Эля Прудских
О воспитании у ребенка дошкольного возраста потребности быть здоровым
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье, ЗОЖ– та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека правильный образ жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ. Как сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста – вопрос, который пытаются решить как педиатры, так и педагоги. Профилактика простудных заболеваний повышение защитных сил организма – главное, чем необходимо работать в детском саду. За последние 5 лет резко ухудшелось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра гигиены и охраны здоровья детей и Российской академии наук физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, количество здоровых дошкольников состовляет всего лишь 10%.Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, а 50% детей – хронически больные. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболевания являются – ОРЗ,ООВИ, в последнее время не отстаёт от простудных заболеваний и педикулёз, чесотка.
Публикация «О воспитании у ребенка дошкольного возраста потребности быть здоровым» размещена в разделах
Перед коллективом нашего ДОУ, возникли вопросы: Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать образовательную деятельность, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физической культуры для всех детей? Как достичь в процессе занимательного дела оптимального сочетания оздоровительного компонентов физкультурной деятельности? Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет валеология – наука о здоровье. Валеология утверждает, что здоровье каждого человека прежде всего зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы ЗОЖ.
ЗОЖ определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собою, с другими людьми, с обществом и природой.
Валеологическая воспитательная работа осуществляется в следующих направлениях:
1. «Я и мое здоровье». Резервы моего здоровья – мое богатство.
2. «Я и другие люди». Взаимодействие в коллективе как условие, здоровья ребенка.
3. «Семья – древо жизни». Моя родословная. Моя роль в семье.
4. «Мальчики и девочки – чудо природы». Половые различия как основа мироустройства.
5. «Я и общество». Явления общественной жизни, социальные институты.
6. «Я и мир вещей». Увлекательное отношение к творениям рук человеческих.
7. «Мир природы». Взаимодействие с природой как основа здоровья.
Приоритетным направлением валеологического воспитания является формирование нравственных качеств ребенка, которые станут в дальнейшем фундаментом его здоровья.
Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в свои собственные силы и доверять миру.
Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым. Он должен осознать, что здоровье человека - важнейшая ценность, главное условие любой жизненной цели, что каждый сам ответственен за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать ребенка на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции, дать почувствовать удовольствие от процессов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.
Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Работу по здоровому образу жизни я начала со второй младшей группы. Целью моей работы было:
1. Научить детей любить себя и свой организм, любить окружающих людей.
2. Знать, что от хороших и плохих поступков зависит их здоровье, здоровье окружающих.
3. Следить за своей речью, не произносить плохих слов.
За основу своей работы взяла программу «Воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией Васильевой М. А., Гербовой, Комаровой Т. С., которая предусматривает выполнение следующих задач:
- Охрана и укрепление здоровья.
- Разработать комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года.
- Показать роль воспитательно-образовательного процесса и совместной работы с семьёй
по воспитанию здорового ребёнка.
- Разработать практический материал для работы по формированию основ здорового образа жизни.
- Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Также, использую пособие Л. Ф. Тихомировой «Уроки здоровья», Шарыгиной Т. А. «Беседы о здоровье», Картушиной М. Ю. «Быть здоровыми хотим».
В течении года реализовала два проекта: «Ешь витамины и не болей», исследовательский проект: «Необычные приключения капельки».
Для усвоения гигиенических навыков использую дидактические и сюжетно – ролевые игры: «Лекарственные растения», «Кукла Маша принимает гостей», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», а также знакомлю с предметами личной гигиены через игру. Использование художественного слова превращает культурно-гигиенические процедуры в увлекательную веселую игру: потешки «Водичка - водичка», «Расти коса до пояса», отрывки из «Мойдодыра» К. И. Чуковского и др. Работа направлена на формирование навыков личной гигиены: тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки; знать и называть части тела; полоскать рот после приема пищи и др.
Большое внимание уделяю формированию навыков самообслуживания. Важно научить одеваться в соответствии с временем года, чтобы сохранять свое здоровье. Одежда должна быть свободной, не стеснять движений, обувь должна соответствовать размером ноги. Ведь неудобная спадающая с ноги или слишком тесная обувь может стать причиной травм. Рассматривая одежду, выясняем, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, их словарь, развивают стремление ребенка бережно относиться к себе.
Для достижения качества работы провожу её в разных видах детской деятельности: в играх, на прогулке, в трудовой деятельности, на занятиях, в самостоятельной деятельности, в экспериментировании
Важное значение имеет и развивающая среда. В группе имеется «Уголок здоровья», дидактические игры оздоровительного характера. Учим детей строить общение на принципах уважения, сочувствия и понимания, создавая положительный эмоциональный фон в течение всего дня.
Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаю внимание детей на хрупкость и сложность нашего организма, а также необходимость бережного отношения к своему телу, уходу за ним. Помогают в работе беседы: «Откуда берутся болезни», «Чтобы кожа была здоровой», «Для чего нужна зарядка», а так же различные дидактические игры. Беседуя с детьми, обращаю внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Например, соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощенье и подарки от незнакомых людей, быть осторожными при контакте с незнакомыми и тем более с бездомными животными, обучала основным правилам безопасного поведения на улицах. Использую в работе сказки: «Заюшкина избушка», «Кот, петух, лиса», «Сказка о глупом мышонке». На занятии по теме: «Кто я?» - дети учились называть свое имя, фамилию, сколько лет. Играли в игры: «Что у меня есть?» (тело, органы, отмечали части своего тела, рассматривали цветные иллюстрации с целью ознакомления с органами человека.
В формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой. Большое внимание уделяю закаливанию детей. Ежедневно провожу утреннюю гимнастику, послесоновую гимнастику, гимнастику для глаз, мытье рук и лица прохладной водой, самомассаж по А. М. Уманской, физкультурные минутки, подвижные игры в помещении и на воздухе, физкультурные занятия.
Известное выражение гласит: «Мы есть то, что мы едим». Через игры, беседы, игровые ситуации выясняем с детьми, какие продукты полезные, а какие вредные для организма человека. И гры «Сервировка стола», «Зачем нужна посуда», «Столовая посуда», «Чайная посуда», «Что мы едим на завтрак, обед, ужин?», «Кто что любит». Играя с детьми в игру «Кто что любит» объясняю, что животные едят то, что полезно. Кто – то кушает растения, кто – то питается мясом. Люди тоже должны есть только полезную пищу.
Огромную роль в воспитании по ЗОЖ играет и семья. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, привлекла к работе родителей. Разработала перспективный план работы с родителями на 1 год, который позволил мне строить эту работу планомерно. Изучая тему «Моя семья» дети учились называть имена родителей, кто, где работает, что делает дома мама, папа, рассказывали об обязанностях всех членов семьи. Прошу родителей рассказывать детям о своей работе, обогатить элементарные знания. Использовала игры: «Назови ласково», «Добрые слова»
Дети дошкольного возраста стремяться быть сильными бодрыми, уверенным в себе: кататься на велосипеде, хорошо плавать, бегать не уставая. Плохое самочувствие, болезни, являются причиной отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения, поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научится заботиться о нем, не вредить своему организму. Результатом работы явилась высокая посещаемость в моей группе.
Надеюсь, что полученные знания будут способствовать формированию у детей привычки в здоровому образу жизни уже в дошкольном детстве. Эта привычка позволит им успешно взаимодействовать с окружающей средой. Они научатся понимать, при каких условиях среда обитания (среда, жилище) безопасна для жизни и здоровья.