Лучший педагог года

Обобщение опыта работы «Развитие речи»

Ольга Пушкарева
Обобщение опыта работы «Развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель МАДОУ "Детский сад № 66" СП "Детский сад № 3"

Пушкарева Ольга Юрьевна

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ : «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

В дошкольном образовании я работаю 15 лет. До этого я работала 14 лет учителем начальных классов. Сравнивая свой опыт в разных областях педагогической деятельности, я сделала вывод, что особое внимание нужно уделять речевому развитию детей. Через развитие речи закладывается воспитание полноценной личности ребенка, основы благоприятных социальных контактов и общений. И я поняла, что именно дошкольное образование является исходной и вместе с тем суверенной ступенью системы общего образования.

Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие речи“» размещена в разделах

Сегодняшние дни предъявляют высокие требования к темпу и уровню жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие».

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Родители совместно с педагогами детских садов способствуют всестороннему развитию детей. Однако не все родители осознают возможность сотрудничества по достижению успехов в преодолении нарушений в речевом развитии ребенка. Над проблемой новых методических подходов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста работают многие педагоги и научные сотрудники (Т. Л. Власова, И. А. Коробейников, А. В. Моисеев и многие другие)

С ростом нервно-психических, соматических заболеваний дошкольников, задерживается формирование у детей всех психических функций. Так показывают исследования и диагностика: Н. С. Жукова, Р. Е. Левина и В. В. Лебединского. И все больше появляется детей с нарушениями речи!

Но мы, педагоги, не отчаиваемся!

Начиная со второй младшей группы, я в своей практике использую разные методы и приемы для развития речи детей.

Например:

• Д/и «Шнуровка».

• Пальчиковая гимнастика.

• Дыхательная гимнастика

• Логоритмические упражнения.

«Лего - конструирование»

Работа с детьми по рекомендациям логопеда.

• Упражнения в тактильной памяти.

В старшем дошкольном возрасте мною используются следующие приемы и методы по развитию речи :

• Составление рассказа по серии картинок и по сюжетной картине.

• Пересказ рассказа, соответствующему возрасту и программе.

• Рассказ-описание (По образцу взрослого, по плану, по схеме-плану.)

• Рассказы по воображению детей.

Очень большое внимание уделяю звукопроизношению и анализу слов.

К шести годам звукопроизношение вполне нормализовалось и идет работа по улучшению умения пользоваться звуками в потоке речи. Дети затрудняются в произношении новых слов. И очень важно первый раз безошибочно произнести новое слово, а затем закрепить его в разных вариантах.

Дети старшего возраста четко различают звуки, их словарный запас достаточно велик. В словаре имеются слова всех частей речи : Существительные, прилагательные, глаголы, числительные, местоимения, наречия, используются различные предлоги.

Грамматическим строем дошкольники практически уже овладели. В составе простых предложений дети употребляют различные части речи, чем обогащают свою речь. Для развития связной речи нужен заинтересованный слушатель. В данном случае, в этой роли, выступаю я – воспитатель.

Для более продуктивной деятельности по развитию речи своих воспитанников я организовала кружок: «Говорушка». Здесь мы индивидуально с детьми развиваем фонематические, лексические, грамматические представления и связную речь.

Этот кружок очень помогает в общении с воспитателем, со своими сверстниками. Дети стали более раскрепощенными в общении друг с другом, более четко выражают свои мысли, легко общаются и организуют сюжетно ролевые игры.

Развитие речи – это очень большой и многолетний труд, который начинается с детского сада и продолжается в школе.

Общаясь с учителями школ, где учатся мои бывшие выпускники, я получаю положительные отзывы о проделанной мною работе в детском саду.

Мои воспитанники коммуникабельны, легко осваивают учебную программу и дают хорошие результаты по успеваемости.

