Ольга Пушкарева
Обобщение опыта работы «Развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МАДОУ "Детский сад № 66" СП "Детский сад № 3"
Пушкарева Ольга Юрьевна
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ : «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
В дошкольном образовании я работаю 15 лет. До этого я работала 14 лет учителем начальных классов. Сравнивая свой опыт в разных областях педагогической деятельности, я сделала вывод, что особое внимание нужно уделять речевому развитию детей. Через развитие речи закладывается воспитание полноценной личности ребенка, основы благоприятных социальных контактов и общений. И я поняла, что именно дошкольное образование является исходной и вместе с тем суверенной ступенью системы общего образования.
Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие речи“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Сегодняшние дни предъявляют высокие требования к темпу и уровню жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие».
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Родители совместно с педагогами детских садов способствуют всестороннему развитию детей. Однако не все родители осознают возможность сотрудничества по достижению успехов в преодолении нарушений в речевом развитии ребенка. Над проблемой новых методических подходов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста работают многие педагоги и научные сотрудники (Т. Л. Власова, И. А. Коробейников, А. В. Моисеев и многие другие)
С ростом нервно-психических, соматических заболеваний дошкольников, задерживается формирование у детей всех психических функций. Так показывают исследования и диагностика: Н. С. Жукова, Р. Е. Левина и В. В. Лебединского. И все больше появляется детей с нарушениями речи!
Но мы, педагоги, не отчаиваемся!
Начиная со второй младшей группы, я в своей практике использую разные методы и приемы для развития речи детей.
Например:
• Д/и «Шнуровка».
• Пальчиковая гимнастика.
• Дыхательная гимнастика
• Логоритмические упражнения.
• «Лего - конструирование»
• Работа с детьми по рекомендациям логопеда.
• Упражнения в тактильной памяти.
В старшем дошкольном возрасте мною используются следующие приемы и методы по развитию речи :
• Составление рассказа по серии картинок и по сюжетной картине.
• Пересказ рассказа, соответствующему возрасту и программе.
• Рассказ-описание (По образцу взрослого, по плану, по схеме-плану.)
• Рассказы по воображению детей.
Очень большое внимание уделяю звукопроизношению и анализу слов.
К шести годам звукопроизношение вполне нормализовалось и идет работа по улучшению умения пользоваться звуками в потоке речи. Дети затрудняются в произношении новых слов. И очень важно первый раз безошибочно произнести новое слово, а затем закрепить его в разных вариантах.
Дети старшего возраста четко различают звуки, их словарный запас достаточно велик. В словаре имеются слова всех частей речи : Существительные, прилагательные, глаголы, числительные, местоимения, наречия, используются различные предлоги.
Грамматическим строем дошкольники практически уже овладели. В составе простых предложений дети употребляют различные части речи, чем обогащают свою речь. Для развития связной речи нужен заинтересованный слушатель. В данном случае, в этой роли, выступаю я – воспитатель.
Для более продуктивной деятельности по развитию речи своих воспитанников я организовала кружок: «Говорушка». Здесь мы индивидуально с детьми развиваем фонематические, лексические, грамматические представления и связную речь.
Этот кружок очень помогает в общении с воспитателем, со своими сверстниками. Дети стали более раскрепощенными в общении друг с другом, более четко выражают свои мысли, легко общаются и организуют сюжетно ролевые игры.
Развитие речи – это очень большой и многолетний труд, который начинается с детского сада и продолжается в школе.
Общаясь с учителями школ, где учатся мои бывшие выпускники, я получаю положительные отзывы о проделанной мною работе в детском саду.
Мои воспитанники коммуникабельны, легко осваивают учебную программу и дают хорошие результаты по успеваемости.
Тематический план Речевого кружка: «Говорушка»
(Подготовительная группа)
№ Занятия Тема занятия Задачи
Развитие лексико-грамматических категорий Развитие связной речи Развитие фонематических представлений и обучение грамоте.
1 Осень. Согласование числительных с существительными Составление рассказа с опорой на картинку «Осень» Звук[у] буква У.
Звук[ а] буква А.
Гомзяк О. С.
«Говорим правильно»с. 4. ч 1.
2 Деревья. Образование относительных прилагательных. Составление описательного рассказа о дереве.
Звук [ И]. Буква И.
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 6. ч 1.
3 Овощи. Согласование существительных единственного числа с существительными. Пересказ рассказа «Праздник».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 28.) Звук [ П]. Буква П.
Звук [К]. Буква К
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 8 ч 1.
4 Фрукты. Существительные множественного числа в родительном падеже Составление описательного рассказа о фруктах при помощи мнемотехники. Звук [Т]. Буква Т
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 10. ч 1.
5 Насекомые. Относительные прилагательные.
Предлог НА Работа с мнемотаблицей. Разучивание стихотворения «Про насекомых» Звуки[ П-Т-К]
Звук[o ].Буква О
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 12. ч 1.
6 Перелетные птицы. Согласование числительных с существительными в родительном падеже. Пересказ рассказа «Что увидел кот».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 17.) Звуки [Х], Буква Х
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 14. ч 1.
7 Грибы. Ягоды. Пересказ рассказа «Пластилиновая мышка».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 2.) Звук[ы], буква Ы
Гласные звуки[ А, У, И, Ы, О]
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 16. ч 1.
8 Домашние животные и их детеныши. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Пересказ рассказа «В гости к гному».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 13.) Звуки [М], Буква М
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 18. ч 1.
9 Дикие животные и их детеныши. Образование притяжательных и сложных прилагательных Пересказ услышанного рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат» Звук [Н] Буква Н
Звук [м,б], буква Б и М
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 20. ч 1.
10 Одежда. Обувь, головные уборы. Согласование существительных с количественными числительными. Пересказ рассказа «Ботинки».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 47.) Звуки [Б] Буква Б.
Звуки[ П-Б. ]
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 22. ч 1.
11 Зима. Предлог: ПЕРЕД Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картинке по образцу воспитателя Звук [С] буква С.
Звук [З] буква З.
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 4. ч 2.
12 Птицы зимой. Образование сложных прилагательных Работа с мнемотаблицей. Разучивание стихотворения «Зимняя прогулка» Звук [З] Буква З
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 6. ч 2.
13 Мебель. Предлоги: МЕЖДУ, НА, В, ПОД Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам. Звуки [З] Буква З
Звуки[ С-З]
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 8. ч 2.
14 Посуда. Предлог: ИЗ-ПОД Составление описательного рассказа о предметах посуды. Звук [В] Буква В.
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 10. ч 2.
15 Новый год. Предлоги: НА, ПОД Пересказ рассказа «Ёлка» Повторение изученных ранее звуков и букв
16 Животные жарких стран. Образование притяжательных прилагательных Пересказ рассказа «Как дуб свинью проучил».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 65.) Звук [Д] Буква Д
Звуки [Т-Д]
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 12. ч 2.
17 Семья. Образование сравнительной степени прилагательных Составление рассказа по сюжетной картинке «семья». Звуки [Т-Д]
Звук [Г]. Буква Г.
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 14. ч 2.
18 Инструменты. Существительные в форме творительного падежа Пересказ рассказа «Гоша- озорник».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 61.) Звук [Г]. Буква Г
Звуки [Г-К]
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 16. ч 2.
19 Морские речные и аквариумные обитатели. Притяжательные прилагательные Работа с мнемотаблицей. Разучивание потешки «Водичка, водичка» Звук[ Э]. Буква Э.
Звук[ Й]. Буква Й
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 18. ч 2.
20 День защитников Отечества Употребление существительных и глаголов в единственном и множественном числе. Составление рассказа
«Случай на улице» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. Повторение изученных ранее букв и звуков.
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 20. ч 2.
21 Транспорт. Синонимы, антонимы. Описание увиденного (по наблюдениям за движением транспорта) Звуки [ С-Ш]
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 22. ч 2.
22 Весна. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Работа с мнемотаблицей. «Заюшкина избушка» Звук [Ж] Буква Ж
Звуки [Ж-З]
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 4. ч 3.
23 8 марта Словообразование Составление рассказа по сюжетной картинке «Поздравляем маму» Звуки [ Ж-Ш]
Звуки [Ш-Ж-С-З]
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 6. ч 3.
24 Перелетные птицы весной. Изменение глаголов по временам. Пересказ рассказа «Друзья».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 24.) Звук [Л. ] Буква Л.
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 8. ч 3.
25 Растения и животные весной. Согласование существительных с числительными. Обсуждение литературных текстов А. Н. Плещеев «Весна», Ф. И. Тютчев «Весенние воды». Звук [Л]
Звук [Ц. ] Буква Ц.
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 10. ч 3.
26 Наша страна. Образование синонимических рядов. Обсуждение художественного произведения А. Прокофьев «Родина» Звуки [Ц-С] Буква Ю
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 12. ч 3.
27 Профессии. Образование существительных от глаголов. Пересказ рассказа «Друзья птиц».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 69.) Звук [Р. ] Буква Р
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 14. ч 3.
28 Наш дом. Предлог: ИЗ-ЗА Работа с мнемотаблицей. Составление рассказа «Дом, в котором я живу»
(из личного опыта) Звук [Р]
Звуки[ Р-Л]
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»с. 16. ч 3.
29 Сад - огород - лес Предлог: ЧЕРЕЗ Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского
«Стыдно перед соловушкой» Звук [Ч] .Буква Ч.
Звуки[ Ч –Т].
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 18. ч 3.
30 Человек. Возвратные глаголы. Пересказ рассказа «Фантазёр».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 73.) Звук [Ф]. Буква Ф.
Звуки [Ф-В]
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»с. 20. ч 3.
31 Домашние животные. Развитие навыков словообразование. Пересказ рассказа «Семья дома».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 79.) Звук [Щ]. Буква Щ.
Звуки[ Щ-Ч]
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 22. ч 3.
32 Лето. Прилагательные сравнительной степени. Составление рассказа в будущем времени «Про лето и про меня» Звуки [Щ-Т]
Звуки[ Щ-Ч]
Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 24. ч 3.