Получи документы

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта «Формирование интереса к двигательной активности»

Приходько Ирина
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта «Формирование интереса к двигательной активности»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Здоровье детей — богатство нации: этот тезис не утратит актуальность во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию, практически в любой точке планеты. Коль здоровье - богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. Возможности человеческого организма огромны, а реализовать их, эффективно использовать не всегда удается. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является двигательная активность. Природа, если говорить строго научно, через специфические физиологические механизмы (в частности, утомление) сама регулирует темп движения и их количество, поэтому бояться перегрузки надо в меньшей степени, чем недогрузки. Именно гиподинамия создает условия для ненормального физического развития детей. Вместе с тем организация физической культуры в дошкольном возрасте имеет специфические, связанные с уровнем развития детского организма, особенности.

Публикация «Обобщение и распространение собственного педагогического опыта „Формирование интереса к двигательной активности“» размещена в разделах

Всемирная организация здравоохранения, определяет здоровье. Как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а так же от характера педагогических воздействий.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.

Возрастные индивидуальные особенности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей воспитывающихся в старшем дошкольном возрасте.

Цель:

Формировать с помощью двигательной активности такие ценностные ориентации, которые выражаются, во-первых, в понимании необходимости и полезности для ребенка занятии физкультурой и спортом; во-вторых, в привитии интереса к двигательной активности, в выработке потребности регулярно и систематически использовать различные виды движений для укрепления своего тела и духа.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.

2. Изучить реальный педагогически процесс по использованию различного оборудования в формировании двигательной активности у дошкольников.

3. Разработать систему работы по формированию двигательной активности и проверить ее эффектность.

4. Разработать педагогические рекомендации для родителей и педагогов.

Гипотеза:

Использование поэтапной работы по формированию двигательной активности детей, будет способствовать более быстрому и качественному формированию двигательных умений и навыков, повышению интереса к физкультурным занятиям.

Формирование интереса к двигательной деятельности!

Потребность в движениях свойственна каждому ребенку.

Окружающие его взрослые должны всеми доступными и разнообразными средствами помочь ему полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от достигнутых усилий при овладении каким-либо из них - промчаться на лыжах, коньках, научиться свободно владеть мячом, уверенно чувствовать себя в воде.

Сформированное с детских лет положительное отношение к физическим упражнениям, уверенное их выполнение развивают способность преодолевать препятствия, прикладывая для этого необходимые волевые усилия.

Мотивы активных действий разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Их заинтересовывает красивый яркий обруч, мяч, радостное настроение сверстников.

Польза от совершаемых детьми движений неизмеримо выше, если они выполняют их охотно и радостно.

Очень важно поощрять желание детей заниматься по собственному побуждению, не по принуждению.

Проявление интереса детей к движениям увеличивается, если они уверенно ими владеют.

Ребята особенно охотно стремятся участвовать в таких играх, где могут применить свои двигательные умения, например, ловко обежать или перепрыгнуть препятствие, передать мяч другому.

Неоднократное повторение движений в привлекательных для детей играх ведет к дальнейшему их совершенствованию и одновременно развивает сообразительность, характер, настойчивость, приучает к дисциплине.

Таким образом, формирование у детей интереса к двигательной активности является очень важным и ответственным долгом родителей.

Использование всех форм игр, правильный подбор игрушек, гибкость в применении всех приемов, активно влияет на формирование у детей потребности ежедневно выполнять физические упражнения.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Ввиду того, что двигательная активность - это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при ее организации уделять большое внимание планированию. Я считаю, что наиболее рационально планировать двигательную активность по этапам.

Этапы - это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, они имеют свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошкольников. В методике физического воспитания разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоническое развитие детского организма. Важным и существенным является то, что в настоящее время созданы основные правовые условия для разнообразия форм, содержания и методов работы с детьми. В «положении о дошкольном учреждении» обозначено право воспитателя на педагогическое творчество, на самостоятельный выбор и разработку собственных программ и методик. Опираясь на взгляды американского доктора Глена Домана, которые можно обобщенно выразить так : «Физический интеллект является первой и основной формой человеческого интеллекта», высокоразвитый человеческий интеллект берет свое начало в человеческих движениях. Если ребенок в дошкольном возрасте полюбит движения, то он не только обретет здоровье, но и через всю жизнь пронесет потребность в движениях. Начинать работу надо тогда, когда ребенок преисполнен энергией. Главная мотивация - это его собственное желание, поэтому я стараюсь отойти от традиционного подхода к планированию работы по физическому воспитанию, а так же от физкультурных занятий, которые в недавнем прошлом способствовали воспитанию «маленьких оловянных солдатиков» и при отсутствии на них радости, песен, шуток, художественных слов. Именно на положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются функциональные резервные возможности организма, вовлекаются в работу разнообразные мышцы. Чтобы сделать радостным событием двигательную активность в режиме дня дошкольника. Для этого важно найти вспомогательные средства, которые позволят создать и корректировать настроение и поведение ребенка, его отношение к движениям. В своей группе я планирую организацию двигательной активности дошкольников по этапам.

Первый этап педагогического процесса - «Утро».

«Утро» - самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. Задача воспитателя уделить внимание каждому пришедшему ребенку, выразить радость, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью. Со своими детьми я планирую в утренние часы двигательную деятельность знакомую по содержанию в зависимости от интересов и потребностей детей. Заранее создаю условия для самостоятельной двигательной деятельности и активности детей, продумываю размещение физкультурного инвентаря, дидактических пособий. В нашей группе есть небольшой уголок «спортсмена», где размещены спортивные пособия, оборудования.

Утром предлагаю детям дидактическую игру «Одень спортсмена для соревнования», «Угадай вид спорта», рассматриваем иллюстрации о видах спорта. Планирую игры, знакомые детям, малой или средней подвижности: «Найди что спрятано», «Пронеси мяч», «Прокати мяч в воротики». При планировании подвижных или хоровых игр учитываю, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, изодеятельность, то планирую, деятельность средней и большой подвижности, если физкультура, то планирую деятельную активность спокойного характера: «Ровным кругом», «Жучок». Утром провожу индивидуальную работу с детьми: «Подбрось, поймай», «Попрыгунчик», «С кочки на кочку». С детьми, которые имеют отклонения в осанке провожу индивидуальную работу: «Постоим у стены», «Гладим позвонки». С детьми с нарушением нервной системы: «Погреем пальчики», «Ходим по ребристой доске», организую упражнения для разогрева групп мышц.

Второй этап педагогического процесса - «Прогулка».

В течение дня в нашей группе прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации самостоятельной двигательной активности. Перед прогулкой интересуюсь у детей, в какие игры они хотели бы поиграть, и создаю необходимые условия для игр детей по желанию: поддерживаю инициативу, творчество в любом виде игр: выношу на улицу необходимое для двигательной активности детей оборудование : палки, кегли, мячи, кубы. Учитываю, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер (физкультурное, музыкальное, то прогулку начинаю с наблюдения, а если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку начинаю с подвижных игр и игр спортивного характера. На прогулке планирую одну подвижную игру, общую для всех детей, и 2 или 3 игры с подгруппами детей. Кроме этих игр намечаю игровые упражнения для индивидуальной работы с малоактивными, малоподвижными детьми. Весь этот материал подбираю в соответствии с основными движениями, включенными в занятия. За день, за два до занятия, в котором планируется ввести новое движение, прогулке провожу подготовительные упражнения. На следующий день после занятия повторяю те же упражнения, или провожу несложные игры с элементами упражнений, с целью закрепления двигательного навыка. Примерно через 2 недели после занятия и в дальнейшем, когда основные элементы движения автоматизируются, закрепляю сюжетной подвижной игрой «Прогулка в лес к трем медведям» (берется подлезание, прыжки, метание, «В гостях у сказки» (бег, ловля мяча, подпрыгивание). На прогулке планирую не только подвижные игры, но и спортивные игры зимой (катания на санках друг друга, (в виде соревнования) «Чья команда быстрее вернется к мишутке», скольжение по ледяной дорожке «Кто дальше проскользит», «Проскользи и не упади», «Скользим парами», «Катаем друг друга». Футбол на снегу с большим мячом. Летом, осенью, весной - футбол, забрось мяч в корзину, бадминтон.