Тематический план Речевого кружка: «Говорушка»

(Подготовительная группа)

№ Занятия Тема занятия Задачи

Развитие лексико-грамматических категорий Развитие связной речи Развитие фонематических представлений и обучение грамоте.

1 Осень. Согласование числительных с существительными Составление рассказа с опорой на картинку «Осень» Звук[у] буква У.

Звук[ а] буква А.

Гомзяк О. С.

«Говорим правильно»с. 4. ч 1.

2 Деревья. Образование относительных прилагательных. Составление описательного рассказа о дереве.

Звук [ И]. Буква И.

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 6. ч 1.

3 Овощи. Согласование существительных единственного числа с существительными. Пересказ рассказа «Праздник».

(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 28.) Звук [ П]. Буква П.

Звук [К]. Буква К

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 8 ч 1.

4 Фрукты. Существительные множественного числа в родительном падеже Составление описательного рассказа о фруктах при помощи мнемотехники. Звук [Т]. Буква Т

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 10. ч 1.

5 Насекомые. Относительные прилагательные.

Предлог НА Работа с мнемотаблицей. Разучивание стихотворения «Про насекомых» Звуки[ П-Т-К]

Звук[o ].Буква О

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 12. ч 1.

6 Перелетные птицы. Согласование числительных с существительными в родительном падеже. Пересказ рассказа «Что увидел кот».

(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 17.) Звуки [Х], Буква Х

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 14. ч 1.

7 Грибы. Ягоды. Пересказ рассказа «Пластилиновая мышка».

(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 2.) Звук[ы], буква Ы

Гласные звуки[ А, У, И, Ы, О]

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 16. ч 1.

8 Домашние животные и их детеныши. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Пересказ рассказа «В гости к гному».

(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 13.) Звуки [М], Буква М

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 18. ч 1.

9 Дикие животные и их детеныши. Образование притяжательных и сложных прилагательных Пересказ услышанного рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат» Звук [Н] Буква Н

Звук [м,б], буква Б и М

Гомзяк О. С. «Говорим правильно»

с. 20. ч 1.

10 Одежда. Обувь, головные уборы. Согласование существительных с количественными числительными. Пересказ рассказа «Ботинки».

(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 47.) Звуки [Б] Буква Б.

Звуки[ П-Б. ]

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 22. ч 1.

11 Зима. Предлог: ПЕРЕД Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картинке по образцу воспитателя Звук [С] буква С.

Звук [З] буква З.

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 4. ч 2.

12 Птицы зимой. Образование сложных прилагательных Работа с мнемотаблицей. Разучивание стихотворения «Зимняя прогулка» Звук [З] Буква З

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 6. ч 2.

13 Мебель. Предлоги: МЕЖДУ, НА, В, ПОД Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам. Звуки [З] Буква З

Звуки[ С-З]

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 8. ч 2.

14 Посуда. Предлог: ИЗ-ПОД Составление описательного рассказа о предметах посуды. Звук [В] Буква В.

Гомзяк О. С. «Говорим правильно»

с. 10. ч 2.

15 Новый год. Предлоги: НА, ПОД Пересказ рассказа «Ёлка» Повторение изученных ранее звуков и букв

16 Животные жарких стран. Образование притяжательных прилагательных Пересказ рассказа «Как дуб свинью проучил».

(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 65.) Звук [Д] Буква Д

Звуки [Т-Д]

Гомзяк О. С. «Говорим правильно»

с. 12. ч 2.

17 Семья. Образование сравнительной степени прилагательных Составление рассказа по сюжетной картинке «семья». Звуки [Т-Д]

Звук [Г]. Буква Г.

Гомзяк О. С. «Говорим правильно»

с. 14. ч 2.

18 Инструменты. Существительные в форме творительного падежа Пересказ рассказа «Гоша- озорник».

(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 61.) Звук [Г]. Буква Г

Звуки [Г-К]

Гомзяк О. С. «Говорим правильно»

с. 16. ч 2.

19 Морские речные и аквариумные обитатели. Притяжательные прилагательные Работа с мнемотаблицей. Разучивание потешки «Водичка, водичка» Звук[ Э]. Буква Э.

Звук[ Й]. Буква Й

Гомзяк О. С. «Говорим правильно»

с. 18. ч 2.

20 День защитников Отечества Употребление существительных и глаголов в единственном и множественном числе. Составление рассказа

«Случай на улице» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. Повторение изученных ранее букв и звуков.

Гомзяк О. С. «Говорим правильно»

с. 20. ч 2.

21 Транспорт. Синонимы, антонимы. Описание увиденного (по наблюдениям за движением транспорта) Звуки [ С-Ш]

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 22. ч 2.

22 Весна. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Работа с мнемотаблицей. «Заюшкина избушка» Звук [Ж] Буква Ж

Звуки [Ж-З]

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 4. ч 3.

23 8 марта Словообразование Составление рассказа по сюжетной картинке «Поздравляем маму» Звуки [ Ж-Ш]

Звуки [Ш-Ж-С-З]

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 6. ч 3.

24 Перелетные птицы весной. Изменение глаголов по временам. Пересказ рассказа «Друзья».

(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 24.) Звук [Л. ] Буква Л.

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 8. ч 3.

25 Растения и животные весной. Согласование существительных с числительными. Обсуждение литературных текстов А. Н. Плещеев «Весна», Ф. И. Тютчев «Весенние воды». Звук [Л]

Звук [Ц. ] Буква Ц.

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 10. ч 3.

26 Наша страна. Образование синонимических рядов. Обсуждение художественного произведения А. Прокофьев «Родина» Звуки [Ц-С] Буква Ю

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 12. ч 3.

27 Профессии. Образование существительных от глаголов. Пересказ рассказа «Друзья птиц».

(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 69.) Звук [Р. ] Буква Р

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 14. ч 3.

28 Наш дом. Предлог: ИЗ-ЗА Работа с мнемотаблицей. Составление рассказа «Дом, в котором я живу»

(из личного опыта) Звук [Р]

Звуки[ Р-Л]

Гомзяк О. С. «Говорим правильно»с. 16. ч 3.

29 Сад - огород - лес Предлог: ЧЕРЕЗ Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского

«Стыдно перед соловушкой» Звук [Ч] .Буква Ч.

Звуки[ Ч –Т].

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 18. ч 3.

30 Человек. Возвратные глаголы. Пересказ рассказа «Фантазёр».

(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 73.) Звук [Ф]. Буква Ф.

Звуки [Ф-В]

Гомзяк О. С. «Говорим правильно»с. 20. ч 3.

31 Домашние животные. Развитие навыков словообразование. Пересказ рассказа «Семья дома».

(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр. 79.) Звук [Щ]. Буква Щ.

Звуки[ Щ-Ч]

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 22. ч 3.

32 Лето. Прилагательные сравнительной степени. Составление рассказа в будущем времени «Про лето и про меня» Звуки [Щ-Т]

Звуки[ Щ-Ч]

Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с. 24. ч 3.

Публикации по теме:

«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт «Мы – моряки!» - обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта "Морское путешествие" и фотоотчёт.

«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами очень важным событием. Я держу в руках сборник сценариев "Духовно нравственное воспитание дошкольников.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация и видео «Обобщение опыта работы по реализации муниципального сетевого проекта «Читаем вместе»Консультация и видео «Обобщение опыта работы по реализации муниципального сетевого проекта «Читаем вместе» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу вам представить свой опыт работы в ходе реализации муниципального проекта «Читаем вместе» во 2 младшей.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Обобщение опыта работы по ПДД в ДОООбобщение опыта работы по ПДД в ДОО Сегодня присутствовала на заседании круглого стола "Работа по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма" регионального значения.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Развитие речи»
Опубликовано: 5 июня 2020 в 09:52
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Развитие речи»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пушкарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД