Аалто
Нравственное воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание в детском саду.
То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества. С каждым годом увеличивается количество эмоционально неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества. В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, эмоциональной отзывчивости. Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, проявить свое сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли людям, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Детская агрессивность последние десятилетия очень высока и вызывает значительную тревогу у взрослых, а способность сопереживать, сочувствовать, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Из этого следует, что у детей меняются нравственные ориентиры, что мы взрослые — не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Страшный дефицит нашего времени — дефицит доброты! Данное явление непосредственно имеет отношение к наиболее значимой проблеме — психологическому здоровью детей. Ни для кого не секрет, что, когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности и защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный, психически здоровый ребенок. Но, к сожалению, в наш прогрессивный век у взрослых все меньше и меньше времени остается на общение с детьми, а ребенок оказывается не защищенным от всего многообразия переживаний, окружающих его в современном мире, вследствие чего формируется неправильное отношение к поступкам и действиям людей, что в свою очередь приводит к негативным последствиям в виде агрессии, непонимания другого человека, незнания того, как лучше и правильно реагировать на боль другого человека. С каждым годом увеличивается количество эмоционально неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагога. Бесспорно, ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность. Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Наша работа по нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной общеобразовательной программе ДОУ» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»). Цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
Публикация «Нравственное воспитание в детском саду» размещена в разделах
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В своей работе мы стараемся соблюдать принцип интеграции нравственного воспитания в различные виды детской деятельности :
игровую: проведение пальчиковых, дидактических, сюжетно-ролевых, словесных, подвижных, народных и хороводных игр, игр-забав. В организации сюжетно-ролевых игр учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил», («Давай помиримся»)
В группах ДОУ воспитателями созданы центры социально-коммуникативного развития, где собран теоретический и практический материал:
литература для детей (рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);
литература для родителей и педагогов;
аудиокассеты и видеоматериалы: демонстрационный и раздаточный материал для проведения НОД;
игры по нравственному воспитанию;
иллюстрации.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность — задача нелегкая, очень ответственная, но благодарная.