Наталья Капустина
О необходимости устранения речевых нарушений в дошкольном возрасте
▼ Скачать +Заказ
О необходимости устранения речевых нарушений у детей
в дошкольном возрасте
Уважаемые коллеги! (СЛАЙД 1)
В каждом классе есть дети, которые испытывают трудности в обучении. В первую очередь это, конечно, дети с нарушениями в развитии психических процессов и нарушениями речи. Таким детям требуется коррекционное сопровождение, помощь учителя-логопеда и педагога-психолога.
Среди учащихся школы есть дети, имеющие отклонения в развитии устной и письменной речи. (СЛАЙД 2) Перед вами данные за три последние года.
Публикация «О необходимости устранения речевых нарушений в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Примерно половина из них – учащиеся первых классов. (СЛАЙД 3).
Действительно, процент поступающих в первый класс детей с речевой патологией довольно высок – около 50 % (СЛАЙД 4). Эти показатели близки к данным исследований по Санкт-Петербургу, и Ростову-на-Дону.
С какими же речевыми отклонениями приходят дети в школу? (СЛАЙД 5) Всегда значительный процент всех речевых дефектов составляет недостаточная сформированность средств языка (смысловой стороны речи, то есть словарь, грамматический строй, связная речь) и дефекты звукопроизношения. Но в первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи, то есть с речевыми дефектами, препятствующими овладению навыками письменной речи. Без своевременной систематической работы эти ученики, как правило, являются стойко неуспевающими на протяжении всего периода обучения не только по русскому языку и литературному чтению, но и по ряду других предметов.
Для них организуются на логопункте групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия, на которых ведё тся коррекционная работа по следующим направлениям: (СЛАЙД 6)
• Развитие фонематических процессов
• Коррекция звукопроизношения
• Обогащение словаря
• Формирование грамматического строя речи
• Развитие связной речи
• Развитие коммуникативных умений
• Коррекция неречевых процессов
Об эффективности своевременной коррекционной работы позволяют говорить данные, приведённые в следующем графике (СЛАЙД 7).
Как видим, показатели развития устной речи достигают нижней границы нормы. Но это лишь к концу года и лишь показатели развития устной речи, тогда, когда дети должны уже овладеть навыками письменной речи.
По данным Л. Г. Парамоновой (Санкт-Петербург, 50 % учащихся вторых классов имеют нарушения письма. Большую часть из них составляют дети, имевшие (или имеющие) нарушения устной речи. По нашим данным за последние три года, в среднем 25,53 % детей, имевших нарушения в развитии устной речи к концу первого года обучения в школе получают логопедическое заключение «Нарушения чтения и письма». (СЛАЙД 8). Почти все – дети с ОНР (точная цифра вычисляется).
Конечно, учащиеся, имеющие при поступлении в первый класс логопедическое заключение «ОНР» оказываются неспособны в нужный срок овладеть навыками письма, техника чтения также остаётся на низком уровне.
Таким образом, если бы недостатки в развитии устной речи были бы устранены до поступления детей в школу, то случаев дислексии (нарушения чтения) и дисграфии (нарушения письма) было бы значительно меньше.
Однако педагогам дошкольных учреждений и школ часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители 4-5, а иногда и 6-7 летних детей (особенно если ребёнок единственный в семье) не подозревают о серьезности нарушений речи и психического развития, считая, что у их ребенка все в порядке. Дефекты, не связанные со звукопроизношением, ими не замечаются. Предложение зачислить ребенка в логопедическую группу пугает многих родителей, воспринимается как трагедия. Бывает, они отказываются от логопедической помощи под самыми разными предлогами. Требуются индивидуальные беседы, чтобы убедить их в целесообразности регулярных логопедических занятий с ребенком.
Возникшие в школе трудности в овладении письмом и чтением зачастую не связываются родителями с нарушениями устной речи.
Пожелание педагогам дошкольного образования : всемерно способствовать повышению уровня компетентности родителей в вопросах развития устной речи детей (всех её компонентов) и (главное) связи её с процессом формирования письменной речи и успешностью обучения в школе в целом.