Третий этап педагогического процесса - вторая половина дня.

Основная педагогическая задача этого периода - вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для этого в группе создаем положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребенку было хорошо. Во вторую половину дня после сна проводим воздушную гимнастику, летом закаливающие процедуры «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Кроме воздушной гимнастики планируем активный отдых детей : физкультурные досуги - в игровой форме, физкультурные праздники - веселые старты, соревнования спортивного характера.

Многообразная деятельность, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечения, способствует физической рекреации детей, расслаблению организма после умственной нагрузки, закреплению их здоровья. Во вторую половину дня планирую самостоятельную двигательную деятельность, использую различные физкультурные оборудования, дидактический материал - карточки для самостоятельной двигательной активности. Вечером, перед уходом детей планирую спокойную двигательную деятельность - малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на подвижность, оздоровительные упражнения «Погладим позвонки», «Греем пальцы на ногах». На утреннюю гимнастику приглашаю родителей, чтобы в дальнейшем они продолжали работу по этим движениям, особое внимание обращаем тем детям, которые без настроения приходят в Детский сад, стараемся поставить ведущими на зарядку, отметить его качественное выполнение всех движений. Задачи физкультурно-оздоровительной работы, двигательной активности планируем в соответствии с уровнем развития двигательных умений и навыков детей данной возрастной группы. При планировании учитываем критические периоды в физическом и психическом развитии, уровень физического воспитания и физической подготовленности ребенка, тип внешней нервной деятельности, степень развития анализаторных систем. При планировании физкультурных занятий опираемся на программу Васильевой, физическая культура под редакцией Пензулаевой, пользуемся элементарными программами «Старт» из дошкольного воспитания. При планировании физическо-оздоровительной работы, двигательной активности детей берем во внимание сотрудничество обоих воспитателей. Большое значение в двигательной активности имеют физкультурно-познавательные занятия. Эти занятия помогают формировать у детей интерес к физической культуре, потребность в здоровом образе жизни, а также развивают у подрастающего поколения память, мышление, воображение. Ребенок - деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Представления о мире приходят к ребенку через движения - глаз, языка, рук, ног через перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг. Дети 4- 5 лет приобретают определенные двигательные навыки и умения, которые позволяют привить интерес к занятиям оздоровительным бегом, ходьбой, прыжками.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Формирование интереса к чтению у дошкольников посредством развития интереса к сказке» Из опыта работы: Формирование интереса к чтению у дошкольников через развитие интереса к сказке. “Чтение – это окошко, через которое дети.

Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание дошкольников» Обобщение опыта на тему: «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности,.

Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Балтай» Балтайского муниципального района Саратовской области.

Обобщение педагогического опыта МАДОУ ДЕТСКИЙ САД №»27 «ЗАРНИЧКА» ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА Обобщение педагогического опыта на тему: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства» Шустовой Натальи Александровны, воспитателя МБДОУ «Светлячок», ЯНАО, город Губкинский. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников.

Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском садуОбобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду. Соколова Елена Сергеевна. Я очень люблю работать над проектами.

Обобщение педагогического опыта «Способы и техники нетрадиционного рисования» «Мир будет счастлив только тогда, когда у человека будет душа художника». (Роден) Детство - очень важный период в жизни детей. Именно.

Обобщение педагогического опыта «Способы и техники нетрадиционного рисования» «Мир будет счастлив только тогда, когда у человека будет душа художника». (Роден) Детство - очень важный период в жизни детей. Именно.

Школа радости (обобщение педагогического опыта) Какими бы прекрасными ни были бы наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей являются мать.

Сообщение из опыта работы «Повышение интереса детей к двигательной активности посредством активных игр» «Повышение интереса детей к двигательной активности посредством активных игр» Подготовила воспитатель Береснева Ирина Александровна Всем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта «Формирование интереса к двигательной активности»
Опубликовано: 10 ноября 2017 в 14:50
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение и распространение собственного педагогического опыта «Формирование интереса к двигательной активности»» (включая файлы) размещена пользователем Приходько Ирина (УИ 1343873) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД