Светлана Рябчикова
О развитии устойчивости внимания и его значении для обучения дошкольников в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие целенаправленного устойчивого внимания у детей дошкольного возраста является важным компонентом их подготовки к школьному обучению. В воспитании детей в детском саду ставятся задачи учебно-воспитательного характера, подчеркивается необходимость формирования у детей познавательных процессов и, в частности, внимания. В познавательном аспекте следует выделить значение такого свойства внимания, как устойчивость, благодаря которому возможен переход к новой ступени в познавательной деятельности.
Публикация «О развитии устойчивости внимания и его значении для обучения дошкольников в школе» размещена в разделах
От уровня развития устойчивости внимания зависит не только умение ребенка последовательно познавать конкретные объекты и явления в многообразии их свойств, но и возможность дифференцировать эталоны системы, усвоение которых является условием развития психики ребенка.
Способность сохранять внимание на объектах, включенных в игровую деятельность или в учебные занятия, порождает у детей стремление к более детальному познанию свойств и отношений между предметами, выявлению некоторых обобщенных особенностей, характеризующих группы предметов. Возможность успешного усвоения детьми дошкольного возраста знаний об окружающем в процессе специально организованных занятий и в деятельности, лишь косвенно связанной с обучением, зависит от устойчивости внимания. При переходе к школьному обучению развитое устойчивое внимание выступает как важное условие усвоения школьной программы. Исходя из этого, задача формирования устойчивого внимания у детей дошкольного возраста считается важной в системе подготовки ребенка к обучению в школе.
Возрастные различия устойчивости внимания дошкольников обусловлены преобладанием определенной мотивации деятельности.
В среднем дошкольном возрасте игровой мотив, ставший достоянием личности ребенка, придает значимость в положительный эмоциональный тон процессу выполнения деятельности, создавая таким образом, предпосылки для эффективного функционирования внимания.
В старшем дошкольном возрасте происходит изменение значимости отдельных мотивов. Мотив общения со взрослым, возможность выполнять задание по инструкции взрослого, определяют сохранение устойчивости внимания в деятельности даже в том случае, когда степень сложности деятельности велика и ребенку приходится вырабатывать новый способ действия для выполнения полученного задания. Особенности устойчивости внимания и ее динамика определяются также содержанием материала в деятельности детей. Значимость содержательной стороны материала обусловлена предметным миром, окружающим ребенка и развитием учебной деятельности.
Воспитывая детей старшего дошкольного возраста, взрослые стремятся научить детей дифференцировать эталоны и пользоваться ими в практической деятельности. Взрослые постоянно привлекают внимание детей к системе различных эталонов, усиливая их значимость в деятельности детей. В старшем дошкольном возрасте ребенок интенсивно осваивает использование общественно-фиксированных эталонов, и в частности, геометрических форм, в которых сконцентрированы общие свойства реальных предметов.
В старшем дошкольном возрасте организация устойчивости внимания достигается посредством значимости общения со взрослым наряду с тем, что содержательная сторона материала оказывает заметное стимулирующее влияние на проявление устойчивости внимания.
Устойчивость внимания у детей среднего дошкольного возраста имеет положительную динамику, обусловленную влиянием упражнения в деятельности, связанной с оперированием изображениями предметных объектов. Однако динамические особенности внимания детей среднего дошкольного возраста определяются несколько замедленным темпом овладения способом действия. Причиной замедленного темпа и дискретного характера внимания является недостаточная координация ориентировочных и исполнительских действий.
Устойчивость внимания детей старшего дошкольного возраста в большей степени испытывает организующее влияние упражнения, выражающееся в значительном подъеме продуктивности и совершенствовании качества выполнения деятельности.
Интенсивное освоение способов действия – одна из причин, приводящих к подъему устойчивости внимания на завершающем этапе выполнения задания. Наличие такого подъема устойчивости внимания в конце десятиминутного задания свидетельствует не только об отсутствии утомления и отвлечений, но и подтверждает познавательное отношение к содержанию материала, а также высокую значимость указания, полученного от взрослого.
Картина устойчивости внимания и ее динамика, характерная для детей шести-семи лет, имеет некоторые отличительные особенности. К старшему дошкольному возрасту дети уже имеют достижения в овладении действиями, направленными на организацию устойчивости внимания, поэтому у них достаточно отчетливо проявляются индивидуально-типические качества внимания. Особенности соотношения темпа и качества выполнения деятельности позволили определить типологию внимания детей старшего дошкольного возраста. Направленность внимания на безошибочное выполнение задания позволяет сохранить более высокую устойчивость внимания в процессе выбора геометрических фигур в комплексных структурах.
В специфике проявления устойчивости внимания заложены источники индивидуальных различий, которые проявляются в школе при восприятии нового материала. Отличительной особенностью динамики внимания детей старшего дошкольного возраста можно считать ее относительную равномерность, поскольку амплитуда колебаний продуктивности невелика.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Значимость содержания деятельности является существенным условием развития устойчивости внимания. Для детей среднего дошкольного возраста личностную зависимость может иметь материал реальных предметов и их изображений. Для детей старшего дошкольного возраста помимо указанного материала личностно важным может стать и материал эталонов.
2. Устойчивость внимания детей дошкольного возраста повышается в условиях усложняющегося содержания деятельности, которая приобретает для ребенка особую значимость. Признаки устойчивости внимания заметно ослабевают в ситуации недостаточной значимости экспериментальных объектов.
3. Устойчивость внимания детей дошкольного возраста зависит от способности к выполнению ориентировочных и исполнительских действий при осуществлении заданной деятельности. Внимание детей четырех-пяти лет носит дискретный характер в силу недостаточной координации указанных действий. У детей старшего дошкольного возраста непрерывная смена ориентировочных и исполнительских действий обеспечивает сохранение устойчивости внимания.
4. Действия внимания детей среднего дошкольного возраста недостаточно совершенны. Индивидуально-типические особенности начинают проявляться в развернутой форме лишь к старшему дошкольному возрасту.
Таким образом, установлено, что внимание ребенка созревает к шести годам. К старшему дошкольному возрасту устойчивость внимания стимулируется значимостью общения со взрослым, а также содержанием материала обобщенного характера.