Елена Владимировна Пироговa
Игровые коммуникативные ситуации, способствующие речевой активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребёнок играет не только игрушками, он играет словами, ситуациями, событиями, он играет со всем миром. Если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать: что такое произошло с ребёнком, здоров ли он?»
На современном этапе в педагогической науке и практике активно идут поиски путей совершенствования обучения речи детей дошкольного возраста. Опросы детей показывают, что речевые упражнения, игры, занятия с детьми чаще всего, к сожалению, не являются любимыми у детей дошкольного возраста. Современные дошкольники предпочитают речевому общению другие виды деятельности – компьютерные игры, изобразительную деятельность, настольные игры. Большинство современных детей равнодушно относятся к занятиям по развитию речи в детском саду, по разному это объясняя («я люблю что-то делать руками, а на занятии по развитию речи надо долго сидеть» или «там скучно, а я люблю когда весело»). Можно по разному относиться к высказываниям детей, но не учитывать такую ситуацию нельзя, так как мы, педагоги-дошкольники, самые первые видим проблемы в речевом развитии детей :
Публикация «Игровые коммуникативные ситуации, способствующие речевой активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- нарушение звукопроизношения;
- несформированность фонематического слуха (что в дальнейшем приводит к трудностям в формировании письменной речи);
- фразовая речь ребёнка состоит из простых предложений;
- словарный запас находится на уровне повседневной бытовой ситуации (дети не знают обобщающих понятий, родственных слов и т д);
- пересказ доступен детям только при помощи наводящих вопросов;
- ребёнок не может запомнить предложение из 5-6 слов;
- дети не могут рассказывать, сочинять, описывать.
Главная речевая проблема у детей дошкольного возраста – несформированность навыков и умений эффективного игрового общения, неумение устанавливать эмоциональные, личностные контакты между сверстниками и взрослыми.
Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении речи детей дошкольного возраста игровых коммуникативных ситуаций. Любая игровая коммуникативная ситуация включает в себя несколько компонентов:
- место речевого общения (официальность или неофициальность общения, привычность или новизна места общения, реальное или сказочное место, где происходит общение: во дворе, в деревне, в сказочном лесу, в телестудии и т д);
- адресат речи (человек или сказочный герой, животное и т д);
- цель коммуникации (речевая задача, которую надо решить – проинформировать, утешить, порадовать, помочь и т д);
- предмет коммуникации (тема);
- система речевых средств (зависит от всех предыдущих компонентов).
Если коммуникативная игровая ситуация интересна ребёнку, принимается им, то это ведёт к значительному повышению уровня не только речевой активности, но и к улучшению качества речевых высказываний дошкольников и повышению эффективности обучения речи.
Для сравнения приведу пример занятия по развитию речи в старшей группе. Тема занятия: Составление рассказа о перелётных птицах. После беседы и рассматривания картинок можно дать задание детям придумать рассказ о перелётной птице, а можно предложить детям игровую коммуникативную ситуацию «Репортёры идут в парк».
(просмотр видеоролика «Репортёры идут в парк» - фрагмент занятия)
Здесь присутствует новизна места общения (не групповая комната, а импровизированный парк, необычный адресат (обращение к птице, рассказ ребёнка от лица самой птицы, цель данной коммуникации – взять интервью для телепередачи.
Как мы видим, когда у ребёнка появляется смысл речевого действия и уходит ситуация «говорения ради говорения», то происходят качественные изменения в речи детей : усложняется синтаксический строй речи, увеличивается объём рассказа, появляется интерес к рассказыванию.
Очень часто в практике детских садов встречаются случаи, когда одни и те же игровые ситуации используются в обучении речи детей во всех возрастных группах. Однако, это необоснованно. Многим детям старшего дошкольного возраста становится просто неинтересна повторяющаяся из раза в раз ситуация появления сказочного героя, получения волшебной посылки. Вы сами, наверное, не раз слышали недовольные возгласы своих детей : «Опять эта гостья пришла, надоела уже…». Поэтому важно соблюдать целенаправленную последовательность в использовании разных видов игровых коммуникативных ситуаций и применять их с учётом возрастных особенностей и интересов детей. Если на начальном этапе обучения речи наиболее результативны сказочные игровые ситуации, то в дальнейшем, начиная со старшей группы, более значимыми должны стать жизненные игровые коммуникативные ситуации :
- игра в писателей-сказочников;
- составление загадок-сюрпризов для мам;
- сочинение рассказов в букварь для первоклассников;
- составление книги небылиц для младшей группы;
- составление письма о родном городе своим сверстникам, живущим в другом городе, стране;
- съёмка телепередачи с определённой целью.
Если в младшем дошкольном возрасте ребёнок обращается обычно к одному лицу, сказочному герою, помогая решить проблему, то в старшем дошкольном возрасте ребёнок становится способным к публичной речи, то есть к речи, ориентированной на группу сверстников. Поэтому должен измениться и характер используемых игровых ситуаций, не просто рассказ или пересказ, а выступление в телепередаче «Новости».
(просмотр видеоролика «Новости» - фрагмент занятия)
Беседа с коллегами: (вернуться к слайду №4)
Что можно сказать о месте речевого общения? (новизна места р. о., телестудия)
На кого направлена речь? (на группу сверстников)
Какова цель коммуникации? (проинформировать)
Каков предмет коммуникации? (составление рассказов на предложенную тему)
В этом случае работа над речевыми умениями не является самоцелью для ребёнка, а является средством решить важную задачу, то есть проинформировать всех о событиях своей группы, сделать интересной телепередачу, исполнить свою роль выразительно и правдоподобно.
Хочется предложить Вам, уважаемые коллеги, проиграть игровую коммуникативную ситуацию в обучении составления описательных загадок детей старшего дошкольного возраста. Перед 8 Марта мы с ребятами её проигрывали.
«Скоро 8 Марта и очень хочется подарить мамам интересный подарок. Мы решаем подарить мамам сюрприз – загадки о них. Каждая загадка-описание мамы строится по заданному плану. В загадке-описании нужно описать внешность мамы, её любимые занятия, профессию, сказать, как она заботится о своих близких. Чтобы мама узнала себя в загадке, нужно описать её максимально подробно. Но нельзя в описании повторять то, что сказали сверстники о своих мамах, ведь одинаковых загадок не бывает. В результате дети очень внимательно слушают речь сверстников, участвуют в обсуждении, стараются подобрать наиболее точные слова, сделать описание своей мамы наиболее развёрнутым. Каждая загадка-описание ребёнка выписывается на лист цветной бумаги в форме цветка. Все цветы-загадки детей прикрепляются на общее панно «Наш подарок мамам». После праздничного утренника мамы читают загадки-сюрпризы и пытаются отгадать, где же её подарок – цветочек от её малыша».
(Педагогам предлагается на время побыть в роли своего ребёнка или своего воспитанника и составить загадку – описание себя по предложенному плану, затем загадку записать на цветной цветок, прочесть её аудитории коллег и приклеить на панно.)
- Уважаемые коллеги, этот букет для Вас, пробуйте, ищите пути интересные для детей, а результат не заставит себя ждать!
Таким образом, наиболее целесообразная последовательность применения игровых коммуникативных ситуаций в обучении дошкольников речи такова : от сказочных игровых ситуаций к жизненным игровым ситуациям; от речи, обращённой к одному персонажу, к речи, ориентированной на группу сверстников.
Применение игровых коммуникативных ситуаций в образовательном процессе детского сада значительно повышает эффективность обучения детей речи, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению речевыми умениями и высокую речевую активность детей.