Оксана Кашицева
Использование графического моделирования в качестве дидактического материала по развитию памяти
▼ Скачать + Заказать документы
Использование графического моделирования качестве дидактического материала по развитию памяти на занятиях по разделу «Ребенок и окружающий мир» [/u
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Игры на развитие памяти и внимания
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает образовательную деятельность воспитателя со всеми тремя компонентами познавательной сферы детей, которая осуществляется на занятиях по разделу «Формирование целостной картины мира».
В этом разделе основная задача - сформировать у детей целостное вос-притие и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также дать представление о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в социуме, приобщая ребенка к приобретению начального опыта общечеловеческих ценностей. Ознакомление с окружающим будет обеспечивать существенное развитие умственного воспитания детей лишь в том случае, когда им будут даваться не отдельные знания о предмете или явлении, а определенная целостная система знаний, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области.
На основе данной особенности дошкольников основан метод графического моделирования, являющийся наиболее эффективным при ознакомлении с окружающим миром детей с нарушениями речи.
Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.
Как известно, модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемого материала.
Под наглядным моделированием понимается система действий по построе-нию, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели, элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы.
В педагогике и психологии выявлены возможности успешного применения наглядного моделирования в обучении детей дошкольного возраста и развитии их мышления.
Графическое моделирование основано на принципе замещения реальных объектов схематическими изображениями, знаками. Исследования Николаевой С. Н., Кондратьевой Н. Н. и других ученых доказывают целесообразность использования моделей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, так как у детей дошкольного возраста преобладает образное мышление, а вос-приятие слова, если оно не сопровождается изображением, затруднено. По-этому графические модели помогают лучше, чем другие средства наглядности, выделить, обобщить, систематизировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности.
С помощью различных вариантов моделей у детей с нарушением речи развивается способность к пространственному мышлению, воображению, дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать; у них совершенствуется память, наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность ребенка, помогает педагогу отслеживать уровень и качество усвоения программного материала.
Таким образом, метод графического моделирования является мотивационной и стимулирующей предпосылкой для познавательной и речевой активности детей с особенностями речевого развития.
Опираясь на исследования Л. Венгер, А. Горячева, в своей работе мы использовали следующую последовательность обучения детей моделированию :
1. Отработка действий замещения как в направлении овладения диапазоном использования заместителей, так и в направлении постепенного усвоения их условного значения, перехода от предметов-заместителей к знакам, условно обозначающим предмет.
2. Построение и использование моделей пошаговых действий. Примерами таких моделей является последовательность одевания, умывания, сервировки стола, различных трудовых процессов. Работая с данной моделью, дети учатся описывать порядок действий для достижения заданной цели, выполнять изображенную последовательность действий, описывать свои действия, расставлять события в правильной последовательности и находить ошибки в неправильной последовательности действий.
3. Построение и использование мнемотаблиц. В основном мнемотаблицы выполняют обучающую функцию. В основе мнемотехники лежит умение обозначать символами реальные образы, отражая общие признаки объекта (Т. Большева). Мнемотаблицы – графическая аналогия, модель. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачу, направленную на перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.
4. Создание моделей по собственному замыслу (модели отношений сходства и различия между понятиями, образами, объектами и явлениями).
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.
Актуализацию усвоенных навыков метода моделирования мы осуществляли по следующим направлениям:
1) детям предлагали описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
2) организовывали сравнение двух объектов между собой, учили выделять признаки различия и сходства, одновременно давали задание последовательно отбирать и выкладывать на панно схемы - модели, замещающие эти признаки;
3) постепенно увеличивали количество сравниваемых объектов до трех-четырех;
4) обучали детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков;
5) руководили самостоятельным созданием моделей элементарных понятий, та-ких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.
В дошкольном возрасте для ознакомления с окружающим миром детей использовали разные виды моделей.
1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы или конструкции.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета мы использовали при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности части растений – листьев, стеблей и т. д. (Данные разработаны Н. И. Ветровой.)
3. Графические модели (графики, схемы, таблицы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации признаков времени года и так далее. Например, при формировании понятия «дикие животные» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма и части тела, покров тела, особенности питания, способ защиты, в котором появляется приспособленность животного к самозащите в условиях дикой природы.
Особое место в работе с детьми с нарушением речи занимает использование в качестве дидактического материала мнемодорожек и мнемотаблиц.
Работа с мнемодорожками осуществлялась поэтапно. На первом этапе мы с детьми рассматривали мнемодорожки и анализировали изображенные на ней символы и картинки. Затем мы предлагали детям рассказать, что обозначает заданный символ. Таким способом дети перекодировали информацию, т. е. преобразовывали абстрактные символы в реальные образы. При этом основную роль брал на себя педагог, который показывал и подводил детей до осознания того содержания, которое он закодировал в графической модели.
Следующим шагом после перекодирования было закрепление материала с опорой на символы (образы, т. е. воспроизведение закодированной информации со зрительной опорой на графическую модель. Усвоив принцип предлагаемой наглядности, дети постепенно стали использовать ее для активизации и оречевления полученных знаний; воспринимать и дифференцировать контурные, схематичные изображения.
Так, например, детям предлагалось рассказать о сезонном изменении цве-та шубки белки, для этого с помощью воспитателя дошкольники кодировали абстрактные временные признаки (лето, зима) в символы - «солнце-это будет обозначать лето, а снежинки - зиму», - давалось задание: «Рассказать по схеме».
При усвоении умений и навыков поэтапного использования графической модели, мы предлагали детям выполнить графическую зарисовку мнемодорожки (с предоставлением необходимой помощи со стороны взросло-го).
Например, следующим образом выглядит мнемодорожка «Причины отлета птиц осенью в теплые края»
На начальных этапах при использовании мнемодорожек детям, имеющими нарушения речи, мы предлагали цветные картинки, что облегчало запоминание ими образов, предметов, характерных признаков (например, лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое) и другие образы).
Далее в работе мы перешли на более сложный уровень - обучение детей называть и признаки, и действия, и качества предметов. При использовании большого количества символов (схематических изображений) мнемодорожка становилась очень нагруженной, длинной. В связи с этим, мы на занятиях стали использовать новый вид моделирования - мнемотаблицу. Научившись оперировать и использовать в своей познавательной деятельности мнемодорожки, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы.
Осуществляя образовательную деятельность с детьми, имеющими нарушения речи, с использованием метода графического моделирования, в частности, мнемотехники, мы отмечаем, что дети с интересом воспринимают предлагаемую информацию о предметах и явлениях окружающего мира, осознанно, относительно самостоятельно устанавливают причинно – следственные связи, наблюдается более продуктивное протекание процессов запоминания. При развитии познавательной активности ребенка посредством использования метода графического моделирования также активизируются речевые умения и навыки. С помощью моделей дети овладевают более точной тематической лексикой, как его количественными, так и качественными характеристиками. Высказывания ребенка с нарушением речи становятся развернутыми, грамматически правильно оформленными.