Папки-передвижки

Обобщение опыта «Процесс формирования речевой деятельности у детей с ДЦП под влиянием коррекционно-логопедической рабогты»

Евгений
Обобщение опыта «Процесс формирования речевой деятельности у детей с ДЦП под влиянием коррекционно-логопедической рабогты»
▼ Скачать + Заказать документы

2. Условия возникновения и становления опыта.

В сложной структуре нарушений у детей с церебральным параличом значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80%. Изучению речевых нарушений при ДЦП посвящено много специальных исследований (Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, И. А. Панченко, Е. Ф. Ар-хипова и др.) .

Публикация «Обобщение опыта „Процесс формирования речевой деятельности у детей с ДЦП под влиянием коррекционно-логопедической рабогты“» размещена в разделах

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. Отставание в развитии речи при ДЦП связано также с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов. Больные дети имеют сравнительно небольшой жизненный опыт, общаются с весьма небольшим кругом людей, как сверстников, так и взрослых. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания. Часто родители чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, предупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом у ребенка не формируется потребность в речевом общении, которая является важной предпосылкой развития речи. Отрицательно сказываются на развитии речи, особенно в первые годы жизни, длительное пребывание в различных лечебных учреждениях, а также отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, нередко возникающие у больных детей при отрыве от матери и изменении привычного образа жизни в случае помещения в больницу.

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология, ограничивающая возможности передвижения и познания окружающего мира. Отмечается клиническая и патогенетическая общность между речевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным параличом. Длительное сохранение патологических тонических рефлексов оказывает отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Выраженность тонических рефлексов, Повышает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. Подобные нарушения артикуляционной моторики задерживают формирование голосовой активности и нарушают звукопроизносительную сторону речи. В связи с недостаточностью кинестетического восприятия ребенок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение органов артикуляции и конечностей. Отмечается определенная зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности.

Более позднее становление речевой функции обусловлено задержкой развития мозга: «молодые» участки коры у детей с церебральным параличом завершают свое формирование в более поздние сроки. При ДЦП не только замедляется, но и патологически искажается процесс формирования речи. Задержка речевого развития отмечается уже с доречевого периода.

Таким образом можно говорить о том, что при коррекции речи у детей с ДЦП внимание уделяется в большей степени артикуляционному аппарату. В частности, его подвижности. Именно это является основным направлением начального этапа работы над речью.

3. Актуальность и перспектива опыта.

Наиболее изученным видом нарушений двигательной активности является детский церебральный паралич (ДЦП). Это патология, которая имеет различную этиологию. Примерно 25% случаев ДПЦ сопровождается умственной отсталостью, поскольку двигательная сфера напрямую связана с нервно-психическими функциями. Недостаточно развиты и представления о структуре и форме собственного тела. Для подростков с нарушениями двигательной функции характерны также нарушения формирования эмоционально-волевой сферы и поведения, которые особенно выражены при гиперкинетической и атонически-астатической формах нарушений. Существенно нарушаются у детей с ДЦП и языковые речевые и речевые средства, в частности, наблюдаются проблемы с пересказом текстов, связной речью. Поэтому особую значимость приобретает работа по активному развитию речи, диагностике нарушений.

У детей с ДЦП наблюдается системное недоразвитие языковых и речевых средств, что существенно затрудняет овладение речь. Именно поэтому необходимо осуществлять своевременную диагностику и коррекцию.

4. Ведущая педагогическая идея.

При устранении нарушений речи у школьников с ДЦП необходимо учитывать структуру дефекта, особенности высшей нервной и познавательной деятельности. Преодолевая нарушения речи у этих детей необходимо развивать различные психические процессы.

5. Теоретическая база опыта.

В основе опыта лежат, во-первых, общие дидактические принципы: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. Во-вторых, основные принципы специальной педагогики: коррекционной направленности обучения, развивающей направленности обучения, постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому, онтогенетический принцип, который предполагает учет последовательности формирования пространственного восприятия, фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, ритмико-слоговую структуру речи и связную речь.

Помимо дидактики и теории обучения использовались работы Коваленко О. М., Смирновой Л. И, Якубинского Л. П., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. Планы-конспекты логопедических занятий для детей представлены в пособии Шаховской С. Н.

6. Новизна опыта.

Новизна моего педагогического опыта заключается в создании системы по преодолению речевых нарушений у школьников с ДЦП.

Система подразумевает диагностику, планирование, профилактическую и коррекционную работу с учетом структуры дефекта.

7. Технология опыта.

Нарушения речи у школьников с ДЦП не может быть преодолена без специально организованных занятий. Мой опыт обучения таких детей показывает, что большинство из них обладает достаточным потенциалом. и в результате правильно организованного коррекционного воздействия устныя речь улучшается

Для организации коррекционного воздействия и профилактики нарушений речи провожу диагностику двигательной сферы, мелкой ручной моторики, речевого дыхания, развитие голоса, мимики и артикуляции, развития пространственных представлений, фонематического слуха, ритмической стороны речи (см. Приложение №1).

В основу материалов диагностики легло обследование нарушений речи у детей с речевыми нарушениями, разработанное Смирновой Л. И На основе проведенной диагностики строю профиль структуры нарушений, который помогает наметить основные направления работы и предпринять профилактические меры к первоклассникам с ДЦП. В логопедические занятий с первоклассниками ввожу упражнения на развитие мелкой моторики рук, речевого дыхания, развитие голоса, мимики и артикуляции, развития пространственных представлений, фонематического слуха, ритмической стороны речи. По результатам диагностики провожу индивидуальные занятия со школьниками, имеющими ДЦП.

Мною составлен и апробирован перспективный план работы по преодолению нарушений речи у школьников с ДЦП (см. Приложение №2).

Коррекционная работа включает в себя следующие направления:

1. Формирование правильного звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков

2. Развитие речевого дыхания

3. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза

4. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря

5. Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания

6. Формирование связной речи

7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок

8. Развитие мелкой моторики

1. Двигательная сфера. Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

• Самомассажа рук.

• Шнуровка, нанизывание бусинок

• Обводка

• Застёгивание и расстегивание пуговиц

• Конструкторы, игры с пазлами

• Игры с пальчиками

2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания. (по методике Коноваленко В. В.)

• Вдох и выдох через нос.

• Вдох и выдох через рот.

• Вдох через рот — выдох через нос.

• Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце.

• Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.

• Вдох через нос, выдох через рот толчками равными порциями.

3. Мимические и артикуляционные упражнения.

• Упражнения для губ;

• Упражнение для языка;

• Для всего артикуляционного аппарата.

4. Развитие зрительного восприятия, протранственных представлений.

• Ориентировка в собственном теле.

• Уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве.

5. Коррекция фонематического слуха:

1. Формирование предпосылок развития фонематического восприятия:

a) обучение узнаванию неречевых звуков параллельно с формированием слуховой памяти и слухового внимания;

b) обучение ребенка различению высоты, силы, тембра голоса при помощи игр и упражнений, содержащих одинаковые звуки, сочетания фраз, отдельных слов.

2. Различение близких по звуковому составу слов;

3. Дифференциация слогов;

4. Различение фонем (звуков, понятие о гласных и согласных;

5. Развитие навыков простого звукового анализа: разделение слов на слоги, выделение ударного слога, анализ гласных звуков, затем согласных.

8 Результаты исследования.

По результатам исследования можно говорить о том, что у детей с ДЦП имеющего речевые нарушения наблюдались подвижки в виде улучшения подвижности речевого аппарата, а также возможности звукоподражания животным.

Данный опыт работы дает положительные результаты и при работе с учащимися начального и среднего звена.

Помимо улучшения речи данный опыт принес и другие положительные результаты:

• Улучшение координации

• Пополнение словарного запаса

• Развитие фонематического слуха

• Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

9. Адресная направленность.

Опыт работы может быть использован логопедами коррекционных школ, школьных логопунктов, классов выравнивания, а также студентами дефектологами.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Речевой куб» для логопедической группы детей с ТНРДидактическое пособие «Речевой куб» для логопедической группы детей с ТНР Дидактическое пособие «Речевой куб» Разработано воспитателем логопедической группы для детей с ТНР Курныкиной Т. В. г. Челябинск 2022г.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Процесс формирования речевой деятельности у детей с ДЦП под влиянием коррекционно-логопедической рабогты»
Опубликовано: 19 июля 2022 в 19:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта «Процесс формирования речевой деятельности у детей с ДЦП под влиянием коррекционно-логопедической рабогты»» (включая файлы) размещена пользователем Евгений (УИ 1597199) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД