Мялкина Екатерина Алексеевна
Нравственные качества, присущие ребёнку младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. «Нравы –это эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих поступках». Нравы – это изменяемые категории. Они воспроизводятся силой привычки общества, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.
Формирование нравственности у человека начинается в раннем возрасте и самое главное не пропустить этот этап, поэтому важно, чтобы взрослые сосредоточили внимание на особенности поведения ребенка в эти годы и объяснили разницу между понятиями «хорошо» и «плохо». Наиболее эффективным элементом нравственного воспитания является взаимодействие взрослого и ребенка.
Публикация «Нравственные качества, присущие ребёнку младшего школьного возраста» размещена в разделах
Какие качества формируются в процессе нравственного воспитания школьников?
Ответственность подразумевает принятие ребенком результата собственных поступков. Это личностное качество, определяемое чувствами и эмоциями ребенка по отношению к нормам общественности и обязанностям. Один из эффективных способов воспитания ответственности – применение санкций и запретов, например, ограничение ребенка в просмотре телеизора и поедания чипсов. Воспитание ответственности довольно тесно граничит с воспитанием честности.
Гуманизм представляет собой уважительное и заботливое отношение к людям. Взрослый должен воспитывать у ребенка способность к эмпатии.
Патриотизм – это личностное качество, выраженное в любви к своей Родине. Это не только любовь к Родине, но и к своей семье, дому, городу, родному краю, планете; гордость за страну, за заслуги, проживающих в ней людей. Патриотическое воспитание решает задачи различных аспектов воспитания: трудового, физического, умственного, эстетического.
Дисциплинированность и культура поведения подразумевают подчинение своего поведения установленным общественным нормам. Особенно это важно при взаимодействии в детском коллективе. Важно, чтобы ребенок понимал разницу между принятыми в социуме нормами и страхом перед наказанием.
Коллективизм – личностное качество, проявляющееся в принятии ребёнком себя как часть общества сверстников. Чувство коллективизма должно выражаться в уважении членов коллектива и возможности пренебрежения своими интересами во благо общественных. Для воспитания чувства коллективизма необходима совместная деятельность. О его сформированности можно судить по следующим качествам : взаимопомощь, контроль и сотрудничество.
Уважительное отношение к старшим является частью воспитания гуманности. Это качество стоит развивать на ранних этапах развития младшего школьника. Для успешного усвоения ребенком уважительного отношения к старшим данное качество должно быть основано на личном примере.
Понятие нравственное воспитание достаточно объемно. В педагогической литературе под нравственным воспитанием понимается
«процесс освоения индивидом нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении». Педагоги же определяют это понятие как труд учителя по созданию условий для формирования нравственных качеств учащихся и их деятельности, направленных на удовлетворение потребности, в совершенствовании человеческих качеств. И деятельность учителя должна быть направлена на обеспечение условий для развития в личности потребностей в нравственных качествах и их проявлении в своём поведении.
Л. А. Григорович выделила основные задачи нравственного воспитания :
1. Формирование нравственного сознания.
2. Воспитание и развитие нравственных чувств.
3. Выработка умений и привычек нравственного поведения.
Младший школьник воспринимает содержание сказки с двух сторон - с позиции восприятия сказочной (выдуманной) реальности и с позиции собственного понимания. Поэтому педагогу следует обращать внимание на то, каким образом ребенок воспринимает сюжет сказки. У младших школьников на данном уровне недостаточно развито воображение. Литературное произведение воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не стараются определить позицию автора, не обобщают прочитанное.
Дети младшеего школьного возраста оценивают персонажа с точки зрения «плохой» или «хороший», у них складывается своё отношение к нему. У ребёнка может возникать разногласие между эмоциональным и моральным отношением к персонажу.