Папки-передвижки

О задатках и способностях

Ольга Пустакина
О задатках и способностях
▼ Скачать + Заказать документы

Всем хорошо известны бытовые оценки людей: смышленый – бестолковый, схватывает на лету – пенёк, талантливый – бездарный, рукастый – безрукий, ловкий – увалень, огонь – ни рыба ни мясо и т. д. Одно слово, а как будто припечатывает человека к его способности или неспособности к какой – то деятельности. Очень часто бывает так, что ребёнок дома один, с друзьями – другой, в детском саду третий. Какие его способности и черты главные? Что нужно, а что не стоит развивать? Узнаем, что говорит о способностях и задатках наука.

Публикация «О задатках и способностях» размещена в разделах

Способности – это индивидуальные психические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. Различают общие и специальные способности. Общие обеспечивают успешность в разных видах деятельности, а также легкость в усвоении знаний; специальные позволяют достигнуть высоких результатов в какой – то определённой области (в музыкальной, математической, спортивной и т. д.). Замечено также, что способности проявляются в комплексе, а не по одной и что недостаток одной способности компенсируется рядом других.

Священник, психолог, педагог Анатолий Гармаев в книге «Обрести себя» выделяет 16 способностей человека :

Умственная, или интеллектуальная (царственная способность человека, архитектурная, ремесленная, музыкальная (музыкально – исполнительская, певческая, композиторская, художественная, литературная или гуманитарно – просветительская, педагогическая, врачевательская, техническая, организаторская, растениеводческая, животноводческая, классификаторская, пластическая (спортивная, танцевальная, ораторская, подражательная. Но это, видимо, ещё не всё! Есть врождённые способности, к которым трудно подобрать определение, например, умение вкусно готовить или умение быть военноначальником.

Задатки – это та природная основа, на которой развиваются способности : анатомо – физиологические особенности нервной системы, мозга, тела. Задатки – изначально природные свойства человека, а не данные ему после рождения в ходе воспитания.

В психологии существует три основных направления, которые раскрывают способности человека, их развитие. Представители одного из них, биологизаторского, считают: человек – биологическое существо, способности – врожденное качество, и именно это обстоятельство определяет «потолок» в развитии человека: всё уже задано природой, «выше головы не прыгнешь».

Другое направление, социологизаторское, считает человека существом сугубо социальным, рождающимся на свет «чистой доской», на которой можно написать всё, что хочешь. Дело лишь за воспитателями и методами, которые он будет использовать, – и гении на потоке нам обеспечены. А с ними согласны?

Третье направление – серединное. Оно признаёт несомненную биологическую природу человека с врождёнными задатками и способностями, но считает их всего лишь предпосылками будущего развития человека в социальной среде. Другими словами, природа – не потолок развития, а старт, начало его. Наиболее перспективным и гуманистическим представляется третье направление – рубинштейновское (по имени основателя – выдающегося отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, потому что даёт инструмент к развитию всех задатков и способностей человека, не лишая их индивидуальности, и способствует развитию творческих способностей в самом широком смысле слова. Воспитатель, стоящий на этих позициях, понимает: его воспитанник пришёл в наш мир с ценными задатками, многими способностями, и задача воспитателя – раскрыть их, дать им возможность реализоваться и развиться.

Работая с дошкольниками, мы в первую очередь должны заметить способности каждого ребёнка и начать их развитие. Это одна из трудностей, которая имеет место при работе над данной проблемой. Ведь некоторые способности проявляются рано, а для других нужно время. Они должны выстоятся как хорошее вино. Так, например, музыкальные и пластические способности могут проявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужно время и определённый жизненный опыт.

Кроме того, для раскрытия любых способностей нужны условия. Ведь если есть скворечник, то в нём рано или поздно поселятся птицы, а если есть цветы – то к ним прилетят бабочки. Вот яркий пример тому: проявиться врождённым растениеводческим или животноводческим способностям практически невозможно, если ребёнок живёт в заасфальтированном городе, имея три – четыре цветка на подоконнике, а из животных видел только кошку, собаку или хомяка. В то же время, многие из нас являются свидетелями того, как не подозревающие о своих скрытых способностях горожане, получив условия – кусочки земли, стали выращивать такую клубнику, капусту или помидоры, что бывалые жители посёлка просто ахнули. Вот вам и «неспособные», изнеженные городские жители!

Кроме этого при определении задатков и способностей человека огромное значение имеет не только от того, кого оценивают, но и от того, кто оценивает. Например, человек мягкий и благожелательный видит вокруг себя множество гениальных детей, а более жесткому и требовательному те же дети кажутся обычными, если не бездарными.

