Любовь
Лепка дымковской игрушки и её роль в развитии творчества детей
▼ Скачать + Заказать документы
План:
I Введение. Актуальность темы на данном этапе.
II Дымковская игрушка – предмет декоративно – прикладного искусства и её роль в развитии изобразительной деятельности детей.
1. Цель педагогической деятельности.
2. Задачи.
3. Условия.
4. Принципы.
5. Формы работы с детьми.
6. Методы и приёмы.
7. Работа с родителями.
8. Вывод. Результативность проделанной работы, перспектива.
Публикация «Лепка дымковской игрушки и её роль в развитии творчества детей» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно, в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Известный педагог В. И. Шацкая определяла творчество дошкольников, как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирование творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.
Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определённым объёмом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности. А наличие художественно – творческих способностей дошкольников является залогом успешного обучения в школе.
Важную роль народного декоративно – прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сокулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями декоративно – прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
Главной задачей воспитателя является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Воспитатель должен пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Декоративно – прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно – прикладного искусства, новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно – прикладного искусства у детей закрепляющие знания эталонов формы и цвета, формирующие чёткие и достаточно полные представления о предметах декоративно – прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам «вещь» сделанная самим ребёнком соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизменно живее, интереснее, глубже и прочнее.
Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребёнка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т. е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.
Также декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях по декоративно – прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно – прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
В своём творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая своё изделие, декоративно – прикладное искусство дети отличают почему оно нравится, что в нём интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что – то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять лепку, рисунок как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый своё изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.
В процессе занятий декоративно – прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобится, помочь другому.
Включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно – прикладного искусства, -одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно – творческих способностей.
Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определённым потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребёнок, и этот потенциал надо раскрыть.
Народное Искусство всегда понятно и всеми любимо. Яркая народная игрушка является незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой ребёнок встречается с малых лет. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Народная игрушка основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.
Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано детям, всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска.
Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории русского народного творчества.
Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Смелое сочетание цветов, так любимое детьми, простота формы – всё это мы находим в дымковской игрушке. Всё это близко и доступно детям.
Произведения народного искусства просты по форме, ясны по замыслу и поэтому они так легко воспринимаются детьми.
Изучив труды таких ведущих педагогов, как А. П. Усовой, Т. Н. Дороновой, Е. А. Флерина, И. Б. Халезовой, Я. Б. Косминикой, Т. С. Комаровой, я обратила внимание – какое большое значение в воспитании детей, развитию творчества детей, приобщению их миру прекрасного, к искусству имеет народное творчество, а именно народная игрушка.
Меня очень заинтересовала и увлекла эта тема. Я поставила перед собой цель: прививать детям любовь к лепке, широко используя народное творчество, народную игрушку «Дымка».
Для начала я изучила литературу, повысила свой профессиональный уровень, посещая методические объединения, курсы.
Чтобы добиться поставленной цели, выделила следующие задачи:
1. Развивать эстетические чувства детей при знакомстве с народной игрушкой (отзывчивость, увлечённость, восхищение).
2. Приобщать детей к изготовлению игрушек по мотивам дымковских и филимоновских игрушек.
3. Развивать мелкую моторику рук детей. Обогащать словарный запас.
4. Формировать основы эстетического вкуса детей, учить самостоятельно оценивать свои работы и работы товарищей.
5. Развивать художественно – творческие способности детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
Решение этих задач невозможно было без создания соответствующей
предметно – развивающей среды. Постепенно, из года в год, собирала материал по народному творчеству, народным промыслам, лепила, рисовала игрушки, украшала группу поделками из разных природных материалов, что было доступно и понятно нашим детям.
Накапливался материал, с каждым годом добавлялось что – то новое, группа превращалась в народную сказку. Оформила уголок изобразительной деятельности, где поместила книги с иллюстрациями дымковских игрушек, книжки – раскраски, народные игрушки, трафареты, альбомы потешек с иллюстрациями. Подобрала стихи, загадки, рассказы.
Наблюдая за играми детей, обращала внимание на то, что им больше всего нравится, что их привлекает, к чему они тянуться.
В свободное время, вечерами занималась с детьми рассматриванием открыток, иллюстраций, игрушек. Рассказывала им о народном творчестве, о дымковской игрушке, дымковских мастерах. Познакомила детей с историей происхождения и развития дымковского промысла. Затем, все вместе, рассматривали элементы росписи игрушек. Дети воспринимали весь цветовой фон целиком, не расчленяя его на отдельные детали.
Потому роспись показалась им сложной. Я рассказала, что сложный узор состоит из простейших знакомых частей – точки, кольца, кружка, прямой и волнистой линий. Дети узнали, что элементы росписи дымки — это символы :
круг – это символ солнца, каравая хлеба;
точка – звёзды;
волнистая линия – вода;
прямая линия – дороги.
Сама же дымковская барыня – олицетворение женщины – матери,
женщины - земли, богини плодородия, которая есть почти у всех народов.
Далее я предложила детям попробовать составить узоры из дымковских элементов, на листе бумаги. Затем дети расписывали бумажные силуэты. Силуэты они выбирали по желанию, кто барышню, кто коня, кто уточку, кто козлика. Затем дети сами лепили игрушки из глины и расписывали их гуашью. Научились лепить уточек, свистульки, коней. Большую сложность для детей представляли в основном обработка поверхности предмета, украшение формы декоративными элементами. Но несмотря на это дети терпеливо старались довести свою работу до конца, чтобы свистулька или лошадка выглядели лучше всех.
На занятиях по лепке я ввела элементы моделирования. Дети иногда затруднялись спрашивали меня, на сколько частей нужно делить глину для той или иной поделки. Я сделала специальные таблицы
(См. приложение №1) которые были у них перед глазами. Но я не запрещала детям самим выбирать удобные для них способы и приёмы лепки, лишь бы был результат (кто – то из детей пользуется стекой, а кто – то вытягивает пальцами из целого куска). Я знаю, как важно, чтобы на занятиях детям было интересно, чтобы детские лица излучали радость, а глаза горели восторгом, ведь именно от этого зависит успех, развитие детского художественного творчества.
Я стараюсь каждое занятие разнообразить, использовать игровые приёмы (Приход деда Кузьмы, создавать игровые ситуации («Весёлая ярмарка»). В них дети принимают на себя роль тех или иных персонажей (скоморохов, дымковских барышень, зазывал, коробейников, действуют так, как действовали их герои. В данном случае, выполняют роль народных мастеров
и расписывают игрушки.
Детям интересно действовать в игровом образе. Это создаёт радостную, необычную атмосферу, повышает интерес детей к занятию, вызывает яркий эмоциональный отклик, что способствует развитию детского творчества.
На занятиях учу связывать изобразительное творчество народных мастеров с устным народным творчеством. Например, с выполненными детскими работами мы играем на сцене настольного театра детские песенки – потешки «Идёт коза рогатая», «Петушок, петушок» и д. р. для детей ясельных групп. Используем дымковские игрушки в интерьере детского сада, а так же организовываем выставку в группе. Дети с удовольствием рассматривают свои работы, играют с ними, говорят о них. Эту активность детей я поддерживаю и развиваю.
Дети уже достаточно хорошо знакомы со способами декоративной лепки, умеют пользоваться стекой, водой, знают весь процесс изготовления игрушки. Всё это привело к тому, что дети в свободное от занятий время лепят что – то интересное и полезное. Для этого в группе выделено место, имеются образы народных игрушек.
Самостоятельная деятельность детей зависит и от участия родителей в этой работе. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях, так же устраиваем выставки детских работ в уголке для родителей.
Для родителей были подготовлены беседы – консультации «История дымковской игрушки», «Как помочь детям научиться лепить». Для
родителей создала школу «Учимся лепить», где они узнают о чём нужно рассказать своему ребёнку, как освоить тот или иной технический приём, в какие игры поиграть с детьми дома.
Уже сейчас можно сказать, что навыки и умения у детей намного улучшились, основное внимание в своей работе я всё же концентрирую на том, как дети воспринимают народное искусство. Главное, чтобы дети были увлечены этим искусством, восхищались им.
Работая над темой, я руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип развивающего и воспитывающего характера.
Вся моя деятельность направлена на развитие каждого ребёнка, на развитие его творчества и фантазии, на формирование не только знаний и умений, но нравственных и эстетических качеств.
2. Принцип систематичности и последовательности.
Обучение и освоение знаний, навыков и умений в определённом логическом порядке, системе. При этом соблюдала ряд правил:
- весь материал по теме спланировала, разделила на логические разделы, устанавливая порядок и методику работы с каждым;
- в каждом разделе устанавливала содержательные центры, выделяла главное, структурировала материал в занятиях.
Систематичность и последовательность были мне необходимы, каждое занятие – это логическое продолжение друг друга, одно вытекает из другого.
3. Принцип доступности.
Я всегда учитывала особенности развития своих воспитанников. Подбирая материал к занятиям, играм, я всегда его анализировала с точки зрения
реальных возможностей моих детей. Чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических нагрузок, руководствовались при этом правилом; которое дал этому принципу ещё Я. А. Каменский: переходить от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному.
4. Принцип наглядности.
Руководствуясь одним из старейших и важнейших в дидактике принципом, я всегда понимала, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств, к восприятию и переработке учебного материала. В процессе работы с детьми я давала им возможность наблюдать, практически самим выполнять работу.
Если не было возможности дать реальные образцы, предметы на всех этапах моей деятельности, я использовала наглядные средства: рисунки, модели, иллюстрации. Использовала различные виды наглядности по линии возрастания их абстрактности:
- естественную (натуральные образы, предметы);
- изобразительную (картины, фотографии, рисунки);
- звуковую (музыкальный центр);
- символическую и графическую (схемы, контуры);
- внутреннюю (образы, создаваемые речью).
Всегда использовала наглядность в той мере, в которой она способствовала формированию знаний, умений, развитию мышления, творчества, фантазии каждого ребёнка.
Демонстрацию и работу с наглядностью всегда вела к очередной ступени развития, стимулировала переход от конкретно – образного и наглядно – действительного мышления к абстрактному, словестно – логическому.
5. Принцип прочности:
Чтобы навыки и умения были прочными, помнила то, чему учила психология, что воспроизведение зависит не только от материала, но и отношения к нему.
Поэтому всегда уделяла внимание тому, чтобы формировать интерес детей к изучаемому материалу, устанавливала последовательность его изучения, постоянного закрепления. Учитывала индивидуальные особенности, выходила на результат.
Работая над темой ориентировалась не на отдельные принципы, а на их систему, обеспечивая научно – обоснованный выбор цели, отбор методов и средств организации деятельности с дошкольниками, создание
благоприятных условий и выход на положительный результат. В работе с детьми я использовала такие формы работы как: совместная деятельность, индивидуальные занятия.
Работая в течении ряда лет над этой темой, делаю следующие выводы:
1. Использование дымковской игрушки несомненно повысило интерес детей к лепке, технические навыки стали выше.
2. Развивается художественный вкус, что отражается и на выполнении работ по изобразительному искусству.
3. Развиваются творческие способности детей : если первые работы
выполнялись под руководством воспитателя и доля
самостоятельной работы была очень мала, то последние работы
детей были выполнены самостоятельно.
4. Приобретаются трудовые умения и навыки, расширяющие знания детей : дети знают приёмы лепки дымковской игрушки, знают основные элементы узора дымки, цвета, которые берутся для выполнения узора, основные принципы раскрашивания дымки, приобретали практические умения по работе с глиной и исследовательские навыки.
Кроме этого, как и в любой работе по лепке, развивается мелкая мускулатура кистей рук.
Работа с дымкой внесла свой неповторимый вклад в развитие творческих способностей детей.
В перспективе я буду продолжать работать над темой и все свои силы,
Знания, умения и опыт. Я постараюсь передать нашим детям, сформировать творческие способности необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Слова А. И. Деньшина, человека, который очень много сделал, для того, чтобы промысел дымковской игрушки не ушёл в забвение : «Научите детей творить, и они меньше будут вытворять!», - стали моим девизом в дальнейшей работе над темой.
Используемая литература:
1. Алексахин Н. Учимся лепить и расписывать// Дошкольное воспитание. -1994-№ 9-23-27с.
2. Величкина Г. А. Дымковская игрушка. - Мозаика-Синтез, 2004 – 24с
3. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. Альбом. - Л., 1975.
4. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий. - Скрипторий, 2003 – 2008- 151 стр.
5. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. – Скрипторий, 2005- 64 с.
6. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М. : Просвещение, 1985-193с
7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М. : Педагогика, 1990-247с
8. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. - М. : Мозаика-Синтез, 2006-136с.
9. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 1987-223с
10. Корчинова О. В. Детское прикладное творчество. - Изд. : Феникс, 2005-63с.
11. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. -М. : Карапуз, 2007-140с
12. Лыкова И. А. Дымковская игрушка, - Изд. Карапуз-Дидактика, 2005-56с
13. Лыкова И. А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки. - Изд. : Карапуз, 2005-20с.
14. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под редакцией Т. С. Комаровой – М. : Просвещение, 1991-251с
15. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. /Под редакцией Т. С. Комаровой. - М. : Российское педагогическое общество, 2000-156с
16. Пономарева Е. А., Иванова С. А. Дымковская игрушка. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста. - Изд. : Айрис-Пресс, 2008-8с.
17. Соломенникова О. А. Радость творчества : Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством: Программа дополнительного образования. - М. : Мозаика-Синтез, 2006-132с.
18. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. - М: Скрипторий, 2003-128с.
19. Федосова Е. С., Федосов Г. С. В Стране гномов: Книга для развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб: Союз, 2002-63с.
20. Халезова Н. Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду – Изд. Сфера, 2005-112с.