Ольга Владимировна Кастерина
Нравственные ценности как вектор развития человека в условиях глобальных вызовов 21 века
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственные ценности как вектор развития человека в условиях глобальных вызовов 21 века
А ты?
Входя в дома любые -
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш,
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
СЛЕД / Леонид Мартынов
Публикация «Нравственные ценности как вектор развития человека в условиях глобальных вызовов 21 века» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2023
Мир, в котором мы живем, постоянно меняется! Каждое поколение оставляет свой след в общественном, культурном, экономическом развитии нашей планеты, изменяет не только самосознание каждого человека, но и порождает новые явления, способные повлиять на целые цивилизации. Особенно остро мы чувствуем эти изменения в наше время - век стремительного прогресса и цифровизации.
Но как бы не менялась история разных поколений, одно остается неизменным и способным сплотить общество - это жизненные ценности, этические законы, которые передаются как нравственный ориентир от одного поколения к другому.
Многими поколениями создавались общепринятые нормы поведения, законы в обществе, а вместе с ними жизненные ценности. В их число входят забота о родных и близких, создание семьи, верность Отчизне, уважение к другим людям, забота о животных, сострадание к бедным и больным, доброта и искренность в отношениях. Все это является обязательными атрибутами в жизни человека. Каждый из этих приоритетов должен служить ценностной основой для выстраивания ребенком своей судьбы. И кому как не учителю стремиться помочь разобраться, не сбиться с пути, быть старшим наставником подрастающего поколения перед глобальными вызовами XXI века.
Не случайно, в наше время вопрос воспитания, как важного условия развития нашего государства, стал приоритетным.
Каждая неделя в школе начинается с исполнения гимна РФ и гимна Тамбовской области, с поднятия флага России и Тамбовской области. Каждый понедельник начинается с занятия «Разговоры о важном». Цикл занятий был посвящён семейным ценностям : «День отца», «День матери», «Год педагога и наставника». В рамках этих занятий ребята задумались о том, как важно любить и ценить своих родителей, своих близких и заботиться о них. В цикле мероприятий «Разговоры о важном» говорили о выдающихся людях нашей страны, таких как: Э. К. Циолковский, М. В. Ломоносов, Дм. Менделеев, С. П. Королёв, Ю. А. Гагарин, С. В. Михалков, об их вкладе в развитие нашего общества и государства. В каждом занятии присутствует региональный компонент. Говоря о выдающихся людях в масштабе всей страны, стараемся не забывать о знаменитых людях Тамбовской области, об их вкладе в развитие Тамбовщины и России. Среди них С. В. Рахманинов, И. В. Мичурин, А Скворцов – лётчик-космонавт, В. М. Бобров и многие другие. На примере этих людей стараемся привить детям любовь к Родине, интерес к научным открытиям, творческим и спортивным достижениям. Важно знать и понимать, какую пользу может принести каждый человек, занимаясь любимым делом в любой области деятельности.
В рамках патриотического воспитания проводились следующие мероприятия: конкурс песен ко Дню Победы, все классы школы исполняли песни военных лет. В феврале ежегодно проводится конкур «Строя и песни». Ребята четвё ртых классов в течение месяца готовились к данному мероприятию: учились выполнять строевые команды и движения, разучивали слова песни и строевой шаг, готовили форму. На мероприятие в жюри были приглашены офицеры полиции г. Моршанск, которые по достоинству оценили участников. Ученики волновались, но в тоже время старались достойно выступить перед настоящими офицерами полиции. В марте проводился классный час «Православные защитники Руси». Ребята самостоятельно готовили материал о Ф. Ф. Ушакове, Александре Невском, Дмитрии Донском. Рассказали об их роли в истории нашей страны ученикам младших классов. Патриотическое воспитание, в связи со специальной военной операцией в Украине сейчас выходит на первый план. Ученики начальных классов на уроках изо и технологии изготавливают поздравительные открытки и пишут письма бойцам СВО: к Новому году, ко Дню защитника Отечества, ко Дню Победы, поздравили со Светлым Христовым Воскресением. Дети с любовью и благодарностью относятся к нашим бойцам. Они желают им скорейшей победы и возвращения живыми домой. Всем желают мирного неба над головой. Сейчас это одно из главных желаний всех жителей нашей страны.
Большим потенциалом в формировании ценностных ориентаций обладают уроки основы православной культуры. Уроки ОПК направленны на формирование способности к духовному развитию, укреплению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести.
Как показало время, изучение курса «Основ православной культуры» создает предпосылки для формирования системы духовно-нравственных ценностей и развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, помогает учащимся в социализации и самоопределении в будущем. Соблюдение нравственных норм при систематической работе на занятиях становится внутренней потребностью младших школьников.
Преподавание курса ОПК ставит и решает определенные задачи:
- ознакомление с системой морально-нравственных ориентиров гражданина;
- получение информации о традициях и обычаях родного края;
- развитие разговорной : диалогической и монологической речи;
- развитие творческих способностей учащихся;
- повышение общей культуры младшего школьника и воспитание уважения к старшим;
- превращение «минусов» в «плюсы», борьба с плохими привычками.
На уроках православной культуры изучаются притчи. Притчи могут использоваться как средство духовно-нравственного воспитания и формирования ценностных ориентаций детей. Притчи обязательно нужно связывать с примерами из современной жизни.
Притча – это не просто поучительные тексты, которые могут чему-то научить или помочь извлечь урок для себя. Притча, являясь огромным воспитательным потенциалом, развивает аналитическое и критическое мышление, логику. А для достижения результативности и положительного эффекта использую различные формы, методы и приёмы работы с текстом.
Важную роль в воспитании подрастающего поколения служит пример святых угодников Божиих и подвижников благочестия, являясь своеобразной путеводной звездой для многих людей. Своей жизнью святые показали, к какой высоте богоподобия, духовной красоте призван и способен человек. «Памятниками святых служат не могилы, гробницы, столбы и надписи, но добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть». Писал Иоанн Златоуст. Образы святых, их жизнь и подвиг должны стать частью содержания воспитания в современной школе. Без знаний о русских православных святых школьнику невозможно постичь глубину русской культуры, подлинный смысл истории России, понять ее сегодняшнее бытие.
Таким образом, в нашей школе проводится активная работа по формированию нравственных ценностей обучающихся в урочное и внеурочное время. Несмотря на глобальные перемены, которые нам несёт 21 век, духовный мир человека остается неизменным. По-прежнему ценится доброта, любовь, забота, милосердие, сострадание и другие человеческие качества.