Любовь Русын
Обобщение опыта работы «Использование малых фольклорных жанров при организации подвижных игр с детьми 3–4 лет» (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы
Основополагающими принципами моей работы являются :
развитие дошкольников будет успешным, если:
учитываются особенности психики ребенка;
учитываются общие особенности детей;
Публикация «Обобщение опыта работы „Использование малых фольклорных жанров при организации подвижных игр с детьми 3–4 лет“ (часть 3)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Я, как, воспитатель ориентируюсь на развитие личности дошкольника. У любого воспитателя особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит во время непосредственной - образовательной деятельности, нет потребности узнавать новое, - это беда для всех. Беда для педагога: очень трудно обучать того, кто не хочет учиться. Беда для родителей: если нет интереса к знаниям, пустота будет заполняться иными, далеко не всегда безобидными интересами. И самое главное, это беда для ребенка: ему не только скучно, но и трудно, а отсюда сложные отношения с воспитателем, с родителями, со сверстниками, да и с самим собой. Невозможно сохранить уверенность в себе, самоуважение, если все вокруг к чему-то стремятся, чему-то радуются, а он один не понимает ни стремлений, ни достижений товарищей, ни того, чего от него ждут окружающие.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, я должна помнить, что основной метод развития - проблемно - поисковый, а главная форма организации – игра, в которой дети по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я, как воспитатель, воздействую на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.
Подвижные игры стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Одним из ведущих видов деятельности ребенка дошкольного возраста является подвижная игра, которая создает у ребенка положительный настрой, вводит ребенка в мир знаний. В игре ребенок живет действиями и чувствами. Дети не играют молча. Речевое общение в процессе игры играет огромную роль. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга.
Игра требует серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности, поэтому я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать подвижную игру с использованием м ж ф.
В детских садах, очень важная проблема для воспитателей и детей, куда расходовать их неуемную энергию, желание двигаться, получать впечатления. Подвижные игры в детском саду, это наилучшее решение этой проблемы. Правильно подобранные методики способствуют физическому развитию ребенка, его интеллекту, умению общаться со сверстниками, становиться лидером и умению подчинять свои желания общим нуждам. Именно в процессе игры ребенок познает, как следует вести себя в обществе, дружить, прощать и уступать. Педагогическое руководство во время детских игр состоит в том, чтобы наблюдать, стимулировать интерес, выделять важные факторы в поведении и развитии ребенка.
Ребенок учится жить, лучше всего это у него получается во время игры. Ловкими, быстрыми и сильными люди не рождаются, эти качества требуют усиленной работы со стороны нас, взрослых.
Активная физическая деятельность, заключенная в игровые рамки, развивает в ребенке массу положительных качеств, таких как сообразительность и ловкость. О веселье и детском задоре, присутствующих при их проведении, говорить излишне.
Детки уже подросли, они научились коллективному общению, и работа с детьми ведется не индивидуально, а в составе полной группы. Подвижные игры для детей в детском саду становятся больше приближенными к реальным жизненным ситуациям. Ребенок начинает приобретать знания, учится запоминать и следовать правилам игры. Нередко несколько игр направлены на достижение одного и того же результата – умения мыслить, планировать свои действия, выстраивать стратегию игры и поведения в ней
Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
Неоценима роль подвижных игр и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи.
Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. Подвижные игры можно разделить на три условные категории:
способствующие развитию фонематического восприятия;
направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;
для активизации словарного запаса.
Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр – заинтересованность в них самих детей, поэтому все игры должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо. Подвижные игры развивают речевую активность детей.
Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.
Классификация подвижных игр :
1. Игры с разнообразными движениями и пением: «Ровным кругом», «Карусель», «Курочка и цыплята», «Где же наши ручки»;
2. Игры с бегом: «Найди себе пару», «Поймай ленту», «Солнышко и дождик»; «Кот и мыши»;
3. Игры с прыжками: «Кролики», «Мой веселый, звонкий мяч», «Через ручеек»;
4. Игры с подлезанием и лазанием: «Лиса в курятнике», «Медведи и пчелы», «Обезьянки»;
5. Игры с метанием и ловлей: «Мяч в корзину», «За мячом», «Подбрось – поймай»;
6. Игры на ориентировку в пространстве: «Перелет птиц», «Цветные автомобили», «Найди свой домик»;
7. Хороводные игры: «Мышеловка».
В своей работе я приобщаю детей к фольклору, так как – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Я заметила, что фольклор увлекает детей, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет жизнерадостное восприятие окружающего, помогает понять, что хорошо и что плохо красиво и что некрасиво.
Осознавая, что в раннем возрасте ребенок обладает особой благодатной восприимчивостью и у него формируется мышление и воображение, развивается речь, появляются некоторые обобщенные представления о предметах и явлениях, я обращаю внимание на устное народное творчество, при помощи которого происходит ознакомление с окружающим миром.
Главное в работе с детьми, чтобы фольклорный материал был доступным, понятным и интересным.
Работа с родителями :
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Но и роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Благодаря особому, семейному эмоциональному