Ирина Терешенкова
Обобщающее занятие по экологии «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней; продолжать знакомить с творчеством русских поэтов о временах года, углубить интерес к птицам; научить выделять и называть характерные особенности птиц; познакомить с перелетными и зимующими птицами.
Предварительная работа: наблюдение за птицами в природе во время прогулки в детском саду, вместе с родителями; рассматривание иллюстраций, картин с изображением птиц в разные времена года; чтение художественной литературы.
Публикация «Обобщающее занятие по экологии „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал к занятию: фотографии зимующих и перелетных птиц, живописные полотна художников, музыкальное сопровождение («звуки леса, пение птиц»), карточки - задания, материал для аппликации; фигурки уточек из теста для раскрашивания; раскраски с изображением птиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите принимать гостей?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте сегодня пригласим птиц к нам в детский сад.
(Дети предлагают позвонить)
Воспитатель: Гости уже в пути, а мы чтобы не скучать рассмотрим иллюстрации о природе.
(Рассматриваем иллюстрации «Времена года»)
- Какие времена года вы знаете?
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: Сколько времен года?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Какое время года сейчас?
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, русские поэты и писатели прославляли природу во все времена года, показывая красоту и прелесть природы. Давайте послушаем несколько стихотворений (читают дети) и угадаем о каком времени года говорится в стихотворении.
1. Ф. И. Тютчев «Зима» (Зима)
2. А. Плещеев: Стали дни холоднее. (Осень)
3. С. Маршак: На дворе звенит капель (Весна)
4. Е. Трутнева «Лето» (Лето)
Дети называют времена года.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Физкультминутка:
Три хлопка над головой
Два хлопка перед собой
Правую руку за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Воспитатель: Садимся на стульчики.
(Разворачиваю ширму с фотографиями птиц).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это?
Дети: Это птицы, они летят к нам в гости.
Воспитатель: Давайте посмотрим и скажем, чем похожи и чем отличаются птицы друг от друга?
Дети: Птицы летают, имеют 2 лапки, 2 крыла, клюв, хвост, покрыты перьями; отличаются величиной, цветом оперения, формой хвоста.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие птицы называются зимующими?
Дети: Птицы, которые у нас зимуют называются – зимующими; им трудно находить корм, поэтому нам нужно помогать птицам: развешивать кормушки, насыпать в них пшено, хлебные крошки.
Воспитатель: Какие птицы называются перелетными?
Дети: Птицы, которые улетают в теплые края – перелетные.
Воспитатель: Как вы думаете, почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, замерзают водоемы.
Воспитатель: А в какое время года мы видим больше птиц?
Дети: Весной, летом – они поют у нас в садах, парках, скверах, лесах.
Воспитатель: Сегодня необычный сказочный день и в гости к нам прилетят и зимующие и перелетные птицы. Для встречи мы приготовили большое дерево, разделенное на две части пополам, одна половина – голубая, вся в снежинках – зимнее; другая – зеленая, в листочках – весеннее. Зимующих птиц будем рассаживать на зимнюю половину дерева, перелетных на весеннюю. Около дерева расположился пруд для наших водоплавающих птиц.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Давайте, встречать наших гостей.
Физкультминутка:
Ой, летали птички,
Птички – невелички
Все летали, все летали
Крыльями махали
На дорожку сели,
Зернышки поели
Клюю, клюю, клюю …
Как я зернышки люблю.
Воспитатель: Про птиц сложено много загадок, давайте, ребята попробуем все вместе отгадать.
- Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Дети: Снегирь.
Воспитатель: Молодцы! А что мы знаем об этой птичке?
Дети: Снегирь – кочующая птица; летом живет в лесу, зимой – в городе (больше пищи, питается снегирь семенами, почками и ягодами.
Дети вспоминают народную примету: «Если запел снегирь – быть вьюге».
Воспитатель: Ребята, на какую половину дерева посадим птицу?
Дети: На голубую половину, потому что снегирь – зимующая птица.
Воспитатель: Молодцы!
- Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Дети: Синица.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно. Кто может рассказать о ней?
