Кузьмина Татьяна Сергеевна
Обобщение опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом -
Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся -
Тем полезней ему будет в жизни потом!
Дети в наше время рано сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родными в магазин, участвуют в покупках и других финансово-экономических операциях, познавая таким образом экономикой и информацией на житейском уровне.
Публикация «Обобщение опыта работы „Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
«Деньги», «богатство», «бедность», «реклама», «кредит», «долги» и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, обозначающий такие этические ценности, как честность, доброта, трудолюбие.
Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться во взаимосвязи с родителями дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт. На родителях лежит ответственность изначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи, и актуализировать такие вопросы, как:
• Кто и как зарабатывает деньги в семье.
• Как формируется семейный бюджет.
• Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
•Как научиться экономить деньги.
У воспитателей главная задача привлечь родителей к плодотворному взаимодействию, как помощников для изучения ребенком основ финансовой грамотности. Воспитателю необходимо объяснить родителям необходимость регулярно обсуждать с детьми финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам и ко всем вещам, которые создаются людьми. Недопустимо, чтобы у детей складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять.
Ребенок должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр., как копить и экономить. Чтобы получить положительный результат, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам. Контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить общий подход, а также обеспечить поэтапное изучение основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
Изучая эту тему, мне понравилась программа А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику». Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В наше время современные дети растут потребителями во всех сферах жизнедеятельности, поэтому в экономическом воспитании детей перед собой я поставила такую проблему:«Научить детей понимать и ценить окружающий предметный мир, уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги, правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности».
Цель моей работы :Сформировать у детей представлений о финансовой грамотности,воспитатьнравственно-экономические качестваи ценности, ориентированные на рациональное поведениев финансовой сфере.
Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:
• познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, зарплата, доход, расходы.).
• формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки; развивать умение правильно обращаться с деньгами, разумно подходить к своим желаниям, сопоставлять их с возможностями бюджета семьи;
• формировать у детей представления о рекламе, ее назначении;
• воспитывать уважение к труду, людям труда, бережливое отношение ко всем видам собственности;
Проект реализуется в течение 2 лет: старшая и подготовительная группа.
В сентябре 2021года провела диагностику в старшей группе, участвовало 20 человек. В результате выяснила, что у старших дошкольников экономические знания недостаточно высокие. Всего 2ч. (10%) детей отнесены к высокому уровню; у ч. 8(40%) детей показатели были средними; у 10ч. (50%) детей – низкий.
Идея эксперимента состоит в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в ДОУ. Материал распределила на 8 блоков по месяцам: октябрь «Труд», ноябрь «Товар», декабрь «Деньги», январь «Семейный бюджет», февраль «Потребности», март «Магазины и покупки», апрель «Бережливость и покупки», май «Реклама». Весь материал тесно взаимосвязан между собой, темы из одного блока плавно перетекают в другой.
Для начала проинформировала родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду. Большинство родителей не понимают, что приобщение ребенка к экономике, это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе. В помощь родителям в экономическом воспитании разместила консультации: «Дети и деньги», «Полезные привычки в быту», «Трудовое воспитание в семье», «Идем с ребёнком в магазин».
Начала работу с создания предметной развивающей среды и подготовки методического обеспечения. В группе был создан центр «Экономическая азбука», в котором расположены дидактические и настольно-печатные игры «Кто что делает?», «Кто трудится, кто играет?», «Разложи товар», «Кому что нужно для работы», «Лото», «Хочу и надо»; расширили сюжетно-ролевые игры атрибутами: магазин дополнили вязанными фруктами, тортами, сделали макет банкомата, сшили специальную одежду к разным профессиям (парикмахеру, врачу, продавцу).
Далее я представлю работу по блокам :
1 блок «Труд»
Расширять у детей представления о труде, о необходимости домашнего труда, о важности его распределения между всеми членами семьи познакомить с понятиями «результат (продукт) труда», «товар, услуга». Продолжать знакомить с профессиями взрослых, воспитывать уважение к труду собственному, родителей, вообще любому труду.
Начала работу по этому блоку с бесед «Труд и профессии», «Домашний труд», «Для чего родители ходят на работу», «Моя любимая профессия», «Сколько заработал, столько и купил», дети понимали, что товары, это продукт труда человека, учились ценить свой и чужой труд, беречь его результаты, что у каждого человека должно быть интересное дело, «профессия» - это трудовая деятельность, с помощью которой он зарабатывает на жизнь.
В работе использовала презентации «Профессии», мультфильмы «Уроки тетушки Совы», «Работа и зарплата», составляли рассказы о профессиях по схеме. На примере сказок «Жадная старуха», К. Д. Ушинского «Два плуга», Н. Харитонова «Выбор за тобой», сказки «Домашнее хозяйство», «По щучьему велению», «Морозко», «Федорино горе», «Лисичка со скалочкой», познакомились с «экономическими» качествами: трудолюбие, смекалка, щедрость, жадность, лень, экономность, предприимчивость, практичность и др.
Так же применялись: Дидактическая игра «Выбор профессии», Д/и «Найди ошибки», ИКТ-игры «Кому нужны эти предметы», Картинки-путаницы, Обсуждение пословиц и поговорок о труде: Дело мастера боится, каков мастер, такова и работа, сделал дело-гуляй смело. Изобразительная деятельность: Лепка по мотивам дымковской игрушки «Лошадки»,Конструктивная деятельность «Конструирование из лего «Мебель»Сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Кафе», «Водители», «Ярмарка мастеров.
2 блок «Товар»
Познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «цена», «покупка», «продажа»;научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара; объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;объяснить, от чего зависит цена товара; научить детей сравнивать и анализировать цены на товар; воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к
нему надо относиться бережно. Рассказ воспитателя «Что такое «товар», «услуга»?», «Что такое цена?», Решение экономических задач- учить детей считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность. Игра моделирование «Откуда хлеб пришел?», «Как появляется книга», «Как строят дом», Игра-занятие «Как появляется тетрадь?», Экспериментирование «Изготовление бумаги», творческая мастерская «Подарок для друга», Сюжетно-ролевые игры «Ярмарка», «Семья в магазине», «Город мастеров», Лото «Бартер», Дидактическая игра «Товар или услуга», Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» «Ценные вещи». Предметные картинки: продукты, одежда, дом, мебель, обувь, книги, игрушки, бытовая техника. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Ярмарка», «Семья в магазине», «Город мастеров». Дидактические или ИКТ-игры «Товар или услуга», «Дороже-дешевле»
3 блок «Деньги»
Познакомить детей с видами денежных знаков, формировать представления о понятиях: деньги, купюры, монеты, обмен, обучать детей пользоваться деньгами, разумно относиться к расходованию денег. Рассказ воспитателя «Что такое деньги?», «Как появились деньги». Познакомились с понятием «деньги» через просмотры презентаций «История денег», «Деньги разных стран», ознакомились, из какого материала изготовлены деньги: купюры и монеты. В играх «Доходы семьи Экономистов», «Какие бывают доходы и расходы» я познакомила детей с понятиями : бюджет, доход, расход, из чего складывается семейный бюджет. Беседы «Как правильно тратить деньги?», «Труд и зарплата», «Деньги фальшивые и настоящие». Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы» серии «Что такое деньги», «Работа и зарплата». Составление коллекции денежных знаков. В игре-занятии «Дом, в котором «живут» деньги?» дети познакомились с понятием «банк». Почему это удобно и выгодно, когда деньги хранят в банке. При проведении сюжетно-ролевых игр «Семья», «Супермаркет», «Покупки», пользуются «деньгами» или банковскими картами. После ознакомления с этим блоком дети усвоили основные экономические понятия: товары, услуги, продажа, цена, деньги. Так же работали с пословицами и поговорками: По работе и деньги. Денежки труд любят. Копейка рубль бережет. Использовалаинтерактивное чтение сказки «Приключение монетки».
4 блок «Семейный бюджет»
Формировать представления о семейном бюджете, о его составляющих,о понятиях «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия», «потребности». Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами. Рассказ воспитателя «Семейный бюджет, Доходы, Расходы».Просмотр мультфильма «Азбука денег с тетушкой Совой. Семейный бюджет», Беседа «Доходы и расходы вашей семьи». Чтение сказки «Хранители бюджета». Игра с мячом. «Доход или расход?» Составление модели «Семейный бюджет». Составление рассказов на темы: «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин», Игра-ситуация «Папа и мама получили зарплату. Распределение дохода». Решение арифметических задач «Выбор подарка», «Мяч», «В магазин за продуктами». Поделка из бросового материала (пластиковая бутылка) «Копилка». Рисование «Моя семья».
5 блок «Потребности»
Формировать у детей общее представление о потребностях и возможностях их удовлетворения, о понятиях «потребности», «жизненно важные потребности», желания, «возможности», формировать умение группировать потребности на желания и жизненно важные потребности Рассказ воспитателя «Что необходимо человеку? Потребности семьи». Дидактические игры «Шкатулка с желаниями», «Что нужно доктору?», «Что важнее?», «Кому что подарим». Создание модели «Потребности человека». Сюжетно-ролевые игры «Семья на отдыхе», «Овощной магазин», «Поликлиника», «Салон красоты». Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы. Потребности и возможности»,мультфильм «Ох и Ах идут в поход». Беседа по сказкам «Потребности сказочных персонажей» : В. Катаев «Цветик-семицветик», «Как коза избушку построила» Чтение К. И. Чуковский «Телефон» и многое другое.
6 блок «Магазины и покупки»
Расширять и уточнять представления об устройстве и разнообразии магазинов, о профессиях работников магазина, воспитывать навыки культуры поведения в общественных местах. Рассказ воспитателя «Места торговли: магазин, супермаркет, рынок, ярмарка», «Цена, ценник, товар», Беседа «Кто работает в магазине?» - расширять и уточнять представления о профессиях работников магазина. Ситуативный разговор «Идем за покупками. Как правильно выбирать товары в магазине», Чтение и обсуждение сказки «Мишин магазин», Составление модели «Семейные покупки», Составление рассказа на тему «Как мы ходили в магазин», Сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Семья», «Кафе», Дидактические игры «Что где продается?», «Лучший товар (Что купят)», «Что и когда лучше продать?»-формировать представления о разнообразии магазинов, «Разложите товар» - учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов, Изобразительная деятельность: рисование «Продуктовый магазин», «Наши покупки», «Магазин игрушек».
7 блок «Бережливость»
Заложить основы полезных экономических навыков и привычек в быту у детей. Рассказ воспитателя «Полезные экономические привычки», «Сохранить и приумножить. Вклады и сбережения», Беседа «Как экономить ресурсы (электроэнергия, вода, тепло)»Дидактическая игра «Хорошо — плохо», Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка», Рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка».Организация работы с детьми в «Мастерской по ремонту книг». Обсуждение пословиц «Бережливость — не скупость». Составление рассказа на тему: «Я уважаю чужой труд», «Что значит быть бережливым?» Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Банк», Творческая мастерская «Поделки из бросового материала».
8 блок «Реклама»
Основная задача работы по блоку – формировать представления о понятиях «реклама», «рекламировать», о том, для чего она нужна реклама и о ее недостатках. Учить детей правильно воспринимать рекламу. Знакомство с рекламой проводила с рассматривания разнообразных буклетов, газет, чтения текстов рекламы, просмотра мультфильма «Как старик корову продавал». Рассказ воспитателя «Что такое реклама?», «Кто создает рекламу?»,Беседа «Реклама в сказке», «Почему нельзя верить рекламе». В беседе «Как можно узнать о товаре» раскрывали важность рекламы. Чтение и обсуждение сказки С Михалкова «Как старик крову продавал». Составление рассказов на темы: «Какая реклама для детей по телевизору мне нравится и почему». Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи». «Рекламное агентство». Рисование на тему «Моя любимая реклама». Самостоятельная деятельность детей в центрах активности:Работа в книжном уголке : просмотр альбомов «Реклама для детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине».Конкурс на лучшую рекламу игрушки (книги) «Я рекламирую…».В конце данного блока подошли к выводу, что реклама – это красочное представление товара.
В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки и закреплять их повседневно. Для этого выработали правила группы : соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают для игр и труда, не тратить ничего зря, уходя надолго из помещения или если светло днем в группе, надо всегда выключать свет. Выключать – значит, экономить.
Подводя итоги диагностики на конец первого года реализации проекта, прослеживается положительная динамика сформированности экономического мышления.
Данные указывают на то, что после целенаправленной работы возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню. Теперь10ч. (50%) детей отнесены к высокому уровню; у 6ч. (30%) детей - средний; у только 4ч. (20%) детей – низкий.
Разработка тематического планирования, методических материалов, использованиеинновационных технологий, сценариев, дающие знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем, позволили повысить уровень финансовой грамотности детей старшего возраста.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод:
создание условий и практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно повлияли на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволила активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.
Подводя итог работы первого года можно сделать вывод, что создание условий и игровая (практическая) деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников. Работа с детьми по данному проекту продолжается.