Ольга Паскаль
Центры сюжетно-ролевых игр в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по теме: «Центры сюжетно-ролевых игр» (в старшей группе).
Паскаль Ольга Владимировна, воспитатель
Алтайский детский сад «Орлёнок» СП МБОУ «Алтайская СОШ»
Игра - ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Одним из перспективных способов развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, мы выбрали технологию макетирования. Создавая макет, играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними или дистанцируется от них, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Макеты бывают нескольких видов: напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках, настенный (объекты на переднем плане, а изображение - на заднем).
Макет должен отвечать определё нным требованиям:
-он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений;
- служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры;
- макет должен быть выполнен из подходящих и безопасных материалов;
- иметь эстетическое оформление, быть удобным в обращений;
- хранить предметный материал (наборы персонажей, аксессуары к ним) лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.
На первом этапе технология макетирования в нашей группе используется при реализации комплексно-тематического плана. Этот этап открывает ряд дополнительных возможностей в работе с детьми, так как включает в себя все виды детской деятельности: игровую, двигательную, познавательно-исследовательскую, трудовую, продуктивную, восприятие художественной литературы, коммуникативную, музыкально – художественную. Таким образом, на первом этапе происходит обогащение личного опыта детей, идёт подготовка и сбор материала для создания макета, и осуществляется изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. Следующим шагом по развитию игровой деятельности является этап развития и активизаций игр детей с макетом – созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, совместно с детьми придумываем рассказы, сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.
В процессе работы по развитию игровой деятельности средствами макетирования с детьми старшего дошкольного возраста, мы реализуем целый комплекс взаимосвязанных задач:
- воспитание у детей эмоционально- положительного отношения и интереса к процессу макетирования;
- инициирование самостоятельного выбора детьми художественных материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла в процессе изготовления макета;
- создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами техниками;
- обеспечение творческого подхода к организации и проведению интегрированной образовательной деятельности с детьми по макетированию;
- создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей с макетами;
- формирование навыков совместной игры, сотрудничества и сотворчества;
- обучение детей подбору готовых игровых предметов и предметов – заместителей во время игры с макетом;
- обучение детей придумыванию новых сюжетов на основе реалистических и фантастических событий;
- обеспечение участия семьи в процессе творческого развития детей средствами макетирования.
Организация и проведение игр с макетами осуществляется нами по определё нному алгоритму:
- игра с макетом начинается уже в процессе его создания;
- при изготовлении макета широко используем игровые приёмы и ситуации;
- подбираем предметный материал к макетам, в зависимости от уровня развития игры воспитанников. Это могут быть универсальные (условно-обобщённые) персонажи или определённой тематики либо их сочетания;
- наполняют и дополняют макет предметным материалом сами дети, а педагоги выступают в роли партнёра, предлагая те или иные сочетания игровых предметов;
- периодически по мере угасания интереса детей к ним заменяем персонажи новыми;
- для развития у дошкольников воображения и творчества в группе поместили коробку с предметами – заместителями: крышками от пластмассовых коробок и пузырьков, пластиковыми баллонами разнообразной формы, деталями различных конструкторов и мозаик, палочками, трубочками, кусками поролона, ткани, пенопласта и т. д. ;
- при необходимости воспитанникам, которым не удаётся сразу подобрать предметы – заместители вместо недостающих игрушек при обыгрывании макета, подсказываем возможные варианты замены предметов, направляя их на поиск новых оригинальных решений;
- организуем игры с макетами во второй половине дня, когда у детей больше времени для игровой деятельности.
На этапе развития и активизации игры предлагаем соединить в одном макете фигурки-персонажи с подходящим антуражем из двух-трёх разных тематических контекстов, например (макет «Богатырская застава») с животными (макет «Лес», «Скотный двор»). Такой набор, требующий выстраивания воображаемой ситуации и сюжетных событий, объединяющих разные смысловые контексты, к которым относятся персонажи, помогает расширять смысловое пространство игры. Предлагаем детям соединить макет-карту и макет-модель (например, сочетать макет-модель «лес» и ландшафтный макет, кукольный дом и дорогу и т. п.). Для игры воспитанникам предлагаем незавершённый продукт-макет (с частично оформленным воспитателем полем, требующим заполнения. Игровое пространство подобного макета даёт детям возможность упражняться в придумывании ситуаций, что положительно сказывается на развитии воображения и образного мышления, активизируя игровые действия дошкольников. В качестве одного из эффективных методических приёмов усложнения и развития игры с макетом «Сказочная поляна» используем совместное придумывание детьми рассказов и сказок, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами. Наши воспитанники уже умеют самостоятельно вводить в игру новые эпизоды, которых не было в сказке. Динамичное развитие сюжета способствует повышению взаимопонимания, и общение детей по ходу игры становится более содержательным. Также предлагаем детям и промышленно-изготовленные макеты-модели (кукольный домик, парковка) и макеты-карты (улицы и дороги города).
Таким образом, в результате совместной конструктивно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов были созданы разнообразные тематические макеты: «Лес», «Скотный двор», «Пустыня», «Северный полюс», «Богатырская застава», «Улицы нашего города», «Дерево времен года», «Поляна сказок», «Солнечная система», «Насекомые на лужайке», «Щит пожарной безопасности», «Ландшафтный макет».
Благодаря грамотной организации и руководству этой деятельностью, тесному взаимодействию с семьёй мы отмечаем положительные результаты влияния макетирования на развитие игровой деятельности детей. В повседневной жизни дошкольники стали задавать больше вопросов, касающихся предметов и явлений, не входящих в сферу их непосредственного наблюдения. Повысился познавательный интерес детей, они стали использовать в игровых сюжетах сформированные представления о природе, исторических событиях, космосе, научились самостоятельно дополнять макеты по своему желанию.
Воспитанники совместно строят и творчески развивают сюжеты игры, общаются, сочиняют, фантазируют, комбинируют разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, комментируют свои действия. В играх с макетами дети одновременно выступают в роли режиссёра, декоратора и актёра, что положительно сказывается на развитии воображения, творческого мышления, способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Наши воспитанники широко используют в играх с макетами предметы заместители, природный и подсобный материалы, игрушки собственного изготовления.
В настоящее время игра с макетами в нашей группе – одно из любимейших занятий дошкольников, объединяющих вокруг себя семью, ребёнка и детский сад.
Литература:
1. «Материалы и оборудование для детского сада»
Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова М. : ЗАО "Элти -Кудиц", 2003.
2. «Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников». - Дошкольное воспитание. - 1997. - № 2, 6.
Н. А. Короткова, И. Л. Кириллов.
3. «Управление самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей». Н. Я. Михайленко. М., 1987.