Наталья Пименова
Обобщение опыта работы «Возможности использования кейс-технологии в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Одоевская средняя общеобразовательная школа им. В. Д. Успенского»
структурное подразделение детский сад «Колосок» 301446, Тульская область, Одоевский район, Одоев, ул. К. Маркса, д. 150
Тел. 8(487 36) 4-11-97 E-mail: kolosok.odoev@tularegion.org
«Возможности использования кейс – технологии в ДОО»
Подготовила: Пименова Наталья Николаевна
Одоев, 2019
Темочки:
Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач ситуаций (кейсов). Сasus (лат.)– запутанный необычный случай; case (анг.) – портфель, чемоданчик
Методы кейс-технологии:
Кейс-прогнозирование;
Кейс-инцидент;
Проблемно-ролевой кейс;
Неоднозначная ситуация;
Кейс-дискуссия (диспут);
Кейс с добавлением внешней проблемы
Кейс - технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога
Этапы работы с кейсами:
I этап — знакомлю с ситуацией, её особенностями;
II этап — выделяю основную проблему (проблем, выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
III этап — предлагаю тему для «мозгового штурма»;
IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
V этап — решение кейса — указываем с детьми на важную проблему, механизмы, их предотвращения и решения.
При использовании кейс – технологии в ДОО у детей происходит:
- Развитие навыков анализа и критического мышления.
- Соединение теории и практики.
- Представление примеров принимаемых решений.
- Демонстрация различных позиций и точек зрения.
- Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Вашему вниманию будут представлены кейс – технологии «Времена года»
При создании кейса, - я подвожу детей к пониманию какого-то явления, формирую способы какой-то деятельности и т. д. ;
-провожу предварительную работу по поиску источников информации для кейса (интернет, художественная литература, статьи публикаций, предметные картинки из дидактических пособий;
-оформляю материалы в доступном для детей варианте;
- готовлю задания, вопросы для дискуссии детей.
К каждому кейсу прилагаю этапы работы деятельность взрослого и детей.
Кейс применяю как для групповой, так и для индивидуальной работы с детьми. В практике я использую:
1. Кейс - иллюстрации,
2. Кейс – фото,
3. Анализ конкретных ситуаций,
4. Проигрывание ролей (ролевое проектирование)
1). КЕЙС – ИЛЛЮСТРАЦИИ
– это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс - иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс - иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Использование кейс – технологий предполагает знакомство с реальной или гипотетической проблемой и выработку своего взгляда на ее решение. Сущностью кейс – технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство (С. Л. Рубинштейн). Таким образом, данная идея определяет результат работы с дошкольниками:
умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
умение соотносить свои устремления с интересами других людей;
умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;
умение получать необходимую информацию в общении;
умение выслушивать другого и прийти к общему решению;
умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
умение отстаивать свою точку зрения в общении; умение принимать помощь;
умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
2) КЕЙС - ФОТО
Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
• умение дошкольников принять на себя роль;
• умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
• ролевое взаимодействие.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Концептуальные идеи «кейс – технологии»:
знакомство с реальной или смоделированной проблемой и представление своего взгляда на ее решение;
имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка;
формируютнавыки коммуникативного взаимодействия детей.
Эта технология объединяет данную сложную реальность и учебную задачу.
Обеспечивает и нтеллектуально – нравственное развитие.
Фото – кейс «Умывание»
Задачи: воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой.
Текст: Саша первый день пришел в детский сад. Перед завтраком дети пошли мыть руки. А Саша стоял, ждал воспитателя, и не знал, что ему делать. Как бы вы поступили на месте Саши?
Фото – кейс «Дети одеваются на прогулку»
Задачи: закреплять умение самостоятельно одеваться.
Текст: Дети в саду стали одеваться на прогулку. А Катя стояла. Ее одевала на прогулку мама и бабушка. Как вы поступите на месте Кати?
Фото – кейс «Петя обижает девочек»
Задачи: закреплять умение общаться.
Текст: Петя каждый день толкает Катю или дергает ее за волосы. Как вы поступите на месте Кати? А на месте мальчиков?
3) АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ
Технология кейс – стадии (ситуация) – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предполагается найти пути решения данной проблемы.
Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Технология кейс – стадии направлена на:
- Освоение знаний. Формирование новых качеств и представлений.
- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т. д., прорабатывать различные проблемы, находить их решение.
- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.
- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
Кейс – «анализ конкретных ситуаций» «Аленка потеряла куклу»
Цель: учить определять и обозначить словами положение предмета относительно себя: вверху, внизу, справа, слева, справа, на, под, в и т. д.
Текст. Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась. Как бы вы поступили на месте Аленки?
Кейс – «анализ конкретных ситуаций» «В гости к медвежонку»
Цель: закрепить знания о длине.
Текст. Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей: зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним. Почему так долго бежал волк?
Кейс – «анализ конкретных ситуаций» «Кукла Катя встречает гостей»
Цель: учить устанавливать равенство между двумя группами предметов.
Текст: Кукла Катя пригласила в гости друзей. Накрыла на стол, подложила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, кукла огорчилась. Она не знает, хватит ли всем конфет. Как бы вы поступили на ее месте?
4). ПРОИГРЫВАНИЕ РОЛЕЙ (РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ)
Этапы кейс – технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования
ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Знакомство с ситуацией, ее особенностями Воспринимают предложенную ситуацию
Актуальность знаний Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются.
Мозговой штурм Осуществляют поисковую деятельность
Презентация Представляют свои роли, осуществляют презентацию.
Рефлексия Анализируют, делают выводы.
Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
• умение дошкольников принять на себя роль;
• умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
• ролевое взаимодействие.
Пример «Угощение»
Ситуация: «Таня принесла угощенье в детский сад. Она угощала только девочек.
Мальчики расстроились…»
Обсуждение ситуации: Что произошло?
Обыгрывание ситуаций
Дети садятся на поставленные полукругом стулья. Педагог сообщает о том, что кукла Таня обещала сегодня прийти в гости.
Педагог. Как мы встретим Таню?
Саша. Скажем: «Здравствуй, Таня!» И сделаем поклон головой. (Показывает) А как мы предложим Тане стул? Посмотрите, дети, как нужно предложить стул. (Педагог ставит стул и говорит: «Садись, Таня, пожалуйста»).
(Раздается стук в дверь. Няня вводит большую куклу Таню. Таня здоровается.
Дети отвечают ей так, как показывал педагог).
Литература:
1. Земскова А. С. использование кейс – метода в образовательном процессе //Совет ректоров. - 2008 - №8 – С. 12 – 16
2. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально – ориентированного обучения/ URL:htt://www.evolkov.net/case/study/html
3. Кейс – метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). (Электронный ресурс) / Доступ: http:www.casemethod.ru
4. http://www.psylist./net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации
5. http://www.ido.edi/ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии