения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, адаптированные для детей дошкольного возраста.
1. «Ладошки» (Приложение 2)
2. «Кошка»
3. «Обнять плечи»
4. «Большой маятник»
Игры звукоподражательного характера, ритмо - речевые, ритмоинтонационные.
Начинались игры и упражнения с использованием самых близких ритмов: имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов. Затем включались считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия, например, ритмо-речевая игра «Мы шофёры» (Приложение №3)
1. «Мы шофёры»
2. «Дождик Кап»
3. «Трактора»
4. «Щелк – щелк»
Работа над дикцией включалась в такой вид деятельности как ритмодекламация.
Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме и речевая зарядка. Они могли идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. д.). Основная цель ритмодекламации – развитие музыкального и поэтического слуха. Детям нравится ритмодекламация на фоне звучания мелодии, например, игра «Какие вы?» (Приложение 4)
1. Массаж спины - “Дождик” муз. Е. Попляновой
2. Игра «Какие вы?»
3. «Гном»
4. «Белый мишка»
2 этап – основной (певческий)
Переход от речи к пению, легкий и понятный в игровой форме, с использованием театрализации и движения. На этом этапе и в дальнейшем применялись игровые способы формирования координации слуха и теперь уже певческого голоса. Эти приёмы разнообразны, например, после речевой игры «Имена», но уже певческим голосом.
1. «Игра в имена»
Игра проводится по принципу «Эхо».
1. Взрослый задает ритм двумя хлопками, озвучивая имя, состоящее из двух слогов. Два слога-два хлопка.
2. Ребенок отвечает, ударяя ладошками по столу, либо по каленкам, удлиняя имя на три слога. Три хлопка-три слога.
«Люба-Любонька, Ваня-Ванюша, Петя-Петенька и т. д.»
Игру усложняем, использую вместо хлопков любые предметы: кубики, крышечки, карандаши и т. д.
Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира:
• человеческому голосу (крик, смех, плач)
• голосам животных (мяукать, куковать, рычать и т. д.)
• “голосам” неживой природы (капать, тикать и т. д.)
Большое внимание в работе с детьми уделялось распеванию.
Распевание – это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства. Работа по распеванию строилась на специальных упражнениях, играх, попевках. Например:
1. На звуки (а, о, у, и тд.)
2. «Дружная семья»
3. «Кошка»
4. «Доброе утро»
Музыкально – дидактические игры (представлены на выставке)
Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. Неоценимую роль в решении этой задачи оказывают музыкально-дидактические игры. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий. Предлагаю поиграть в игру «Где живут нотки»
1. «Фруктовое мороженное»
2. «Где живут нотки»
3. “Домик-крошечка”
4. «Чудо-лесенка»
Песенное творчество
Главная задача – научить каждого ребенка самостоятельно находить нужную певческую интонацию, развивать ладовысотный слух. Для этого использовалась вопросно-ответная форма, задание закончить мелодию, сочинить собственную мелодию на заданный текст. Воспитанники с огромным удовольствием подражали пению птиц, ауканью в лесу, придумывали мелодии на простейшие слова.
Сочинение мелодии на заданный текст – наиболее сложный вид песенного творчества. Тем не менее, детям нравилось подниматься с куклой, матрешкой или любимой зверюшкой по лесенке и заходить в домик со словами: “По ступенькам вверх иду, в дом чудесный захожу” или спрашиваю у детей : “Какую песню пел Колобок, когда катился по лесу?”, а ребенок импровизирует песню Колобка.
Формировать певческие навыки у дошкольников нужно постоянно и планомерно, от простого к более сложному. Работа по формированию вокально-хоровых навыков проводилась с помощью упражнений, которые использовались на каждом занятии, систематически.
Для разучивания песни с детьми активно использовалась такая организационная форму, как работа в кругу.
Дети могли стоять в кругу или сидеть на ковре, но при этом каждый ребенок мог ощутить свою значимость для других детей, некоторую психологическую поддержку. В другой раз могла предложить детям поводить хоровод, но на первую музыкальную фразу надо поднять руки вверх, на вторую – опустить вниз и т. д. Во всех вариантах показ песни делался без музыкального сопровождения. При таком приёме дети быстро запоминали слова, постепенно сами начинали подпевать, разучивая мелодию.
Для развития певческих навыков необходимы многократные повторения. Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Это лишний раз говорит о том, что дети особенно охотно поют на музыкальных занятия, находясь в игровой ситуации. Конспекты всех музыкальных занятий, развлечений составлялись с использованием игровых методов и приёмов.
При выборе песен для разучивания с детьми обращала внимание на их соответствие возможностям детей, включающее следующие их характеристики:
• доступное содержание; доступный для произношения текст;
•несложная, запоминающаяся мелодия, размер, ритм, тесситура, диапазон;
• несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию, а лишь
украшает и поддерживает её;
• динамика песни, её лад.
Немаловажное значение для развития певческих навыков воспитанников играло взаимодействие с семьёй и педагогами дошкольного учреждения. Совместная работа способствовала положительной динамике показателей музыкально-эстетического развития детей.
Воспитанники с большим удовольствием выступают на праздниках, развлечениях, участвуют в конкурсах, занимают призовые места.
Заключение
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально – творческой игры посредством использования игровых методов и приё мов: ребенок во всём принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Очень важно помочь воспитанникам найти своё место в нашем стремительном мире и вырасти потом в состоявшихся успешных взрослых людей.
Использование игровых методов и приё мов:
• Позволяет поддерживать интерес к певческой деятельности;
• Даёт специальные знания, умения и навыки;
• Создаёт игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• Вовлекает в процесс игры всю личность ребё нка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
• Позволяет лучше усваивать и запоминать материал занятия;
•Доставляет детям удовольствие и вызывает желание повторить игру в самостоятельной деятельности;
•Повышает уровень развития познавательной активности, творческих способностей.
Главное, не надо забывать, что каждый ребенок – музыкант и ценность детского творчества не в результате, а в процессе – оно нужно не слушателям, а детям.
В завершение следует отметить, что использование игровых методов и приёмов создаёт благоприятные условия для разития певческого голоса воспитанников, позитивно влияет на уменьшение различных недостатков в пении детей, способствует самореализации личности ребёнка. Использование игровых методов и приёмов позволяет воспитанникам совершенствоваться в музыкальном развитии.
Спасибо за внимание!
Список используемой литературы:
1. Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания в детском саду», М., «Просвещение», 1989г.
2. Ветлугина Н. А. «Музыкальный букварь» М. : Просвещение, 1985г.
3. «ФиС» : «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» №11 2003год
4. Орлова Т. М., Бекина С. М. «Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет», М., «Просвещение», 1987г.
5. Орлова Т. М., Бекина С. М. «учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет» М., 1988г
6. Тиличеева Е. Маленькие песенки: вокальные упражнения для детей дошкольного возраста. М., 1978.
7. Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста : из опыта работы Людмилы Тимофеевны Черновской, музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад № 16». – Биробиджан: ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2020. – 30 с.
Приложение 1
Артикуляционная гимнастика
«Сказка о веселом Язычке»
Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик широкого язычка и спрятать- повторить 3 раза)
Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы обнажены- повторить 3 раза)
А на крыше домика была высокая труба. (губы в трубочку-повторить 3 раза)
Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза)
Посмотрел язычок на солнышко. (язык поднять верх к носу)
Потом на травку (язык опустить вниз)
Понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ 5 раз)
Гулял, гулял Язычок, увидел качели, решил покачаться на них. (язычок тянуть вверх к носу, затем вниз к подбородку по 5 раз)
Проголодался Язычок и пошел домой кушать вкусное варенье. (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против)
Потом захотелось ему пить. (язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котенок 3-5 раз)
А потом он стал чистить зубки. (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам по 3 раза)
Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес. (цокать)
А в лесу он увидел грибы и стал их собирать. (язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот 3-5 раз)
А еще много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки. (рот закрыт, язык упирается то в одну щеку, то в другую по 5 раз)
Потом в лесу подул холодный ветерок. (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами: С-С-С-С)
И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях. (язык в форме чашечки поднят к верху, губы округлены: Ш-Ш-Ш-Ш)
А по стволу дерева стучит дятел. (рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами: Д-Д-Д-Д)
Как хорошо в лесу!
«Прекрасная Обжорка»
К комплексу упражнений для отработки звуков [к] - [г] - [х] (Т. В. Рожкова)
Гусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон.
«Хоботок».
Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.
«Улыбочка».
И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.
— Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце— сказала гусеничка. — Ой, какой у меня бледный вид!
И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон.
«Лопатка» и «Иголочка».
Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела. Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона.
«Почистим зубки» и «Посчитаем нижние зубки».
Затем Обжорка немножко посердилась,
«Киска сердится».
свернулась катушечкой и сладко уснула.
«Катушка».
Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях.
«Качели».
В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.
Приложение 2
Упражнения по дыхательной гимнастике Стрельниковой
«Ладошки»
Это разминочное упражнение для начала тренировки. Встаньте прямо, раскройте ладони вперед, будто кому-то их показываете. Локти опущены, руки не отводите от тела. Сделайте шумный вдох носом, одновременно сильно сжимая ладони в кулаки. На выдохе разожмите руки, расслабьте пальцы. Через четыре вдоха-выдоха отдохните три секунды. Сделайте 24 повтора. Встаньте прямо, ступни расставлены на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклонитесь вперед, опуская руки к полу, но не касаясь его, и одновременно сделайте громкий и короткий вдох через нос на второй части поклона, закончив его в нижней точке. Слегка приподнимитесь и повторите упражнение на восемь вдохов. Наклоны должны выполняться ритмично и легко, не пытайтесь наклониться максимально низко, округляйте спину, опускайте голову.
«Кошка»
Упражнение представляет собой полуприсед с вращением тела. Встаньте прямо, ступни на ширине плеч и не отрываются от пола. Присядьте, одновременно поворачивая корпус и руки право, будто что-то ловите, а затем влево. Выдох должен быть естественным, колени полусогнуты, повороты делайте в районе талии. Это упражнение можно выполнять, сидя на стуле или лежа в постели.
Приложение 3
Ритмо - речевая игры
«Мы - шофёры» (Авт. А. Е. Алябьева)
Едем, едем на машине, («Держат руль», поворачивая слегка вправо - влево)
Нажимаем на педаль, (Носок правой ноги приподнять вверх и прижать к полу)
Газ включаем, выключаем, (Выставить правую руку, сжатую в кулачок, вперёд, вернуть в исходное положение)
Смотрим пристально мы вдаль, (Правая рука «козырьком»)
Дворники стирают капли, (Руки, согнутые в локтях поднять кверху)
Вправо, влево - чистота, (Покачать вправо - влево - вправо)
Волосы ерошит ветер, (Приподнять волосы)
Мы шофёры - хоть куда! (Большие пальцы кистей 2-й поднять кверху)
Под музыку дети «топотушками» двигаются по залу, образно изображая водителя автомобиля.
«Дождик: Кап»
Цель: развитие умение четко произносить текст с ритмичным движением рук и ног.
Ход игры:
Дети выполняют упражнения, сидя на стульях. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т. д.
Птица: кар, кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! Дети ритмично хлопают в ладоши.
Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! Топают попеременно ногами.
Дети: ха, ха, ха! Вытягивают руки вперед ладонями вверх
Мама: ах, ах, ах! Качают головой.
Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.
Туча: бах, бах, бах! Топают ногами.
Приложение 4
Ритмодекламация Игра «Какие вы?»
- Козлики, а, козлики. Какие вы?
Дети: Рогатые. Рогатые. (Показывают движением пальцев рожки)
- Котики, а котики, какие вы?
Дети: Мохнатые! Мохнатые! (поглаживают поочередно ладошки)
(Проигрыш. Дети танцуют свободно)
-Зайчики, а зайчики. Какие вы?
Дети: Ушастые, ушастые! (приставить раскрытые ладони над головой)
-Волки, а волки. Какие вы?
Дети: Зубастые, зубастые! (соединить две ладошки, пальцы согнуты, показывают «челюсти»)
-Ежики, а ежики, какие вы?
Дети: Колючие! Колючие! (ладони в замочек, поднимать и опускать пальцы)
- Мячики, а Мячики, какие вы?
Дети: Прыгучие, прыгучие! (прыжки на месте)
-Девочки, а девочки, какие вы?
Дети: Красивые, красивые! (пружинка)
-Мальчики, а мальчики, какие вы?
Дети: Сильные, мы сильные! (развести руки в стороны на уровне плеч и согнуть их)
Детки, а детки, какие вы?
Дети: Любимые, любимые! (развести руки в стороны и обнять себя)
Массаж спины - “Дождик” муз. Е. Попляновой
Дети выстраиваются в колонну друг за другом и выполняют массаж впереди стоящему ребенку, при повторении дети поворачиваются в другую сторону.
1. Дождик бегает по крыше,
Дети ритмично похлопывают ладошками по всей спине впереди стоящего ребенка.
Бом, бом, бом! По веселой звонкой крыше,
Постукивают пальчиками. Бом, бом, бом!
2. Дома, дома посидите,
Поколачивают кулачками. Бом, бом, бом!
Никуда не выходите,
Растирают ребрами ладоней. Бом, бом, бом!
3. Почитайте, поиграйте - Кладут ладони на плечи и большими пальцами
В дом, дом, дом, растирают плечи круговыми движениями.
А уйду – тогда гуляйте, Поглаживают ладонями сверху вниз.
Бом, бом, бом!