Дети: Синица – небольшая певчая птичка, питается семенами подсолнуха, тыквы, зерна гречихи и любит несоленое сало.
Дети: Народная примета говорит: «Если синичка с утра начинает пищать – жди мороза»
Воспитатель: Ребята, куда сажаем нашу гостью?
Дети: На зимнюю половину, потому что снегирь – зимующая птица.
Воспитатель: Загадываем следующую загадку.
- Гладкий, аккуратный
Урчит, воркует,
Дружка целует.
Дети: Голубь.
Воспитатель: Молодцы, угадали! Кто может рассказать о нем?
Дети: Голубь – самая распространенная птица городов и сел, голуби бывают разных цветов; в природе голуби живут 3-5 лет, едят семена, ягоды, зерна, насекомых; различают цвета радуги. Народная примета: «Голуби прячутся – к плохой погоде».
Воспитатель: Молодцы! Куда посадим голубя?
Дети: На зимнюю половину дерева, потому что голубь – зимующая птица.
Воспитатель: Гости продолжают прибывать, загадаем загадку.
- Он без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели, -
Голосистей и нежней.
Кто же это?
Дети: Соловей! Соловей – изящная серая певчая птичка, питается пауками, насекомыми, червями, ягодами; живет вблизи рек. Сажаем на зеленую половину – перелетная птица.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Кто стучится? Попробуем угадать.
- Угадайте, что за птичка
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
Дети: Ласточка. Это маленькая, быстрая перелетная птица; живет везде – в природе, на берегах рек и в городах; питается мухами, кузнечиками, жуками; ласточки гнездятся большими колониями. Сажаем на зеленую половину, перелетная птица.
Воспитатель: Встречаем следующую птицу.
- Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
Дети: Сова. Они не могут двигать глазами, как люди, поэтому они поворачивают всю голову. Сажаем на зимнюю половину, потому что зимует в наших краях.
Воспитатель: Собралось много гостей, давайте ребята и рассаживать по местам.
Показываю фотографии птиц, дети называют и говорят на какую половину надо посадить.
Дети: Воробей, дятел, сорока, ворона – на зимнюю половину дерева; скворец на весеннюю; лебедь - перелетная птица и водоплавающая птица, ее приглашаем в наше озеро.
Воспитатель: Молодцы! Усаживаемся с вами поудобней, закрываем глаза, наши гости приготовили для нас праздничный концерт.
Звучит пение птиц!
Воспитатель: Спасибо большое, давайте похлопаем нашим гостям.
Играем в игру «Следопыты» - у каждого на столе карточки с изображением следов, надо найти следы воробья.
Воспитатель: Молодцы, ребята все справились с заданием.
Физкультминутка
В небе жаворонок пел
Колокольчиком звенел
Порезвился в вышине
Спрятал песенку в траве
Тот, кто песенку найдет
Будет весел целый год.
(Дети делают движения руками по тексту).
Сейчас мы с вами отправляемся в нашу мастерскую и приготовим работы для выставки «Птицы – наши друзья»
Дети с помощью аппликации делают чудо – птицу; красками, карандашами, воcковыми мелками раскрашивают синичку – невеличку; раскрашивают фигурки птиц из соленого теста. Дети работают под тихую музыку («Шум природы»).
Воспитатель: Спасибо, молодцы! Давайте поблагодарим наших гостей птиц.
Сделаем выставку «Птицы – наши друзья».
Используемая литература:
1. Н. А. Гурьева «Знакомство с природой» Времена года
Санкт – Петербург «Паритет» 2007 г.
2. Л. Елисеева «Твоя книга» хрестоматия для чтения в семье и в детском саду.
Москва «Детская литература» 1989 г.
3. В. Бианки «Наши птицы»
Издательство Малыш» Москва 1983 г.
4. «Мир леса» детская энциклопедия «Махаон»
Москва «Махаон» 2013 г.
5. «Птицы» - детям о русской природе по произведениям Д. Н. Кайгородова
Москва издательство «Стрелец» 2009 г.
6. Л. Г. Нисканен «Первое знакомство с природой»
Москва «Школьная Пресса» 2005 г.