Татьяна Голубева
Укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста с помощью утренней гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья; умственного, нравственного и физического развития; формируется личность ребенка. В этот период ребенок интенсивно растет, движения становятся его потребностью, поэтому очень важно создать необходимые условия для своевременного развития движений и формирования необходимых двигательных навыков. Для этого и существует утренняя гимнастика. Значение утренней гимнастики для детей трудно переоценить. Зарядка – это главный шаг приучения ребенка к физкультуре.
Публикация «Укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста с помощью утренней гимнастики» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребенка. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки.
Чтобы ребенок получил заряд бодрости, хорошего настроения и чувствовал себя после зарядки комфортно, стараюсь проводить ее как можно интереснее, используя, различные предметы (кубики, платочки, флажки, мячики, султанчики). В конце зарядки провожу подвижную игру.
Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Утреннюю гимнастику по режиму дня провожу до завтрака, после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследую еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Утреннюю гимнастику провожу 5 – 10 минут и физические нагрузки в ней не велики. С летом утреннюю гимнастику провожу на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на террасе. В зимнее время для проведения утренней гимнастики использую групповую комнату, температура воздуха которой не превышает16 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо проветриваем и проводим влажную уборку.
В своей работе использую художественное слово : потешки, загадки, стихи, считалки и др. Например.
“Дили-дили! Дили-дили!
Колокольчики будили
Всех зайчат и всех ежат,
Всех ленивых медвежат.
И воробушек проснулся,
И галчонок встрепенулся…
На зарядку,
На зарядку,
Кто вприпрыжку,
Кто вприсядку,
Через поле,
Напрямик –
Прыг, прыг, прыг…”
Чтобы ребенок получил заряд бодрости, хорошего настроения и чувствовал себя после зарядки комфортно, стараюсь проводить ее как можно интереснее, используя, различные предметы (кубики, платочки, флажки, мячики, султанчики). В конце зарядки провожу подвижную игру.
Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организую внимание детей, обучаю их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливаю организм к выполнению более сложных упражнениям. С этой целью включаю: построения; строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо); построения в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.
Во второй, основной части ставлю задачи укрепления основных мышечных групп, формированию правильной осанки. Для решения данной задачи выполняем общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой повторяем первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.
После выполнения всех общих развивающих упражнений дети выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. В заключительной части гимнастики провожу ходьбу или малоподвижную игру, чтобы восстановить пульс и дыхание.
В содержание утренней гимнастики ввожу, как правило, упражнения, предварительно разученные с детьми на занятиях, или несложные упражнения, не требующие продолжительного разучивания. На утренней гимнастике дети упражняются в движениях. Но для того чтобы упражнения оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.
Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет так называемый комплекс. Один и тот же комплекс повторяется в течение 2 -х недель. Проведение комплексов чередую с пособиями и без пособий, упражнения с флажками, погремушками, кубиками. Также использую различные формы проведения утренней гимнастики :
- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
-обыгрывание сюжета: «Воробушки», «Самолет», «Курочка и цыплятки» и др;
- игрового характера (подвижные игры);
_ с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов.
Соблюдаю гигиенические требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию. Для ритмического сопровождения используются бубен, счет, хлопки, звукозапись. В своей работе уделяю особое внимание взаимодействию с родителями, так как считаю, что в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна также находиться семья, включающая всех ее членов.
Организую работу с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей :
– папки-передвижки: “Полезные советы родителям”, “Игры, которые лечат”, “Предупреждение простудных заболеваний”,
– фотовыставки: «как мы проводим утреннюю гимнастику»
Консультация на тему: «значение утренней гимнастики для ребенка»
– педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам закаливания
Консультации: “С солнцем, воздухом, водой крепко дружим всей семьей”, “В здоровом теле – здоровый дух”. Также привлекаю родителей к изготовлению дорожек здоровья, обновлению пособий для физкультурного уголка Для физического развития детей в группе созданы условия. Имеется спортивный инвентарь и оборудование для физической активности: мячи (резинные, набивные); обручи разного размера; игрушки, которые можно катать; флажки, ленточки, султанчики., маски, шишки и др. В группе есть место для совместных игр детей, имеется открытое пространство. Весь спортивный инвентарь и оборудование доступно детям.