Ещё одна ошибка воспитателей, родителей заключается в сравнении детей с другими детьми. Это неправильно. Дети развиваются неравномерно, скачкообразно. Вспомните, один ребёнок заговорил в годик, другого трудно было понять даже в три, а в конце концов оба успешно развиваются. Сравнивать ребё нка нужно с ним самим: не умел, но быстро научился – значит, способный; плохо, медленно обучается – не значит, что неспособный вообще, надо определить причину такого состояния ребёнка

(усталость, болезнь, отсутствие интереса, страх неудачи и т. д.) и только в последнюю очередь говорить о неспособности к этому виду деятельности. Неспособный к рисованию может гениально владеть своим телом или решать задачи как орехи щелкать.

Как же заметить в ребёнке способности? Наблюдать, когда он самозабвенно играет: что ему нравиться, что лучше получается, чему отдаёт предпочтение. Тут всё очень просто: нравится то, что лучше, легче получается, а получается потому, что есть природные задатки – предпосылки способностей. К примеру, один малыш рисует и рисует где угодно, чем угодно; другой пританцовывает по любую музыку и чётко попадает в ритм; третий быстро схватывает мелодию и поёт под неё и т. д. Можно с определённостью сказать, что у первого проявляются задатки связанные со зрительными анализаторами, с восприятием цвета и света; у второго преобладают динамические, двигательные характеристики; у третьего слуховые и голосовые.

Способности комплексы, поэтому воспитателю придётся предоставлять много разных условий для их проявления и развития. Нужно дать ребёнку возможность попробовать себя в разных делах, разных играх и разнообразных ролях и ситуациях. Иногда дети завалены игрушками, а скучают. Почему? Потому что не умеют играть. Детям нужен руководитель, учитель.

Распознав способность, очень важно, чтобы ребёнок не зацикливался на одной своей способности, что внешне выражается в предпочтении одного вида деятельности. Возможно, его дремлющие способности при раскрытии сделают его более успешным и счастливым во всём. Заставить ребёнка, особенно подрастающего, попробовать себя в чём – то новом порой очень трудно. Нужно, чтобы он сам захотел. Как помочь ему «захотеть»? Расширять сознание через расширение круга друзей и знакомых, представлений о мире и профессиях людей. Так формируется расширенная мотивация к разным видам деятельности. При этом важно, чтобы ребёнок не только знал, но и попробовал себя в этих делах.

Итак, что мы знаем о задатках и способностях? То, что каждый ребёнок, пришедший в наш мир, щедро наделён самыми разными задатками; что способности есть у каждого, причём они комплексы, не единичны; что все эти дары можно и нужно развивать; что неспособность к одному компенсируется способностью к чему – то другому; и, наконец, что главное дело воспитателя – заметить эти богатства в ребёнке и развить их.

Таким образом, способности ребёнка в ваших руках, воспитатели. Не заметите, не разовьёте их - и на свете появится ещё один несчастный и неудачливый человек.

И самое главное, о чё м необходимо помнить: если развитие способностей происходит раньше, чем развитие нравственности, то в детях стремительно начинают разрастаться эгоистические черты – тщеславие и гордость.

Любая способность – это дар, с которым рождается ребёнок, но этот дар может развиваться по – разному.

Священник Анатолий Гармаев отмечает, что в одном случае дар развивается для того, чтобы занять определённое положение в обществе, быть богатым и знаменитым. В этом случае дар служит тщеславию человека и его собственному устройству в мире. В другом случае, если в ребёнке преобладает нравственно начало (отклик на нужду другого человека, то способности его будут служить не собственному тщеславию, а людям.

Природный дар, то есть искра Божия, дан для того, чтобы человек своим талантом служил людям. Если же он использует свои способности только для собственных нужд, для своего обогащения, для исполнения тщеславных замыслов, то нередко приходит наказание свыше. Известно, что у такого «отнимется и то, что имеет». Тогда одни спиваются, другие предаются разврату, третьи погибают от наркотиков… Каждый из нас знает имена несчастных артистов, художников, которых постигла эта участь.

Настоящее творчество никогда не может вырасти на почве бездуховности и безнравственности. Значит, развитие душевных сил: чуткости, внимания, заботы, совести должно опережать развитие способностей. Тогда в будущем способности будут служить не тщеславию, гордости и эгоизму самого человека, а нуждам других людей, принося им тепло и радость.

Публикации по теме:

Выступление на родительском собрании «Что мы знаем о задатках и способностях своих детей?» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ Конспект выступления на родительском собрании. Тема: «Что мы знаем о задатках.

Работа моей маленькой ученицы (пластинография)Работа моей маленькой ученицы (пластинография) Хочу поделиться своей радостью. У меня уже есть достойная замена - это маленькая девочка Даша. Свою первую картину в технике пластинографии.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
О задатках и способностях
Опубликовано: 30 марта 2015 в 15:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «О задатках и способностях» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пустакина (УИ 328077) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД