Дания Демидбаева
Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
О СОДЕРЖАНИИ ПРОГРАММЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время ведется огромная работа по возрождению духовно-нравственного и патриотического воспитания, поскольку именно это является гарантом жизнеспособности общества и преемственности поколений, без чего просто не сможет существовать ни одно государство.
Публикация «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Важно, как можно раньше донести до ребенка, что его Родина – Россия огромное государство, включающее в себя множество народностей, имеющих собственные национальные традиции, но объединенных общей историей и проживающих на единой территории по единым установленным государственным законам. Программа по патриотическому воспитанию в каждом образовательном дошкольном учреждении разрабатывается и утверждается самостоятельно на основе ФГОС ДО. При этом учитываются особенности и традиции данной местности (город, село, культурно-историческое наследие, индустриальная база, состояние материально-технического оснащения дошкольного учреждения, возрастные особенности воспитанников. Программа патриотического воспитания включает следующие разделы. Моя семья. Воспитанники младшей группы начинают воспринимать себя членами ближайшего круга родственников. Ребенок
погружается в мир семейных традиций, расширяет свои познания о членах семьи. Моя малая родина (город, поселок). Дети знакомятся с краеведческой информацией, специализацией трудовой деятельности родного края. У детей воспитывается стремление принимать участие в жизни малой родины. Моя Россия. Воспитанники знакомятся с географическими и климатическими
характеристиками России, в среднем дошкольном возрасте начинают давать знания о столице государства, гербе, флаге и гимне России и воспитывать уважение к государственной символике. Дети изучают географию, размещение крупнейших городов и регионов страны. У детей формируется понимание многонационального характера населения России, закладываются азы терпимого отношения ко всем народам и уважения к самобытным культурным правилам организации жизни. Природная сокровищница России. С младшей группы дети осваивают сначала элементарные представления о растениях на территории детского сада, а впоследствии изучают географию России, особенности растительного и животного мира. Культура родной страны. Детям дают начальные представления о народных традициях, праздниках, учат уважать глубинную мудрость (пословицы, поговорки, стихи, замечать красоту устного народного творчества (сказки, былины, декоративно-прикладные промыслы, обрядовые песни). Для реализации программы патриотического воспитания в группах необходимо оформить уголок национально-патриотического воспитания : тематические стенды (природа родного края, местные и государственные достопримечательности, известные горожане и соотечественники и т. п., уголки с государственной
символикой, мини-выставки изделий народного творчества [1].
Исходя из вышесказанного, очевидным становится тот факт, что педагог должен быть воспитан в духе патриотизма, хорошо знать свою страну и родной край, понимать все особенности и уникальность своей малой Родины, чтобы суметь воспитать в своих подопечных чувство любви к родной стороне, донести до них всю красоту родного края, показать взаимосвязь малой Родины с большой страной. Очень важным фактором является совместная работа воспитателей и родителей детей : информация, получаемая в детском саду, не должна вступать в противоречие с информацией,
декларируемой дома [2]. Родители и воспитатель должны заранее продумать и оговорить свое взаимодействие для успешной реализации патриотического воспитания и гармоничного личностного развития ребенка.
Подводя итоги, следует отметить, что нравственно-патриотическое воспитание – сложный и многофакторный педагогический процесс, когда через общение и совместную деятельность ребенка со взрослыми формируются и раскрываются нравственные и общечеловеческие грани его личности, происходит приобщение к региональной и национальной культуре, формируется бережное, ответственное и эмоционально-окрашенное отношение к своей Родине. Патриотическое воспитание должно обязательно быть комплексным, интегрироваться во все сферы жизнедеятельности ребенка, проводиться ежедневно не только в повседневной жизни, но и на специальных занятиях.
Литература
1. Зебзеева, В. А. Приобщение детей к русской национальной культуре как условие социализации
/ В. А. Зебзеева // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: междунар. науч. практ. конф. (8 октября 2015,
г. Казань). – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. – С. 161–164.
2. Дергач, Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Дергач // Дошкольная
педагогика. – 2009. – No 2. – С. 21–26.