Светлана Дикова
Обобщение опыта работы «Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
1 Тема опыта: «Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»
2 Сведения об авторе: Дикова Светлана Петровна, образование средне-специальное, педагогический стаж- 34 года, в должности музыкального руководителя- 34 года.
3 Актуальность.
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Она существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения.
Публикация «Обобщение опыта работы „Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения“» размещена в разделах
Основной целью своей работы считаю - воспитание эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.
Выполнять эту задачу эффективно мне помогает метод интеграции деятельности участников образовательного процесса нашего дошкольного учреждения. Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане мне как музыкальному руководителю отводиться особая роль. Поэтому, создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности является целью моей работы. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду. Для решения этой задачи в своей работе, использую новые программы и инновационные технологии.
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути.
Условия формирования ведущей идеи опыта
Долгое время работая с детьми дошкольниками и опираясь на требования ФГОС перед собой ставлю такие задачи: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия.
Свой выбор в работе с детьми я остановила на интегрированных занятиях. Цель таких занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.
Главной идеей для формирования моего опыта на тему: «Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения», значительно оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. Обогатить внутренний и духовный мир ребенка, развивать эмоциональную отзывчивость
Теоретическая база опыта
Теоретической основой моего опыта послужили работы:
-«Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой,
-«Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой,
-«Синтез» Т. Г. Рубан, К. В. Тарасовой,
-«Развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова
-Методика Карла Орфа
- Фонопедический метод развития голоса детей дошкольного возраста по системе В. В. Емельянова.
-«Дыхательная гимнастика» А. Н. Стрельниковой
Применение этих технологий соответствуют ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе.
На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе интегрированных занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка.
гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.
Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, я способствую их возможности участвовать в детских конкурсах исполнительского мастерства, повышать свое исполнительское мастерство, выступать на большой аудитории, самосовершенствоваться и утверждаться. Интегрированные музыкальные занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.
Технология опыта
Использование инновационных технологий и ИКТ позволяет мне, как педагогу значительно оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. Занятия с применением современных технологий активизируют внимание детей, усиливают познавательный интерес к музыке. Занятия становится более содержательным и гармоничным.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, музыкально - дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.
Формированию основам музыкальной культуры дошкольников, накопление опыта музыкального восприятия способствует технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой.
Цель технологии: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста; воспитание у детей эстетических чувств, восприимчивости и любви к музыке через - развитие музыкального восприятия и интереса к музыке у детей дошкольного возраста в процессе её слушания.
В своей работе с детьми использую разные виды деятельности:
1. Слушание знакомых музыкальных произведений.
2. Музыкальные игры–путешествия в прошлое и настоящее.
3. Игры – сказки.
4. Звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования.
5. Тематические музыкальные вечера.
6. Беседы – концерты.
7. Театральные постановки.
8. Праздничные утренники.
Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе равноправного, межличностного, творческого, совместного игрового взаимодействия, без оценочного музыкального процесса.
Свою роль как музыкального руководителя вижу в том, чтобы помочь детям
обучиться простейшим элементам игры на музыкальных инструментах и умению их практически применять.
Мной накоплен положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми дошкольного возраста.
Музыкальные инструменты составляют главную строку в успехе элементарного музицирования у детей. Инструменты могут быть разнообразными, при отсутствии настоящих использую самодельные - барабаны из ведер, обтянутых целлофаном, ксилофон из подвешенных бутылочек с водой, маракасы из киндер-сюрпризов, хрустальный ансамбль из фужеров.
Использование технологии развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности (А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова) на музыкальных занятиях помогает приобщать детей к театральной культуре, пробуждает интерес к театрально - игровой деятельности.
Именно через театрализованную игру ребёнок получает много информации об окружающем мире, у него развивается такие психические процессы как память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое главное творит.
Дети очень любят музыкально - театрализованную деятельность. Ребенок, участвуя в ней, получает знания по литературе, театру, а также формирует артистические навыки, учит создавать новые образы. Кроме того, между взрослым и ребенком устанавливаются доверительные отношения.
Я считаю, что именно театральная деятельность является одним из эффективных способов развития музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста. Всё, что ребёнок придумывает, каждое своё впечатление из жизни, он воплощает в свои действия.
На своих занятиях я учу детей понимать язык музыки, выделять средства музыкальной выразительности. Так, включая детей в активное слушание, даю творческие задания придумать танец снежинок после прослушивания «Вальса снежных хлопьев» П. И. Чайковского, цветов, бабочек, гномов после знакомства с «Вальсом» данного композитора. В активном слушании, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учу передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ.
Благодаря включению элементов театрализации на занятиях дети нашего ДОУ начали проявлять творческие способности в разыгрывании сценок, сказок, не только на музыкальных занятиях, но и проявляют своё актёрское мастерство в утренниках.
Следующей технологией используемой мной на занятиях – это фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова. Данный метод действует оздоровительно для голосового аппарата, продлевает срок его службы. Он улучшает психоэмоционального настрой ребенка, становление его как личности. Уникальностью метода можно считать развитие у дошкольника способности к самоконтролю, наблюдению за собственным прогрессом, т. е. дети становятся способны себя слушать и слышать.
Система работы построена на голосовых играх, которые предусматривают создание таких ситуаций, в которых дети непринуждённо используют голосовые функции. В игре они познают возможности своего голоса и учатся им управлять.
На своих занятиях я использую следующие упражнения: «Кот-воркот», «Метель», «Утро», фонопедическое упражнение «Кто как кричит» и другие.
Дыхательную гимнастику Стрельниковой провожу в игровой форме, например: "Сдуваем шарик" со звуком "Ш" (данное упражнение нацелено на развитие объема воздуха в лёгких и диафрагме и контроля над ним, "Задуваем свечи" (для этого используем обычные бумажные полосочки: задуваем большое количество свечей одним и сильным выдохом; задуваем 7-9 свечей одним вдохом, но на каждую свечу выдох раздельный; задуваем одну свечу быстрым выдохом, "Ветерок" (используем бумажную полосочку и дуем так, чтобы она слегка колыхалась от небольшого потока выдыхаемого воздуха).
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходиться вдыхать воздух чаще.
Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.
Анализ результативности
Применение современных образовательных технологий в НОД по музыкальному воспитанию, обогащают внутренний и духовный мир ребёнка, развивают эмоциональную отзывчивость, формируют элементарное представление о видах искусства, национальных традициях и праздниках.
У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью, причем не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста). Дети самостоятельно следят за осанкой во время занятий, соблюдают охрану голоса, активны во время игр, упражнений с удовольствием музицируют на шумовых музыкальных инструментах.
Распространение педагогического опыта
Обобщение и распространение данного педагогического опыта в рамках профессионального сообщества МБДОУ «Детский сад «Алёнушка»: открытые занятия, мастер – классы, выступления на семинарах, через сайт ДОО.
Также опыт распространяется через публикации на
международных педагогических порталах «nsportal» и maam.ru.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Инновационный педагогический опыт «Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения» может быть использован музыкальными руководителями и воспитателями детских садов.
Список используемой литературы
1. Мерзлякова, С. И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников»
2. Радынова, О. П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры»
3. Радынова О. П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания»