Тамара Коренькова
О программе «Семейная Клоунтерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Клоунтерапия — это одно из новых направлений в практической психологии. Терапия смехом давно используется во всем мире. В нашей стране это направление еще достаточно молодо и применяется, как правило, в рамках «больничной клоунады». Специалист, работающий с ребенком, заинтересован в расширении диапазона своего профессионального инструментария, т. к. всегда имеет дело с неповторимой индивидуальностью. Клоун-терапия очень актуальна в поиске пути для встречи с семьей и ее поддержки в случае, если эта семья воспитывает «особого ребенка». В настоящее время достаточно востребованы арт-терапевтические техники в работе с детьми и их родителями, а также разнообразные социокультурные и художественные проекты. Среди широко зарекомендовавших себя видов арт-терапии, клоун-терапия занимает особое место. Она возникает на стыке нескольких видов терапевтической работы.
Публикация «О программе „Семейная Клоунтерапия“» размещена в разделах
- Клоун. Веселые клоуны в публикациях на МААМ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Что же такое клоун-терапия?
«Клоун-терапия – вид мультимодальной интерактивной арт-терапии, направленный на развитие ресурсов оптимизма, коррекцию смысложизненных ориентиров человека и групп».
Эффективность клоун - терапии доказана. Положительные эмоции, которые испытывает ребенок, родитель и сам специалист (психолог, аниматор или педагог) во время занятия, оказывают благотворное влияние на организм. Смех помогает разрядить обстановку, преодолеть страх и панику.
Одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО является взаимо-действие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Впервые о необходимости взаимодействия педагогов и родителей в конце XIX века заговорили выдающиеся отечественные педагоги: П. Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский и др.
По мнению П. Ф. Лесгафта и родители, и педагоги должны сохранить ценнейшие качества ребенка: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к по-знанию.
Педагоги – практики: Е. П. Арнаутова, В. Г. Алямовская, Н. Л. Бабкина, Г. В. Глушкова, И. В. Голенкова – утверждают, что наиболее важными про-блемами для взаимодействия являются:
- социально-психологическая культура участников взаимодействия (педагогов, родителей и детей);
- понимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности ребенка в целом;
- научно психолого - педагогические знания о ребенке и его воспитании.
В программе «Семейная клоун-терапия» для построения конструктивного взаимодействия с родителями используются нетрадиционные формы. Основанные идеи взаимодействия семейного психолого-педагогического сопровождения представлены в технологии, которая предусматривает партнерские взаимоотношения с родителями в разнообразных формах сотрудничества для создания уникальной среды психолого-педагогического взаимодействия с семей :
- совместные креативные игры,
- понтомимика,
- психомышечные упражнения в рамках управляемого игрового взаимодействия родителей и детей,
- двигательные, игровые, рисуночные упражнения проек тивного характера и многое другое.
Программа «Семейная клоун-терапия» использует активные способы взаимодействия со всеми участниками программы и позволяет решить актуальные проблемы, достигнуть приемлемых результатов «здесь и сейчас» и ознакомиться с вариантами решения разных целенаправленно сфабрикованных игровых ситуаций, которые могут быть полезны в повседневной жизни семьи.
Практический опыт работы по данной программе свидетельствует о том, что семейная клоун-терапия способствует :
- формированию личностного потенциала детей с различными образовательными потребностями и обеспечивает его успешность;
- направлена на активизацию познавательного развития ребенка;
- обеспечивает динамичные изменения в личностных ориентирах семьи в целом;
- позволяет в ходе сотрудничества повысить активность родителей, их инициативность, ответственность, а так же формировать их умение ориенти-роваться в многообразии интегративных подходов в развитии и воспитании детей.