Папки-передвижки

Обобщение опыта работы «Использование сказки как средства связной речи у детей старшего возраста»

Безрукова Елена Васильевна
Обобщение опыта работы «Использование сказки как средства связной речи у детей старшего возраста»
▼ Скачать +Заказ

Введение.

Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

По данным многих исследователей: О. С. Ушаковой, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Н. Н. Поддъякова, речевому развитию в дошкольном возрасте уделяется особое внимание. В процессе работы по речевому развитию старших дошкольников особое внимание уделяется развитию у них связной речи, так как в настоящее время требования именно к данной области развития детей значительно возросли.

Публикация «Обобщение опыта работы „Использование сказки как средства связной речи у детей старшего возраста“» размещена в разделах

К началу обучения в школе ребенок должен полноценно овладеть родным языком: овладеть богатым словарным запасом языка, усвоить языковые законы и нормы, то есть овладеть грамматическим строем, а также уметь активно пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно уметь полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста, я отметила, что в развитии связной речи примерно у половины детей имеются трудности, а именно: дети не достаточно успешно справляются с заданием составить связный рассказ (по картине или без, не отмечается соблюдение трех структурных составляющих рассказа (начало, середина, конец). Предложения имеют простую структуру, иногда не имеют логической связи между собой, повторяются одни и те же слова. Рассказ не содержателен, является очень кратким.

Данные проблемы наблюдаются и при выражении своих мыслей детьми. Все дети без особого труда идут на контакт друг с другом и со взрослым, но не всегда полно и доступно выражают свои мысли. Имеются дети, которые в ряде случаев не могут закончить свою мысль вовсе, «не находят слов».

Всё это актуализирует проведение целенаправленной работы в данном направлении. Как основную тему своей деятельности я выбрала: «Использование сказки как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи:

1. Создавать условия для развития связной речи детей через разучивание сказок, составления рассказов и пересказа, словесных и дидактических игр, театрализованную деятельность;

2. Развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме;

3. Развивать творческие способности;

4. Создавать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую речевому развитию детей старшего дошкольного возраста;

5. Повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам развития познавательной и речевой активности детей.

Принципы работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

1. Принципа дифференцированного подхода. Учитываются все индивидуальные особенности ребенка и его интересы, поддерживается инициатива;

2. Принцип сотрудничества детей и взрослого;

3. Принцип психологического комфорта каждого ребенка;

4. Принцип интеграции образовательных областей;

5. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

1. Организация предметно-развивающей среды

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные сюжеты» не только во время занятий, затрагивая все образовательные области, а также и в свободной деятельности, по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Работу свою начала с наблюдения за детьми. Наблюдая за детьми в процессе игры, во время занятий, на экскурсиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать своё внимание, память, т. е. не на произвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринуждённо решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество. Опираясь на свой опыт, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи и неуверенность у детей. Страхи повышают тревожность, что и ведёт к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Исходя из вышесказанного, я построила свою работу с детьми по развитию связной речи и творческой активности. Я начала работу с построения развивающей среды. Для развития самостоятельного художественного творчества детей большое значение имеет организация среды. В группе старалась создать такие условия, чтобы дети могли реализовать свои желания, действовать, развивать фантазию, а следовательно, и речевую активность. В самостоятельной художественно-речевой деятельности используем игрушки для настольного театра (объёмные, мягкие, плоскостные, элементы декораций, пальчиковый театр, шапочки – маски, ширмы для кукольного театра, теневой театр, сборники сказок на электронных носителях, сборник классической музыки, музыки для релаксации. Но для развития творчества важна не только сама среда, но и то, как её воспринимает ребёнок, так как обучение творчеству возможно только в совместной деятельности ребёнка и взрослого и в комфортном для ребёнка состоянии.

1. Методы развития связной речи старших дошкольников через использование сказки в детском саду.

Развитие связной речи средствами художественной литературы

Речь ребенка в большинстве случаев развивается стихийно (в семье, на улице). Однако такая стихийная речь не всегда является правильной и иногда совсем не соответствует нормам речевой культуры (в речи детей можно услышать слова просторечия, жаргона или даже ругательные слова).

