Галина Солнцева
Консультация для родителей «О свободе и непослушании»
▼ Скачать + Заказать документы
…«Я разрешаю ему не слушаться и делать выбор самому. Да, мой ребёнок очень непослушный. И да, меня это очень радует. Потому что у меня растёт не слуга, который выполняет все мои поручения, а будущий мужчина. И мне иногда приходится потрудиться и потратить время чтобы договориться с ним» …
…«А вообще, я каждый раз задумываюсь, а что плохого случится, если он не будет следовать правилам. Поэтому, простите, но мой ребёнок носится в поликлинике по коридору, и я не вижу в этом ничего плохого. И перчатки он носит тогда, когда захочет. Тем самым я показываю, что уважаю его мнение и уверена в нем. Он принимает решения и несёт за них ответственность.»
Публикация «Консультация для родителей „О свободе и непослушании“» размещена в разделах
Это отрывки из текста, написанного молодой мамочкой. Его я обнаружила у нее на страничке в соцсети, когда пыталась разобраться в причинах неуправляемого поведения ее сына, одного из воспитанников нашей группы.
С подобным «подходом» в воспитании, мне приходилось сталкиваться и раньше, общаясь с родителями. Одним из контраргументов в моем арсенале был пример с «Переходом улицы на красный свет светофора» : есть правило, и нарушение его может привести к несчастью. Последовательное соблюдение правил и ограничений сохраняет нам жизнь и его, это правило, соблюдают…
Интересно, когда и почему вообще изменился взгляд на воспитание в нашем обществе? Почему, с некоторых пор, родители и воспитатели стали обращать свои взгляды кто на Запад, кто на Восток. И чем, собственно, это грозит нам?
До начала 90-х годов прошлого столетия общепринятой была единственная концепция коммунистического воспитания, где семья воспитывала ребенка под присмотром общества, коммунистической партии,
которая, между прочим, не отказывалась от ответственности за каждого своего члена.
Еще раньше, воспитание опиралось на «Святое писание» и главным помощником и цензором в этом процессе был Создатель.
В конце восьмидесятых годов двадцатого века начался новый этап поиска концептуальных подходов к воспитанию. Появились различные научные школы и отдельные ученые, которые разрабатывали теорию воспитания. Концепции призваны были ответить на три основных вопроса: каковы цели воспитания на современном этапе развития общества, каковы содержание и структура воспитательного процесса, кто в большей степени выступает в качестве субъекта воспитания.
Здесь важно обратить внимание на то, что воспитание, каким бы оно не было всегда неразрывно связано с нравственными ценностями этого самого субъекта, кем бы он ни был (родителем, педагогом или даже государством в целом, который стремится найти способы передачи этих ценностей воспитываемому.
А что же происходит с ценностями?
К концу 80-х годов наше общество окончательно приобретает все признаки общества потребителей. На смену душевности приходит материализм. Прежние ценности перестают быть актуальными. Более того, они зачастую мешают добиваться желаемого благополучия.
В начале 90-х годов большинство ученых в области педагогики обращаются к гуманистическому воспитанию. Центром воспитательного процесса становится ребенок, его личность и все что с ней связано. Актуальным становится даже термин «Педоцентризм» (педагогический принцип, отрицающий систематическое обучение и воспитание детей по заранее разработанным учебным программам и требующий организации занятий только на основе непосредственно возникающих у детей желаний и интересов).
Когда сами педагоги дезориентированы в категориях «хорошо» и «плохо», когда пропагандируются неведомые ранее идеалы свободы, такой подход обеспечивает и педагогам освобождение от ответственности, которую они несли в антидемократические периоды перед воспитуемым и обществом.
Поддержку такого воспитания обеспечивают и многие родители современных детей, которые росли в обществе, поощрявшем запреты. Они постоянно слышали слова «нет» или «нельзя» и делали все так, как сказали мама и папа. Запомнив обиды подросткового возраста, новоиспеченные родители решают предоставить своим детям полную свободу. Поначалу все прекрасно, но дети растут, и однажды родители вдруг неожиданно узнают, что их чадо не слушает никого, отказывается делать уроки и помогать по дому, и занято только своими собственными интересами.
В психологическом портрете современного человека начинают преобладать две основные черты: безудержный рост жизненных вожделений и принципиальная неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить. Это психология избалованных детей.
Интересным, в свете нового взгляда на воспитание личности, является и то, что почти одновременно с таким подходом Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 848 от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей». Выходит, что наряду с демократией возникает ситуация, в которой ребенок нуждается в правовой защите элементарных потребностей на мировом уровне! Значит ли, что единственной возможностью избежать катастрофических последствий является необходимость обуздать освободившегося человека жесткими законами? А моральные и нравственные ценности теряют свою силу в условиях свободы? Парадокс…
Идеи гуманизма помогли справиться с предрассудками прошлого. Однако, некоторые современные гуманисты в своих убеждениях доходят до абсурда.
"В штате Флорида Кэт и Харланд Барнард, родители 17-летнего Бенджамина и 12-летней Кит, объявили забастовку в связи с тем, что их дети не помогают им по хозяйству. По словам 45-летней К. Барнард, она и ее 56-летний муж испробовали все методы, чтобы заставить детей вести себя как следует: плакаты воспитательного содержания, лишение карманных денег, консультации у психолога. Каплей, переполнившей чашу терпения, стало то, что Бенджамин не предложил матери помочь скосить траву на газоне, хотя ей только что сделали операцию. Неделю назад родители установили перед домом палатку и несколько лозунгов, один из которых гласит: "Бастуют родители". Спят они на надувных матрасах в палатке, едят барбекю и заходят в дом только для того, чтобы помыться в душе. Дети живут в доме, едят то, что приготовят себе сами из замороженных полуфабрикатов. За противостоянием отцов и детей наблюдает местная полиция, учителя и работники социальных служб. Местные стражи порядка три раза приезжали к дому Барнардов, но не пытались вмешаться. 17-летний Бен не очень доволен забастовкой и вниманием прессы. Однако его сестра говорит, что понимает родителей и намерена исправиться", - передает Би-би-си.
Забавная ситуация? Только не для американских родителей, связанных по рукам и ногам множеством запретов. Речь идет не только о физических наказаниях (кстати, если вздумаете шлепать ребенка, пока находитесь в западных странах, рискуете оказаться за решеткой). Но, даже такие наказания как лишение карманных денег, сладкого или возможности играть со своими игрушками, может быть сочтено слишком жестоким. Американские дети знают свои права. В этой стране считается нормальным, когда дети доносят на своих родителей. Нужно ли говорить, что воспитание детей во многих семьях превращается в проблему?
Но некоторые родители пошли даже дальше. Представьте себе школу, в которой дети могут делать все, что вздумается: рисовать на стенах, ездить на велосипеде, нецензурно ругаться. Ни экзаменов, ни контрольных. Любой урок можно пропустить. Ученик может выбить школьное окно и его не накажут. Все учителя преданы идеям развития у детей врожденных творческих способностей. Их задача не научить ребенка, а заинтересовать.
Это не вымысел, такая школа действительно существовала в США, в городе Сиэтл. Школа «Море и песок» начала свою работу в 1970 году. Это был экспериментальный проект учителей и родителей, которые придерживались общих убеждений, что ребенку необходима свобода, его нельзя принуждать. Школа была платной, обучение ребенка обходилось в кругленькую сумму. Вот некоторые принципы, которых старались придерживаться учителя и родители :
* Взрослые не имеют права требовать от ребенка послушания. Дети должны быть свободны, а взрослые должны относиться к ним, как к равным.
* Строго запрещаются любые наказания.
* Не следует просить детей выполнять какую-либо работу, пока им не исполнится 18 лет.
* Родители не должны требовать, чтобы дети говорили им "спасибо" и "пожалуйста".
* Нельзя вознаграждать ребенка за хорошее поведение. Вознаграждение - это скрытая форма принуждения.
* Успеваемость ребенка в школе является его личным делом, родители не должны вмешиваться в этот вопрос.
Заметьте, гуманистическое воспитание содержит множество запретов, просто все эти запреты - против родителей. По сути, запреты свелись к следующему: «Если взрослые не будут мешать, из ребенка обязательно вырастет талантливый творческий человек!» Вот воспоминания одной из учениц:
«…Если мне надоедало заниматься математикой, меня мирно отпускали в библиотеку сочинять рассказы. Историю мы изучали путем
воспроизведения самых маловажных ее элементов. В течение одного года мы толкли кукурузу, строили вигвамы, ели буйволятину и выучили два индейских слова. Это была ранняя история Америки. На другой год мы мастерили причудливые костюмы, лепили горшки из глины и богов из папье-маше. Это была культура Греции. А еще через год мы все изображали прекрасных дам и закованных в броню рыцарей, и это означало, что мы изучаем средневековье. Мы пили апельсиновый сок из оловянных кубков, но так и не узнали, что такое средние века. Они остались для меня некой Терра Инкогнита».
Не обучение, а сказка. Проблемы начались через несколько лет, когда учеников выпустили в жизнь. Воспоминания той же самой ученицы:
«Когда мы покинули стены школы, недавние счастливые дети оказались никому не нужными. У нас появилось ощущение своей полной никчемности. Куда бы мы ни пытались поступать, мы неизбежно оказывались слабо подготовленными и недостаточно развитыми в культурном отношении. Некоторым из нас реальная жизнь оказалась не по силам. Один из моих школьных друзей покончил с собой два года назад, после того как его в двадцать лет исключили за неуспеваемость из самой слабой школы в Нью-Йорке.
Преподаватели часто интересовались, как мне удалось поступить в старшие классы. Однако я сумела, хотя и с большим трудом, осилить не только среднюю школу, но и высшее образование (сначала закончить двухгодичный колледж, потому что на полный курс обучения меня нигде не хотели принимать, а потом Нью-Йоркский университет, испытывая к науке то неизменное отвращение, которое мне было привито в школе. Меня до сих пор поражает, что я получила степень бакалавра гуманитарных наук, и я предпочитаю считать себя бакалавром естественных наук.
И теперь я понимаю, что действительная задача школы заключается в том, чтобы увлечь ученика многообразием знаний, а если увлечь не удается, то втянуть его в этот процесс насильно. И жаль, что со мной так не поступили».
История кажется грустной.
Стоит ли ограничивать свободу детей? На этот счет психологи практически единодушны. И. Павлов, автор книг о детской психологии, преподаватель кафедры психологии развития Брестского государственного университета, убежден, что дети нуждаются в определенных границах. Это создает у них ощущение безопасности и стабильности. «Как бы ребенок ни протестовал против правил, если запретов не так много и все они грамотно обоснованы родителями, в глубине души он будет рад их выполнять», – поясняет Павлов. Запреты должны быть не «под настроение», а последовательны. Логика и обоснованность правил способны предотвратить множество проблем и создать в глазах ребенка осознанность действий. Многие современные родители опасаются : «Если мы что-то запрещаем, не подумает ли ребенок, что мы его не любим?» Как раз наоборот. «Ограничивая в чем-то ребенка, заботясь о его безопасности, мы даем ему понять, что он нам не безразличен, что мы любим его. Дети, которым родители все разрешают, могут решить, что они безразличны папе и маме», – рассказывает Павлов. Грамотный обоснованный запрет становится не ограничением, а защитой и показывает заботу родителей ( Источник: https://www.psyh.ru/rubric/4/articles/1460/© Наша Психология)
От себя хочу лишь добавить, что не стоит отказываться от того, что предлагали нам наши родители, а им, в свою очередь, их мамы и папы. Ведь, если Вы обращаетесь к этой проблеме, Вам небезразличны Ваши дети и их будущее, - Вы стали неплохими людьми. Так почему же сегодня Вы решаете, что Ваши «страдания» от родительских ограничений – зло? Ведь может, не стоит экспериментировать и не баловать малышей чрезмерно, дабы оградить их от ужасных переживаний, которые были в Вашем детстве? Может, все же, стоит взять на себя ответственность за их «путь через тернии…».
Желаю успехов в воспитании. Любите Ваших детей.