Людмила Загузина
Разучивание стихотворения «Медвежий сон» А. Костакова с использованием мнемотаблиц. Занятие в подготовительной группе
Продолжать детей учить работать с мнемотаблицами при составлении описательного рассказа, разучивание стихотворения для развитии памяти, речи.
Обучающие задачи:
1. Обобщить и закрепить знания детей об изменениях в природе зимой.
2. Упражнять в умении узнавать сказки и их героев;
3. Совершенствовать навыки запоминания с помощью мнемотехники;
4. Учиться строить высказывания с причинно-следственной связью.
5. Уточнить и обобщить представления у детей об условиях жизни растений, животных и людей зимой.
Развивающие задачи:
Публикация «Разучивание стихотворения „Медвежий сон“ А, Костакова с использованием мнемотаблиц, Занятие в подготовительной группе» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
1. Развивать монологическую речь, память, внимание, воображение;
2. Развивать умение выделять главную мысль;
3. Развивать коммуникативные умения: помогать друг другу, выражать свои действия в речи;
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать дружеские отношения;
2. Создать у детей эмоционально настроение.
3. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация
Художественная литература
Познание
Социализация
Художественное творчество
Музыка
Материалы к занятию :
1. Компьютер, проектор, экран;
2. Презентация к занятию.
3. Листы бумаги, цветные карандаши.
4. Мнемотаблицы.
Предварительная работа:
1. Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам Т. А. Ткаченко.
2. Беседы с детьми о зиме, зимних явлениях, зимних праздниках, о жизни растений, животных и людей зимой.
3. Рассматривание дидактических картин на темы «Покормим птиц зимой», «В зимнем парке», «Зимние развлечения».
4. Рассматривание пейзажных картин о зиме в творчестве разных худож-ников: И. И. Шишкин «На севере диком», И. И. Шишкин «Зима», И. И. Шишкин «Зима в лесу».
5. ИЗО-деятельность: рисование «Зима», «Зимние развлечения», аппликация «Снежинки», лепка «Девочка-Снегурочка».
6. Чтение произведений о зиме. В. Архангельский «Летят снежные пушинки»», Н. Павлова «Деревья зимой», Л. Толстой «Зайцы», Г. Скребицкий «Митины друзья», В Бианки «Синичкин календарь», О. Иваненко «Сосулька».
7. Заучивание наизусть: С. Маршак «Декабрь», Е. Трутнева «Елка», «Первый снег», И. Суриков «Зима», М. Познанская «Снег идет».
Ход занятия:
- Дорогие ребята, сегодня занятие будет сказочным, и начнём мы его со сказочной загадки.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!
- Как вы думаете, о какой царице идёт речь в этой загадке?
- Почему зиму здесь называют царицей?
- На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в тройке?
- Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
Упражнение на логическое мышление. Посмотрите на картинку-загадку и скажите, какого предмета не хватает?
Снежинка Снегирь Снеговик
Снегирь Снеговик Снежинка
Снеговик Снежинка?
Дети отгадывают, воспитатель прикрепляет снегиря вместо знака вопроса.
– Какая картинка в верхнем правом углу? В верхнем левом углу? В нижнем правом? в левом?
От какого слова получились эти слова?
От этого слова произошло и много других слов.
Сейчас мы с вами поиграем. К вам на ладонь будет падать снежинка. А чтобы она не растаяла, вы должны быстро назвать слова, которые произошли от слова снег.
Я читаю стихотворение, а вы — добавлете слова, связанные со словом «снег».
- Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег).
- На поселки, на лужок
Выпал беленький… (снежок.)
- Вот веселье для ребят
Все сильнее… (снегопад).
- Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в… (снежки).
- Рядом снежная фигурка
Эта девочка — … (снегурка).
Ребята сегодня мы с вами составим рассказы о зиме, о себе, и чтобы действительно рассказы получились красивые и понравились нашим гостям, я покажу нашу схему-помощницу. Глядя на схему, вы без труда вспомните, все, что вы знаете о зиме. Но сначала вспомним, что обозначает каждое окошко схемы.
Презентация.
Первое окошко – солнце. Какое зимой солнышко? (зимой солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет.)
Второе окошко – небо и осадки. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? (небо серое, низкое, часто идет снег, он покрывает землю белым ковром).
Третье окошко говорит нам о земле, есть ли трава, цветы, зелень. (зимой земля замерзает, нет ни травки, ни цветов, а реки часто покрыты льдом до весны).
В четвертом окошке – жизнь деревьев. Что происходит с деревьями зимой? (листья на деревьях и кустарниках уже опали; только, когда выпадет снег, деревья одеваются в белоснежный наряд; одни елочки стоят зелененькие, им мороз нестрашен, они стали еще красивее в снежном наряде.)
В пятом окошке – одежда людей. Кто расскажет, как одеваются люди зимой? ( зимой люди надевают самые теплые одежды: шубы, шапки, шарфы, теплые сапоги и обязательно варежки, чтобы не мерзли руки)
Шестое и седьмое окошко напоминают нам о жизни диких зверей и птиц. (Медведь всю зиму спит в берлоге. Зайцы, белки поменяли свой мех, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Белки запаслись на зиму орехами, желудями, шишками, развесили их на веточках на разных деревьях и помнят о всех своих запасах. Зайцы зимой едят кору деревьев, лисы охотятся за зайцами и выкапывают из-под снега мышей. Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались на зиму воробьи, вороны, синички, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильем, так легче прокормиться и не замерзнуть).
Восьмое окошко рассказывает нам о зимних забавах и праздниках. Кто расскажет о них? (самый веселый зимний праздник – Новый год. Дети наряжают елку, приходит Дед Мороз с подарками. Еще зимой дети катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много интересного вы рассказали о зиме. И, благодаря схеме, рассказ получается правильный и хороший. Мы сейчас объединим все ваши высказывания вместе и расскажем свои рассказы самостоятельно.
Но сначала отдохнем чуть-чуть и сделаем физкультминутку на снежной полянке. Все дети любят зиму, потому что можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках, лыжах.
Физкультминутка «Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
На катке потом катались,
А ещё в снегу валялись,
А потом домой пришли,
Съели суп и спать легли.
Разучим стихотворение «Медвежий сон», а чтобы легче нам его запомнить мы составим таблицу.
Послушайте внимательно стихотворение и скажите о чем оно.
Какие встретились не понятные слова. Посмотрим на экран: картинки «сочувствие», «косолапый», «берлога».
Сочувствует медведю
Зимой лесной народ.
Ни разу косолапый
Не встретил Новый год.
Ему бочонок с медом
Оставил Дед Мороз,
А он храпит в берлоге,
Прикрыв ладошкой нос.
Вторичное чтение воспитателем стихотворения.
Составление детьми самостоятельно таблицы по стихотворению.
Презентация работ детей, рассказывание стихотворения по таблицам.
Показ воспитателя детям своей таблицы.