Научить детей красноречиво выражать свои мысли, правильно строить свои высказывания, пополнить активный словарный запас, развить эстетический вкус, воспитать правила хорошего поведения в обществе и семье поможет чтение художественно литературы.

Чтение художественной литературы помогает нам решать многие задачи речевого развития детей. Путем чтения произведений художественной литературы идет пополнение словарного запаса, усвоение грамматически правильного построения текста, воспитание культурного поведения и культуры речи (беря пример с персонажей). Путем анализа содержания и структуры произведений – формирование связной речи : умения выражать свое мнение, грамотно строить свои высказывания, использовать сложные предложения. Прослушивая и пересказывая в дальнейшем какого-либо произведения, дети учатся эмоционально окрашивать свою речь, передавая настроение рассказа (сказки, стихотворения) и отношение к его персонажам и событиям.

Конечно же, при прочтении художественной литературы детям, я придерживаюсь основных правил. Во-первых, перед прочтением произведения детям обязательно объявляется его название и автора. Во-вторых, происходит разбор непонятных слов, для того, чтобы дети четко понимали, о чем говорится в произведении, и не теряли основную мысль. В третьих, текст произведения читается с выражением, в среднем темпе, четко произнося каждое слово. После прочтения произведения, я обязательно выслушиваю мнение детей о данном произведении. При желании детей, произведение может быть прочитано повторно.

Произведения художественной литературы выбираются мной в соответствии с возрастом и интересами детей и тематикой недели. Так же, перед прочтением ребятам, я обязательно ознакомлюсь с данной книгой сама. Так как некоторые современные произведения могут иметь неприятные или даже не культурные по своему содержанию текст или иллюстрации.

Мои дети очень любят чтение сказок и рассказов перед дневным сном. Такой вид чтения не только помогает решать выше названные задачи речевого развития, но и успокаивает детей, создает благоприятную обстановку для сна и напоминает детям замечательную семейную традицию как чтение мамой сказки на ночь.

Метод пересказа в развитии связной речи.

Пересказ является первым видом рассказов, которому начинают учить детей воспитатели. Пересказ выступает как воспроизведение в выразительной устной речи прослушанного художественного произведения.

Обучение пересказу ведет к обогащению словарного запаса, формированию восприятия, внимания и памяти. При этом улучшается произношение, структура речи, усваиваются нормы построения целого текста и отдельных предложений. Использование высокохудожественных текстов классической детской литературы дает возможность эффективно осуществлять работу по формированию «чувства языка» – внимания к синтаксической, грамматической и лексической сторонам речи, умению оценить с точки зрения соответствия их языковой норме правильность высказываний.

При обучении ребенка старшего возраста я использую следующую методику : вначале я беседую с детьми по заданной теме, рассматриваем тематические картинки, загадываю загадки. А затем уже предлагаю рассказ по данной теме, который есть у того или иного автора. В старшей и подготовительной группе можно предложить два рассказа разных авторов на самостоятельный выбор детьми, при этом, поставив перед детьми задачу, объяснить свой выбор, тем самым, выполняя задачу развития связной диалогической и монологической речи, умение выражать свое мнение, четко его обосновав. Затем мы предварительно разъясняем непонятные для детей слова в тексте, для того, чтобы текст рассказа был понятен ребенку, и не терялась его основная мысль. Далее я выразительно и четко читаю сам рассказ.

После прослушивания рассказа, я задаю детям вопросы по содержанию рассказа, при чем не только те, которые устанавливают последовательность событий, но и те, которые бы показали отношение детей к героям и событиям. Например, произведение Н. Носова «Фантазеры» : «О чем мальчикам рассказал Игорь, «Как вы считаете, правильно ли он поступил и почему?», «Как отнеслись к этому главные герои?» и т. д.

Должны присутствовать и вопросы, которые направлены на то, как автор описывает события, какие слова для этого использует и как относится к тому или иному персонажу. Можно задавать детям поисковые (где? куда) и проблемные (как? зачем? почему) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.

Затем вместе с детьми мы составляем план пересказа. И несколько детей пересказывают текст самостоятельно. Короткий текст пересказывается полностью одним ребенком, длинный текст пересказывается по цепочке.

Далее все вместе мы обсуждаем услышанные пересказы, выражая свое отношение к ним и вводя дополнения.

В старшем возрасте я использую более сложные виды пересказов : пересказ повествовательных и описательных рассказов; дети из нескольких предложенных текстов выбирают один, объясняя свой выбор; придумывание по аналогии продолжение к услышанному и пересказанному короткому рассказу; драматизация детьми литературного произведения.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи

Успешно решает задачу развития связной речи дошкольников театрализованная деятельность.

В процессе театрализованной деятельности и игр-драматизаций происходит развитие речи со всех сторон : обогащение словаря образной лексикой, воспитание звуковой стороны речи (интонационной выразительности, дикции, силы голоса, обучение навыкам диалогической речи (спросить, ответить, подать реплику, выслушать). Использование пластических этюдов, развитие сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений.

В театральную деятельность дети включаются с большой охотой. Они с удовольствием вспоминают знакомые сказки, надевают костюмы, подражают речи и движениям героев. Ребята чувствуют себя раскрепощено, что, конечно же, положительно сказывается на решении задач речевого развития.

Если в среднем возрасте мы использовали театрализованный показ хорошо знакомых литературных произведений, то в старшем возрасте мы организовываем театральные постановки придуманных нами же историй или сказок. Это достаточно сложная работа, но очень интересная. Дети придумывают творческий рассказ самостоятельно или, используя предложенные картинки (дидактическая игра «Расскажи сказку», или имеющиеся театральные костюмы или персонажей пальчикового театра. При этом персонажи пальчикового театра выбираются детьми или самостоятельно, или с помощью дидактической игры «Чудесный мешочек».

Затем происходит обсуждение будущего театрального представления. Все вместе мы обсуждаем особенности персонажей сказки их поведение, их речь и возможные диалоги, костюмы, распределяем роли.

В процессе такого театрализованного представления дети более реально «вживаются» в образы своих героев. Наблюдается импровизация действий и диалогов в зависимости от ситуации.

Работа ведется подгруппами и зависит от индивидуальных особенностей, интересов и гендерных различий детей.

Воспитание сказкой

Особый интерес у меня вызывают универсальная методика работы со сказкой Ларисы Борисовны Фесюковой.

Один из приемов, способствующих активному включению детей в речевую деятельность - прием «проживания» сказки. Используя алгоритм рассуждения по сказкам, мы учим детей понимать действия персонажей, сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе рассуждений делаются выводы о поступках персонажей : что приносят поступки героя окружающим (радость, горе, прозрение); в каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель. Пытались представить себя на месте героев и проанализировать возникающие чувства.

Хороший результат в развитии связной речи старших дошкольников дает применение универсальной методики работы со сказкой Л. Б. Фесюковой, которая включает в себя решение 7 проблем:

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка. (развитие речи)

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология.

7. Сказка развивает руки.

Методика работы со сказкой Л. Б. Фесюковой размещена на сайте ДОУ https://26275.maam.ru/maps/news/619325.html

Метод дидактических игр в развитии связной речи

Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала.

Учить ребенка рассказывать необходимо живо и интересно, так лучше формируется его связная речь. Дидактические игры способствуют интенсивному совершенствованию речевой деятельности детей, в ходе игры дети более охотно и заинтересованно включаются в деятельность, раскрываются их коммуникативные способности.

В своей работе по развитию связной речи мы используем множество различных дидактических игр и пособий.

Такие дидактические игры как «Кто больше заметит небылиц?», «Что общего между…», «Теремок», «Путаница» научат ребенка объяснять, находить связи, четко и грамотно выражать свою точку зрения, разовьют его внимание и мышление.

Игры: «Где начало рассказа, «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?», «Чего на свете не бывает?», «Расскажи сказку», «Нарисуй сказку», «Невиданное животное», «А я бы…», «Составь два рассказа», «Четыре слова – уже рассказ», «Сплетем венок из предложений», «Магазин», «Найди картинке место», «Сказка наоборот», «Салат из сказок», «Ах, если бы…» направлены на формирование у детей умение определять последовательность действий, грамотно, последовательно излагать рассказ свободно или с опорой на картины, карточки, рисунки, мнемосхемы, развитие творческое воображение.

Формировать умение описывать предмет, узнавать по описанию, использовать в своей речи прилагательные, эпитеты и наречия, умение задавать вопросы помогут игры «Отгадай-ка», «Фотограф», «Как ты узнал?», «Внимание! Розыск!», «Загадай и отгадай вид спорта», «Скажи комплимент», «Да – нет», «Подбери эпитеты», «Назови по-своему».

Хотелось бы отметить, что на большинство этих игр требуется минимум затрат средств и времени, они вариативны. Например достаточно изготовить один набор карточек с различными изображениями. И вот уже готовы такие игры как «Что общего между…», «Расскажи сказку», «Магазин», «Фотограф» и т. д.

Использование кукольного театра в развитии связной речи

На этом этапе работы большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Я решила начать работу с настольного театра, здесь были использованы игрушки, плоскостные фигуры, фигуры из картона. Детям оказалось легче показывать такой театр, но почему? Потому что фигуры можно поставить, а потом говорить. Детям было сложно в речи использовать предлоги. Поэтому мы использовали игровые упражнения : «Где спрятался колобок?» (в ящик, под стол, за домик и т. д.). Вторым этапом нашей работы было использование наручного театра, мы использовали пальчиковые игры и упражнения, чтобы развивалась мелкая моторика. Когда дети научились совмещать действия пальчиками со словами. Сначала в работу включила пальчиковый театр. Детям были очень интересны пальчиковые театры, так как на их ладошке оживала сказка. Мы сразу учились подражать повадкам героя, меняли тональность голоса (мышка или медведь). Продумывали качества, поступки и характер героев. Сначала дети показывали простые движения (побежали, наклонились, повернулись, играли с детьми в игру: «Как показать здравствуйте, до свидания одним пальчиком?» Когда дети научились «владеть» пальчиками, в игру вступили перчаточные театры, где на руке можно играть сразу несколькими героями. Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.

С помощью кукольного театра мы решали следующие задачи:

• Развивать связную и диалогическую речь;

• Развивать у детей умение понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;

• Обучать детей правильному звукопроизношению;

• Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

Кукольный театр является хорошими помощниками и при пересказе детьми произведений художественной литературы, которые напоминают ребятам основные эпизоды прочитанного произведения.

В нашем детском саду созданы замечательные кукольные театры для детей, которыми мы с удовольствием пользуемся в своей работе.

Виды театров:

настольный (на cd дисках, игрушек, на картинке) помогает учить детей координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью, побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

театр на руке (пальчиковая, Биба-Бо, топотушки) развивают творческие способности; содействуют эстетическому воспитанию; развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

живой (театр масок).

2. Организация работы с родителями по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Речь ребенка, прежде всего, развивается в условиях семьи. Родители являются главным примером для детей. К сожалению, в современном мире родители уделяют мало времени речевому развитию детей, ссылаясь на занятость или незнание приемов развития связной речи. В связи с этим дети большую часть времени проводят за компьютером и телевизором, а также «впитывают в себя» далеко не всегда культурные слова, которые слышат на улице. Вследствие этого связная речь ребенка развивается недостаточно или не является грамотной и культурной.

Как уже было описано в предыдущих пунктах, в детском саду проводится большая работа по развитию связной речи дошкольников. Однако данную задачу нельзя выполнить даже на половину без участия родителей. Поэтому параллельно работе с детьми проводится и работа с их родителями по этому вопросу.

С целью выявления деятельности родителей по воспитанию и развитию связной речи своего ребенка в условиях дома и компетентности их по этому вопросу родителям была предложена анкета «Сказка в жизни каждого ребенка». Анализ результатов показал, что не все родители уделяют этому вопросу внимание. Многим семьям удобно, когда дети могут самостоятельно занять себя просмотром мультфильмов. Также не учитываю возраст ребенка при подборе книг. С целью повышения компетентности родителей по данному вопросу было проведено родительское собрание в активной форме на тему «Использование сказки как средства развития связной речи старших дошкольников», где родители узнали о значении развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и получили некоторые рекомендации по работе с детьми. Некоторые родители поделились опытом семейного воспитания культурной и грамотной речи своих детей.

Мною была подготовлена выставка кукольного театра и пособий для развития связной речи детей, которыми мы пользуемся в группе.

В уголке информации родителям была предложены консультация о значении сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, несколько простых рекомендаций и копилка дидактических игр, в которые родители могут поиграть дома без дополнительных затрат средств и времени на их изготовление. Так же по мере необходимости с родителями проводятся индивидуальные беседы по вопросам речевого развития их ребенка.

3. Диагностика. Результаты работы.

Для получения информации об уровне развития связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказку я провела обследование по методике О. С. Ушаковой.

В начале 2022 года при проведении первичного обследования были получены следующие результаты:

Высокий уровень развития связной речи – 16%;

Средний уровень – 49%;

Низкий уровень – 35%.

На завершающем этапе, при условиях проводимой работы по развитию связной речи детей, при проведении повторного обследования мы получили следующие результаты:

Высокий уровень развития связной речи – 35%;

Средний уровень – 57%;

Низкий уровень – 8%.

Исходя из полученных данных первичного и повторного диагностического обследования и моих наблюдениях за успехами детей в течение всего года, на конец учебного года мы получили неплохие результаты:

1) увеличились показатели высокого и среднего уровня развития связной речи у детей;

2) уменьшились показатели низкого уровня развития связной речи;

3) речь большинства детей стала более грамотной и культурной;

4) у большинства детей сформировалось умение составлять связные рассказы с соблюдением их структуры и использованием связных между собой сложных предложений;

5) дети с легкостью высказывают свое мнение, доступно объясняют свои желания, научились слушать и слышать сверстников;

6) у большинства детей сформировалось умение пересказывать небольшие тексты, в том числе и повествовательные;

7) наблюдается развитие творческого воображения (особенно по сравнению с началом года);

8) дети проявляют интерес к чтению художественной литературы, театральной деятельности и дидактическим играм;

9) у детей развивается самоконтроль собственной речи и самостоятельное исправление ошибок;

10) повысился интерес и компетентность родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме способствует повышению уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

В ходе работы пополнилась и развивающая предметно-пространственная среда.

Несмотря на полученные результаты, нами были выявлены и некоторые трудности:

1) развитие связной речи отдельных детей осталось на низком уровне;

2) недостаточно пополнена развивающая среда;

3) не все родители заинтересованы развитием связной речи у детей.

Перспективы работы в данном направлении:

1) продолжать работу в данном направлении;

2) больше внимания уделять индивидуальной работе с отдельными детьми;

3) пополнять развивающую среду необходимым материалом в данной области;

4) в процессе взаимодействия с семьями воспитанников чаще использовать активные формы работы (игры, использование ИКТ).

Заключение

Проведенная работа показала, что использование сказки в развитии связной речи должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.

Я рекомендую подходить к работе со сказкой не традиционно, т. к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, т. е. учить детей мыслить оригинально, не правильно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Обобщение опыта работы на тему «Использование стикеров в игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»Обобщение опыта работы на тему «Использование стикеров в игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня мне снова хочется поделиться с Вами нашей новой идеей! А что Вы вкладываете в слово «стикер»?.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи»Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи» Слайд 1 Выступление на педсовете из опыта работы "Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Использование сказки как средства связной речи у детей старшего возраста»
Опубликовано: 30 октября 2023 в 13:38
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Использование сказки как средства связной речи у детей старшего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Безрукова Елена Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД