Папки-передвижки

Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Пирогова Татьяна Юрьевна
Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Мой подход в работе с детьми

«. Не только интеллектуальное развитие ребенка,

но и формирование его характера,

эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи»

(Лев Семенович Выготский)

Тема, которую я затронула, её идея, пришла ко мне не случайно. В течение многих лет меня волновал вопрос о значении театрализованной деятельности в жизни ребёнка. И каким образом связаны между собой внутри процессы и явления, которые необходимы при постановке детского спектакля. Но однажды мне попали в руки публикации Натальи Фёдоровны Губановой по «Театрализованной деятельности дошкольников», в которых были приведены подробные методические рекомендации по организации игр, речевые упражнения, чётко определены цели, задачи, виды и содержание работы с детьми дошкольного возраста. Меня это очень заинтересовало. И теперь эта тема стала наиболее актуальной. Почему? Во-первых: она мне близка, так как я уже не первый год занимаюсь театральной деятельностью. Во-вторых: наблюдая за детьми, я поняла, что во время проведения театрализованных игр необходимо уделять особое внимание развитию речи детей. Ни для кого, ни секрет, что для детей дошкольного возраста и в начальной школе это одна из важнейших проблем. Нарушение речи у детей дошкольного возраста, а также заикание и нечеткое произношение звуков довольно распространенное явление. И ещё - психологическая зависимость ребенка от виртуального мира. И очень печально, что некоторые родители слишком поздно обращают на это внимание, в надежде, что само по себе всё пройдёт.

Публикация «Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности» размещена в разделах

Цель моего опыта работы - развитие речи у дошкольников через театральную деятельность;

Согласно Положению Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.

Развитие речи осуществляется в различных видах деятельности детей : ознакомлении с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, а также в игровой (игра-драматизация) и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Однако, развитие речи в организованной образовательной деятельности является главной, центральной задачей.

Детское художественное творчество носит поэтапный характер.

На первом этапе - обогащается восприятие за счёт жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями.

Дети знакомятся с произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, с их содержанием, художественной формой, с выразительным, мудрым языком народных сказок.

Идет ознакомление с окружающим миром в соответствии с содержанием литературного произведения. Воспитание внимания, наблюдательности, самостоятельности и активности. (Например, сказка «Колобок» - сколько много и познавательного можно рассказать ребёнку о красоте леса пока катится герой).

Второй этап - собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки.

Происходит развитие речи со всех сторон: обогащение словаря образной лексикой, воспитание звуковой стороны речи (интонационной выразительности, дикции, силы голоса, обучение навыкам диалогической речи (спросить, ответить, подать реплику, выслушать). Использование пластических этюдов, развитие сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений.

Третий этап - характеризуется появлением новой продукции.

Привлечение детей к играм-драматизациям и участию в спектаклях по мотивам прочитанных литературных произведений.

Таким образом, важное условие успешности драматизации – глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение.

Они узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения. На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Для такого понимания необходимо шире использовать упражнения и пластические этюды.

Когда дети начинают выполнять пластические этюды, их действия я сопровождаю словами, характеризующими повадки зверей. Тогда представление ребёнка о животном формируется из соединения внешнего облика его повадок и характера. Затем я усложняю задачу. Уже начиная со среднего возраста дошкольники умеют проводить этюды без речевого сопровождения.

Например: лисичка - рыжая, пушистая, хитрая, игривая, походка лёгкая, осторожная, красивая; медведь - толстый, неуклюжий, косолапый, неповоротливый и походка тяжелая, замедленная;

А теперь рассмотрим домашнюю птицу: курочка – пушистая, гладкая, пёрышки блестящие, лапки поднимает высоко, разгребает песок, ищет зёрнышки, клюёт, радуется, кудахчет, цыплят созывает; петушок – красивый, разноцветный, гладкий, любит порядок в доме, когда начинает кукарекать, все его с удовольствием слушают.

У детей пятого года жизни характеризуется формированием контекстной (связной) речи. Ребенка привлекает повествование-импровизация, у него проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов фраз.

При этом в своей работе стараюсь использовать игры на словообразование. Перед детьми ставится цель - оформить свои мысли в виде рассказа, а я оказываю им необходимую помощь, подсказываю сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения.

Предлагаю и вам использовать в своей работе составление рассказа. Это грамматическое упражнение. Метод называется - «Размытое письмо».

При составлении рассказов совершенствуются связная речь, понимание смысловой стороны слова и особенно-синтаксической структуры предложений.

Известно, что словесное русское народное творчество, используемое в организованной образовательной деятельности, заключает в себе поэтические ценности. Знакомство дошкольников с народным творчеством делает их речь более выразительной, эмоциональной, развивает интерес к своим истокам, корням, культуре.

Что же является ведущим, доступным и понятным видом детской деятельности в дошкольном возрасте? Ну, конечно же - игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка.

Рассмотрим организацию театрализованной игры через такие виды деятельности, как театрализованная игра в организации образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

I. Организация театрализованной игры.

1) В ходе непрерывно образовательной деятельности; стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).

Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.

2) Совместная деятельность воспитателя с детьми;

В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

Так же необходимо включать игры и речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Как показывает практическое наблюдение, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также с некоторыми особенностями литературного языка (с эпитетами, сравнениями). Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.

После ответа на вопросы можно предложить детям «показать» сказку в игре-драматизации. Особенно важна игра-драматизация для детей среднего дошкольного возраста, т. е. пятого года жизни.

Так как, играя, дети - познают, пропускают все образы через свой внутренний мир. Рассматриваем с детьми сказку «Курочка Ряба» с учётом небольшого ее объема, доступности для понимания, немногочисленности персонажей. Затем собираю все имеющиеся издания этой сказки с разными иллюстрациями.

Рассматривание иллюстраций разных художников (В. Лосина, Ю. Казанцева, Т. Сокольской, К. Швец) помогает детям обращать внимание на характер изображения персонажей (дед и баба старенькие, ласковые, добрые, их внешние данные (у мышки длинный хвостик, курочка рябенькая). При анализе содержания сказки дети повторяют слова курочки, действия деда и бабы (била-била – не разбила; дед плачет, баба плачет).

При повторном рассказывании сказки использую настольный театр. Затем дети прослушивают аудиозапись сказки, смотрят презентацию. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.

В процессе чтение новых литературных произведений (русской народной сказки «Бабушка, внучка да курочка», сказки К. И. Чуковского «Цыплёнок», стихотворения И. А. Крылова «Заболел петух ангиной», рассматривания картины «Куры» включают ознакомление с иллюстрацией, дают возможность детям познавать окружающий мир, активизировать словарь.

Наблюдение за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться с волнением участвуя в игре-драматизации.

Одним из важных направлений в моей работе – это взаимодействие с родителями воспитанников. Они с удовольствием откликаются на просьбы, и благодаря их энтузиазму постоянно пополняется наш театральный уголок : вязанным пальчиковым театром, куклами, сделанные из бросового материала и небольшие удобные ширмы.

Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей, посредством театра, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

По результатам учебного года наблюдения показали, что у детей повысился интерес к театрально - игровой деятельности, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

Видны результаты: дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, повысилось исполнительское умение в создании художественных образов, могут показать небольшую знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев.

Иновационность моего опыта заключается в том, что используя в своей работе методику О. С. Ушаковой, я сделала вывод, что можно использовать в работе не только настольный театр, как рекомендует автор, но и другие виды театра с использованием авторских кукол.

Думаю, что каждый из вас знает, что кукольный театр – особая игровая форма взаимодействия ребёнка и взрослого. Кукла выступает между ними как посредник, которому ребёнок доверяет. Это всегда радость, долгожданный праздник, которого с нетерпением ждут дети. Дети охотно включаются в игру и доводят начатое до конца.

Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, а планирую и дальше развивать способности своих воспитанников. А именно: создать театральную группу и показывать небольшие спектакли в детском саду.

Публикации по теме:

«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт «Мы – моряки!» - обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта "Морское путешествие" и фотоотчёт.

«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами очень важным событием. Я держу в руках сборник сценариев "Духовно нравственное воспитание дошкольников.

Консультация и видео «Обобщение опыта работы по реализации муниципального сетевого проекта «Читаем вместе»Консультация и видео «Обобщение опыта работы по реализации муниципального сетевого проекта «Читаем вместе» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу вам представить свой опыт работы в ходе реализации муниципального проекта «Читаем вместе» во 2 младшей.

Обобщение опыта «Мой персональный сайт»Обобщение опыта «Мой персональный сайт» Здравствуйте, меня зовут, Абдулова Джюме Сиражутдиновна. Я работаю воспитателем в МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского.

Обобщение опыта работы по ПДД в ДОООбобщение опыта работы по ПДД в ДОО Сегодня присутствовала на заседании круглого стола "Работа по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма" регионального значения.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Обобщение опыта воспитателя «Экологический мониторинг» Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом организации детской деятельности по формированию основ бережного.

Опыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУОпыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУ Ребёнок в дошкольном возрасте обладает удивительной фантазией и воображением. Педагогу необходимо только разбудить его фантазию, направить.

«Потешники». Перспективный план работы с детьми по театрализованной деятельности«Потешники». Перспективный план работы с детьми по театрализованной деятельности Начало (практическая часть)Перспективный план работы в ясельной группеСентябрь – Октябрь Развлечение «Играем с кошечкой в прятки». Игра.

Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельностиВиды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельности Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2-3 лет. Уголок театрализованной деятельности в группе раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности
Опубликовано: 15 ноября 2020 в 22:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Пирогова Татьяна Юрьевна (УИ 1688695) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД